Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



На рубеже второго и третьего тысячелетий человечество вступило в новый этап своего развития - эру ноокосмологии. Постепенно и все более очевидно изменяются сущность и содержание духовной культуры, которая на протяжении длительного периода истории осваивала невидимый мир невещественных форм материи в основном с помощью вероучений, мифологии, искусства и философии. Для подавляющего большинства людей духовная реальность мироздания была лишь предметом веры и лишь немногие духовно одаренные личности: Кришна, Будда, Зороастр, Иисус Христос входили в контакт с Высшими Силами Мироздания и с помощью получаемой от них благодатной информации на целые тысячелетия определили характер и направленность духовно-нравственного совершенствования человечества.

Отличительной чертой нынешнего периода развития нашей цивилизации выступает усиливающийся информационный обмен человека с внешней средой Земли и Космосом, который выражается в конституировании человека в качестве полноправного субъекта различных форм жизни Вселенной, усилении его роли и влияния на глобальный эволюционный процесс.

Современными учеными сформулирован ряд принципиально важных теоретических выводов:

1. Общение человека с Космическими Сущностями - реальное Явление и процесс, имеющий ярко выраженный конкретно-исторический характер. Способность человека к нелогическому, интуитивному мышлению являясь существенной силой человека и проявлением активности его духа, не несет в себе ничего сверхъестественного и чуждого природе, т.к. сама эта способность возникает на основе духовной практики, непосредственно использующей возможности Психической Энергии. Человек может выполнить свою творческую миссию во Вселенной с помощью Высших Духовных Сил, дающих знание законов невещественных форм материи. Структурная и функциональная принадлежность человека к духовному миру осознавалась им в мифологии, религии, искусстве, философии, а сегодня и в науке.

2. Общение человека с Космическими Сущностями по-разному отражалось в сознании людей. История мифологии, религии, искусства, философии и науки обозначила несколько принципиальных подходов к пониманию источника информации о невидимом духовном мире Вселенной. Общим для всех подходов является глубинное внутреннее ощущение иного разума, вера в него, интуитивное знание, полученное ходе значительных интеллектуальных усилий. Различие взглядов на невещественные формы материи выражается в разнообразии понимания Высшего Разума и Иерархии Духовных Сущностей. В одних случаях они рассматриваются как духи, в других, как Боги, в-третьих, как идеи, в-четвертых, как безликий Абсолют и т.д. Возникнув в эпоху глубокой древности взгляд на невидимый духовный мир постоянно и целенаправленно развивался наиболее мудрыми представителями рода человеческого: Пифагором, Сократом, Платоном, Аристотелем, Фомой Аквинским, Августином, Декартом, Лейбницем, Гегелем, Бергсоном и другими мыслителями.

3. Место и роль невещественных форм в глобальном эволюционном процессе по настоящему глубоко и научно стали объясняться только с возникновением комплекса наук, предметом исследования которых является энергоинформационное взаимодействие в системах различной природы. В философских основаниях ноокосмологии раскрывается смысл и значение высших проявлений энергоинформационного взаимодействия - Психической Энергии. Эта всеначальная Энергия Бытия выступает универсальным организатором, регулятором и координатором вселенских эволюционных процессов. Именно она лежит в основе проявления едущего закона Мироздания - Закона развития, суть которого заключается в бесконечном восхождении вещественно-энергетических структур по спиралям эволюционного процесса.

4. Информационные взаимодействия человека с внешней средой Земли и Космосом представляют собой процесс реализации Психической Энергии в условиях непрерывного развития вещественно-энергетических структур Вселенной и самосовершенствования человека. Содержание информационного обмена человека со Вселенной целесообразно представить как диалектическое взаимодействие двух сфер: духовного мира человека, стремящегося отразить в себе бесконечную гармонию Мироздания и невещественных форм материи, слабое воздействие которых определяют направленность и характер эволюционных процессов.

Информационная деятельность человека как субъекта Вселенской информационной системы непосредственно связана с проявлением Высших Духовных Сил сознание которых возрастает ввиду объективной потребности актуализации потенциальных возможностей сущностных сил человека.

