|
|||
Задания и упражнения. Об искренностиЗадания и упражнения Задание 1. Внимательно прочитайте отрывок речи Роберта М. Хетчинса «Что такое университет?». Университет – это община ученых. Это не детский сад, не клуб, не реформаторий; это не политическая партия и не агентство по пропаганде. Университет – община ученых. Ученые, составляющие эту общину, были избраны своими предшественниками, потому что оказались наиболее подходящими для преподавания той или иной отрасли знания. Лучший университет тот, в котором наибольшая часть ученых являются самыми компетентными в выбранных ими отраслях науки. До известной степени возможности университета привлекать наилучших ученых ограничиваются тем вознаграждением, которое он в состоянии предложить. В известной мере они зависят от условий библиотек и лабораторий, которые он может предоставить. Но известно, что великие ученые жертвовали материальными и другими благами ради одного, совершенно неотъемлемого для их призвания – свободы. Без свободы исследования, свободы суждений и свободы преподавания университет не может существовать. Без этих свобод университет становится политической партией или агентством по пропаганде. Он перестает быть университетом. Ответьте на следующие вопросы: 1. В чем достоинства этой речи? 2. Какая ключевая мысль в речи? Легко ли вам было сформулировать эту мысль? 3. Какие аргументы в пользу тезиса «университет – это свобода мысли» вы добавили бы? 4. Перескажите текст . Задание 2.Внимательно причитайте следующий текст Об искренности Длительное и полное счастье в любви возможно лишь в прозрачной атмосфере совершенной искренности. Раньше достижения такой искренности любовь остается лишь испытанием. Живешь в ожидании, и поцелуи и слова имеют лишь временный характер. Необходимо, чтобы искренность стала естественной и необходимой, чтобы оба сознания были почти одинаковы, одного объема, одного качества и чтобы любовь, объединяющая их, была глубока. Поэтому жизнь большинства людей проходит без того, чтобы они встретили душу, с которой могли быть искренними. Но невозможно быть искренним с другим, не научившись быть искренним с самим собой. Эта искренность есть не что иное, как сознание и анализ, ставшие почти инстинктивными мотивами всех движений жизни. Когда вы достигли искренности по отношению к самому себе, еще не следует, что мы должны ею делиться с первым встречным. Человек самый искренний вправе скрывать от других людей большую часть своих ощущений и мыслей. Если вы не уверены в том, что сказанная вами правда будет понята, то молчите. Отразившись в других людях, эта правда покажется совсем не тем, чем она была в вас, и, приняв в их глазах вид лжи, она причинит им такое же зло, как настоящая ложь. Что бы ни говорили абсолютные моралисты, когда находишься среди людей различного с вами сознания, всякая правда, чтобы произвести впечатление правды, нуждается в умелом приспособлении. Сам Христос обязан был приспосабливать большинство истин, которые он открывал своим ученикам. Если бы Он обращался к Сенеке или Платону, вместо того чтобы говорить с галилейскими рыбаками, Он, вероятно, сказал бы им нечто отличное от того, что говорил. Царство искренности начинается лишь там, когда это приспособление не нужно. Тогда мы входим в привилегированную область доверия и любви. Это очаровательное побережье, где ходишь нагим и купаешься вместе с другими в лучах благодетельного солнца. До этого часа мы жили с опаской, как виновные. Мы еще не знали, что каждый человек имеет право быть таким, какой он есть, что в его мысли и сердце, равно как и в его теле, нет ни одной части, которой следовало бы стыдиться. Мы больше не одиноки среди тайн нашего сознания. И самые жалкие, открываемые в них скрытые места не только не повергают нас в печаль, как прежде, но заставляют еще больше любить твердый и мягкий свет, направляемый на них двумя соединенными руками. М. Метерлинк. Разум цветов. – М.: Московский рабочий,1995. – С.95 -97. Сформулируйте ответы на следующие вопросы: 1. Трудно ли вам было пересказывать этот текст? Если, да, то с чем это связано? 2. Есть ли в тексте элементы художественного воздействия? 3. Какая ключевая мысль в этом тексте? 4. Что можно возразить писателю? Задание 3. Постройте речь на основе заметки А.П. Чехова «Хорошая новость». Расположите материал так, чтобы он превратился в ораторскую речь на тему «Речевое мастерство». Речь не может звучать свыше 5 минут. В Московском университете с конца прошлого года преподается студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ – десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате достигается известный эффект – non multum sed multa. Рассказывают про почтенного В.В. Стасова, который несколько лет назад в Клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую; постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушел, не сказав ни одного слова. А сколько анекдотов можно было бы рассказать про адвокатов, вызывающих своим косноязычием смех даже у подсудимого, про жрецов науки, которые «изводили своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полное отвращение. Мы люди бесстрастные, скучные; в наших жилах давно уже запеклась кровь от скуки. Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. Чехов А.П. Хорошая новость // Собр. соч. в 12тт. Т 7. – М.: Правда, 1985. – С.384-386. Сформулируйте ответы на следующие вопросы: l Почему искусство красноречия необходимо не только тем, о ком говорит А.П. Чехов, но и вам лично? l Что можно было бы добавить к авторской аргументации исходя из вашей повседневной деятельности? Задание 4. Самооценка коммуникативной компетентности педагога (В.