Средняя группа «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
ГАПОУ СМПК
Конспект
Диагностических методик по математическому развитию
с детьми старшей группы МАДОУ «Детский сад №11»
студентки группы 47 специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Газизуллиной Карины Фанилевны
Дата проведения:________________________
Преподаватель:___________ /Шарапова О.В./
Рук. практики:___________ /Алкаева Н.П. ./
Воспитатель: ________________ /………...…/
Стерлитамак, 2020 г.
Средняя группа «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Диагностические задания
Что изучается?
| Дидактические игры, упражнения, вопросы
| Содержание диагностического задания
| Критерии оценки
|
|
|
|
| Уровень усвоения количественного счета в пределах 5
| Счет до пяти.
Материал: набор игрушек (5 шт.)
| 1. Ребенку предлагается посчитать до 5.
2. На столе в ряд выставлены игрушки. Ребенку предлагается сосчитать количество игрушек, отсчитать 3 (2, 1) игрушки
| 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
| Уровень усвоения порядкового счета в пределах 5
| Порядковый счет предметов в количестве 5 штук.
Материал: набор игрушек (5 шт.)
| Вопросы: - На каком по счету месте стоит пирамидка? - Которая по счету машинка? - Найди пятую игрушку и скажи, о какой игрушке я говорю? - Которая по счету игрушка тебе больше нравится? Задание: возьми вторую игрушку и поставь ее на пятое место
| 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
| Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета и метода наложения и приложения
| Счет и сравнение количества предметов разными способами.
Материал: счетная линейка, коробка с набором геометрических фигур (5 кругов, 5 квадратов)
| 1. Ребенку предлагается на верхнюю полоску счетной линейки выложить все круги, а на нижнюю - все квадраты. Вопросы: - Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов? - Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (Поровну, одинаково.) - Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов? (Кругов больше, чем квадратов, или квадратов меньше, чем кругов.)Примечание. В начале года детям можно задавать наводящий вопрос: чего больше кругов или квадратов? Как сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.)
Примечание. Задание считается выполненным, даже если ребенок не может рассказать, как это сделать, но сам выполняет процесс.
| 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
|
|
|
|
| Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов
| Классификация полосок по длине и ширине.
Материал: 5 полосок разного цвета, сделанных по принципу дозированного увеличения или уменьшения по длине (ширине) каждой последующей
| 1. Ребенку дается набор полосок одинаковой ширины, но разной длины. Задание: разложи полоски от самой длинной до самой короткой. Вопросы: - Какая полоска самая длинная (короткая)? - Какие из полосок длиннее зеленой? - Какие из полосок короче красной?
2. Ребенку дается набор полосок одинаковой длины, но разной ширины. Задание: разложи полоски от самой широкой до самой узкой. Вопросы: - Какая полоска самая широкая (узкая)? - Какие из полосок шире синей? - Какие из полосок уже желтой?
| 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
| Умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты
| Сравнение предметов по высоте. Материал: 5 разноцветных башенок (пирамидок) разной высоты
| Перед ребенком ставится 5 разноцветных башенок разной высоты. Вопросы: - Какая башня самая высокая? - Какая башенка ниже красной? - Какая башенка выше зеленой?
| 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
| Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой
| Дидактическая игра «Геометрические фигуры». Материал: набор плоскостных фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал (каждая фигура представлена в трех вариантах цвета и размера)
| Ребенку предлагается рассмотреть набор плоскостных геометрических фигур.
Задание: назови геометрические фигуры, которые ты знаешь. Вопросы: - На какой предмет похож круг? - На какую фигуру похожа книга?
Задание: выбери все круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники. Вопросы: - Чем отличается круг от треугольника? (У треугольника есть углы, а у круга их нет, круг катится, а треугольник нет.) - Чем отличается треугольник от квадрата? (У квадрата 4 угла, а у треугольника - 3.) - Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У квадрата все стороны одинаковые по длине, а у прямоугольника две стороны длинные и две стороны короткие.)
| 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
|
|
|
|
| Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы
| Дидактическая игра «Посмотри вокруг».
Материалы: предметы треугольной, круглой, прямоугольной формы
| Задание: посмотри вокруг. Назови предметы квадратной (треугольной, круглой, прямоугольной) формы.
Примечание. Воспитатель предварительно размещает предметы в группе
| 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
| Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве
| Дидактическая игра «Где находится предмет?».
Материал: кукла, мячик, машина, пирамидка; картинка, на которой наклеены: в центре - медвежонок, справа от него - машина, слева - пирамидка, вверху - самолет, внизу - кораблик
| Задание: покажи правую руку, левую. Возле ребенка расставляются игрушки. Вопросы: - Что находится слева от тебя? - Что перед тобой? - Где находится кукла? Ребенку предлагается рассмотреть картинку.
Вопросы: - Кто находится в центре листа? - Что находится справа (слева, вверху, внизу) от медвежонка?
| 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
| Временные представления детей (последователь- ность частей суток)
| Дидактические игры:
1. «Части суток».
2.«Закончи предложение». Материал: набор картинок с изображением частей суток
| 1. Ребенку предлагается рассмотреть набор картинок с изображением частей суток.
Задание: покажи картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь). Ребенку указывают на одну из картинок. Вопросы: - Какая часть суток изображена на картинке? - Объясни, почему ты так думаешь. Ребенку предлагается разложить все картинки по порядку. Вопросы: - Что сначала: утро или день? - Какая часть суток сменяет утро (день, вечер, ночь)? - Назови по порядку все части суток, начиная с утра. - А какая часть суток сейчас? - В какую игру мы играли вчера?
2. Ребенку предлагается закончить предложения: Мы обедаем днем, а ужинаем ... Мы делаем зарядку утром, а спим... Мы в детский сад идем утром, а возвращаемся домой... Ночью мы спим, а днем...
| 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданиями с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
|
|