5. Духовно-интеллектуальный механизм реализации сущностных сил человека представляет собой совокупность мотивов, потребностей, интересов субъекта, участвующего в общении с Космическими Сущностями, интуитивных средств познания, связанных с определенной верой в Высший Разум, духовно-нравственным обновлением и очищением, методов входа сознания в информационные каналы Космоса и непосредственной связи с субъектом Высшей информационной Системы, результатов в виде информации научного, лечебного, общегуманитарного и иного характера.

Все элементы духовно-интеллектуального механизма реализации сущностных сил человека являются необходимыми звеньями самосовершенствования, которое выступает в качестве стержня жизни любого разумного существа, поскольку заключает в себе смысл существования. Только путем самосовершенствования овладевает человек высшей стихией в Космосе - Психической Энергией, сознательное развитие и накапливание которой допустимо, разумно и целесообразно лишь для пользы миру, лишь для помощи ближним и общего блага всем.

Приложение - 1

А. Савин

Очерки по русскому космизму

г. Москва 2013 год

Содержание

Вступление

Глава I. Феномен русского космизма 1.1. Смысл русского космизма

1.2. Космизм как особая мировоззренческая направленность различных сфер культуры

1.3. Истоки мировой космической мысли

1.4. Духовно-интеллектуальный потенциал космизма

1.5. Содержание проблемы единства мира и человека

1.6. Идея высшего творческого начала в русском религиозно-философском космизме

Глава II. Духовное наследие В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и Н.Ф. Фёдорова - вершина русской космической мысли

2.1. Проблема жизни в творческом наследии В.И. Вернадского

2.2. Место и роль учения о ноосфере в русском космизме

2.3. Горизонты духовных озарений К.Э. Циолковского

2.4. Вклад Н.Ф. Фёдорова в сокровищницу русской религиозно-философской мысли

2.4.1. Специфика подхода Н.Ф. Фёдорова к смерти

2.4.2.. Философия общего дела Н.Ф. Фёдорова - важнейший элемент русского космизма

Заключение: Значение русского космизма для формирования новой научной картины мира

Литература

Вступление

Феномен русского космизма привлекает внимание исследователей на протяжении более двадцати лет. Однако лишь с началом радикальных социальных перемен философское духовное наследие Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского В.И. Вернадского, П. А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского и др. стало превращаться из потенциального богатства нашей культуры в активно работающий интеллектуальный капитал. Мощный мировоззренческий потенциал русского космизма творчески используется для приращения знаний, ценностей, новых целей, идеалов и программ действия по следующим новым направлениям:

Во-первых, философия и наука сегодня напряжённо работают над комплексом проблем, поставленных в начале ХХ века русским космизмом. Мир и место в нём человека, судьбы человеческой цивилизации, единство и многообразие культур, сущность человека и призвание его в современном мире, возможности и резервы человеческой психики и организма и т.д. - это те вопросы, которые составляют основное содержание мировоззрения людей в конце ХХ века и начале третьего тысячелетия.

Во-вторых, общий пафос русского космизма, состоящий в стремлении восстановить нарушенную человеком гармонию мироздания, распавшуюся связь поколений людей, поднять ценность жизни и разума, разрешить противоречия между телом и душой человека, между человеком и природой, превратить стихийную эволюцию в управляемый и творческий процесс, пробудить интерес к самосовершенствованию у погрузившихся в духовную спячку людей и т.д., имеет для решения общепланетарных проблем современной эпохи огромное значение. Проблема выживания человечества и сохранения природы находится в русле основной идеи русского космизма - идеи единства человека и мира, взаимосвязи жизни и разума.

В-третьих, начавшееся в последнее десятилетие исследование информационных процессов неуклонно ведёт к формированию универсальной научной картины мира, общие контуры которой сложились в рамках русского космизма. Стремление к преодолению барьера между субъектом и объектом, попытка взглянуть на мир с позиций его изначального тождества с человеком и другие установки космизма становятся ведущими при изучении проблем жизни и разума.