В. Соколова). Отвечая на вопросы, выберите один из предлагаемых вариантов ответа: да, иногда, нет. 1. Вы меняете задания к упражнениям, задачам, предлагаемым авторами учебников, давая их в своих формулировках? 2. Вы считаете необходимым прогнозировать процесс общения на занятии, планировать его организацию? 3. Владеете ли вы приемами поддержания своего эмоционального равновесия? 4. Вы по-разному настраиваетесь на занятия разных дисциплин? 5. Готовясь к занятию по теме, которая уже неоднократно вами объяснялась, вы находите в ней нечто новое? 6. Вы владеете индивидуальным стилем общения? 7. Для вас бесспорно, что недоброжелательный и необъективный человек профессионально не пригоден к педагогической деятельности? 8. Вы считаете, что дружеские отношения с учащимися являются основой успешности вашей педагогической деятельности? 9. Вы разнообразите форму обращения с учащимися? 10. Вы иногда вспоминаете, глядя на учащихся, свои переживания, которые были у вас в их возрасте? 11. Вы меняете стиль общения в зависимости от осуществления разных направлений вашей деятельности? 12. Обдумывая объяснение нового материала, вы ищете такую речевую форму, которая позволила бы не только услышать вас, но и увидеть то, о чем вы рассказываете? 13. Вы владеете системой риторических приемов и пользуетесь ими при организации общения? 14. Вы стараетесь не переступать дистанцию в отношениях с учащимися, так как считаете, что ваша задача вести их за собой? 15. Вы убеждены, что профессионализм педагога состоит не только в безупречном владении предметом? 16. Вам известны вербальные способы поддержания и стимулирования внимания учащихся на занятии? Оценка ответов: за каждое да – 2 очка, за иногда – 1 очко, за нет – 0 очков. Суммируйте свои очки. Результаты: 32-27 баллов. У вас есть собственное видение учебных задач, понимания их отличия от задач, предлагаемых учащимся реальной жизнью. Вы признаете за своими воспитанниками право на самостоятельный поиск в рамках предлагаемых вами направлений. Ваша коммуникативная культура – залог ваших будущих профессиональных успехов. Вам следует помнить то, что от ваших профессиональных поисков зависят познавательная активность и интеллектуальный рост ваших учеников. Полезно проанализировать: всегда ли вы достаточно дипломатичны, всегда ли ваши слова отмечены тактом и деликатностью, не оказываетесь ли вы пленником собственного красноречия? 26-20 баллов. Ваши отношения с учащимися ровны и стабильны. Вы спокойно реагируете на отзывы о вашей работе, способны критично относиться к своей деятельности, не делаете трагедии из неизбежных неудач и ошибок. Реализуемая вами модель субъект-субъектных отношений не всегда дается вам легко, однако ваша готовность слушать и понимать других, умение понять свои чувства способны снять многие сложности. 19 и менее баллов. Ваше эмоциональное самочувствие не всегда вас удовлетворяет. Вас угнетает необходимость переключать внимание, напрягать память, держать себя в руках, вы устате от постоянных контактов. У вас не хватает времени на подготовку к занятиям, некогда подумать об осмыслении формы предъявления материала, оказании эмоциональной поддержки. Коммуникативное поведение учеников вызывает у вас беспокойство и чувство беспомощности. Вам следует позаботиться о совершенствовании вашей профессионально-коммуникативной компетентности. Задание 5. Познакомьтесь с характеристиками индивидуальных речевых типов, предложенными С.Ф. Ивановой. К какому типу Вы могли бы себя отнести? Определите, что вам необходимо для совершенствования речевых способностей. Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным подбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и, как правило, ораторы такого типа во время выступления не пользуются им. Их заботит другое: как свою речь сделать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудиторию. Чаще всего «логиками» бывают люди сангвинического темперамента (сангвиник – человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями). Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут следить за четкой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учитывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», потерять мысль и в результате свести на нет эффект своей блистательной речи – остается впечатление эмоциональной болтовни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального типа оратора с холерическим темпераментом (холерик – человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и норовистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями). Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Всех их объединяет, несмотря на частные индивидуальные различия, одна общая черта – стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. И все же следует подчеркнуть, что в речи индивидуальность «философов» наименее резко выражена, так как в людях этого типа с разной мерой преобладания проявляется и способность к анализу, и внутренняя эмоциональность, и даже лиризм. Чаще всего эту группу составляют люди флегматичного темперамента (флегматик – человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний). Лирический, или художественно-образный тип. Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими категориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеобразный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность – вот черты, характерные для людей этого типа, хотя в частных проявлениях ораторы этого рода могут довольно отличаться друг от друга. Чаще всего этот тип имеет в своей основе характер меланхолический, утонченный меланхолик – человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи.
|
|||
|