В-четвёртых, в ходе радикальных перемен во всех сферах нашей жизни на поверхность общественного сознания всплывают мысли русских космистов о необходимости диалектического сочетания достижений западной культуры и образа жизни с бытиём России. Сегодня отчётливо видна справедливость их рассуждений относительно важнейших особенностей русской души, русской культуры. Выделенные в произведениях космистов качества: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность и терпеливость, приоритет коллективного начала над индивидуальным, противоречивость и сложность русской души и т.д. должны учитываться при формировании государственно-национальной идеологии Российской Федерации.

В-пятых, русский космизм представляет собой классический этап в развитии мировой космической мысли. Её последовательное развитие протекает в настоящее время в форме ноокосмологии. Впитав в себя наиболее плодотворные идеи русского космизма, ноокосмология основное внимание концентрирует на разработке теории информационного взаимодействия и исследовании трансперсонального опыта людей.

Выделенные аспекты реализации основного содержания русского космизма побудили автора к исследованию тех его сторон, которые пока не нашли достаточно глубокого освещения в нашей литературе. Речь, прежде всего, идёт о раскрытии сути основополагающего принципа и определяющей черты русского космизма - идеи взаимосвязи космоса и человека. Сегодня недостаточно говорить о том, что смысл космизма заключается в признании единства мира и индивида. Необходимо превратить основной абстрактный принцип космизма в конкретное по смыслу и содержанию научное положение. Только при таком подходе русский космизм предстанет во всём богатстве его идей и возможностей.

Глава I. Феномен русского космизма 1.1. Смысл русского космизма.

Проблема единства человека и мира всегда привлекала внимание мыслителей. Стремление её разрешить привело, в конечном счете, к образованию определённого духовного течения, оригинального направления человеческой мысли. Логика развития мировой цивилизации в ХХ веке превратила размышления о космической принадлежности человека из затерявшейся в ценностях мировой культуры абстрактной идеи в актуальную теоретическую проблему и жизненно значимую практическую задачу. В контексте многовековой мировой культуры оформилось своеобразное умонастроение, называемое сегодня русским космизмом. Рассматривая человека и природу как две стороны единого целого, русский космизм первым указал на обострение противоречий между человеком и окружающей средой, разумом и жизнью.

К концу ХХ столетия роль космизма как методологии познания неизмеримо возросла. Понять характер и направленность развития нашей цивилизации можно лишь с позиций предельно широкого взгляда на взаимодействие человека с природой. Отношения между окружающей средой и людьми ныне складываются не лучшим образом. Человечество вступило в полосу таких противоречий с природой, а, следовательно, и с самим собой, которые разводят жизнь и разум по разные стороны бытия.

Верно определяя основной вектор развития жизни и разума от изначального тождества в природе к нынешнему различию в человеке, русский космизм указывает на необходимость гуманизации отношений между людьми, осуществления высшего синтеза жизни и разума в бытии мира и человека.

В поисках гармоничного сочетания коренных интересов людей с эволюционными процессами природы и общества пытливый ум учёных обращается к космизму. В нём нет готовых ответов на драматические вопросы бытия, но есть плодотворные подходы, соответствующие потребностям сегодняшнего дня. Космизм как феномен мировой культуры представляет собой систему общетеоретических взглядов на взаимосвязь человека и мира, место и роль человека в глобальном эволюционном процессе, уяснение путей самосовершенствования людей, реализации их сущностных сил в соответствии с законами Вселенной и общества.

Элементы космизма есть почти во всех значительных течениях человеческой философской мысли. В произведениях виднейших философов ХХ века А. Бергсона, Э. Гуссерля, Б. Рассела, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, П. Тейяр де Шардена и др. в духе космизма высказано много интересных идей. Не составляет исключения в этом отношении и марксизм. В ряде случаев К. Маркс формулировал весьма интересные мысли о физической и духовной взаимосвязи человека с природой. Примером может служить следующее положение К. Маркса: «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека непрерывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы» (1).

Здесь в концентрированном виде выражены очень важные идеи космизма, а именно природа есть тело человека, через тело и разум человека природа связана с самой собой.

Не удивительно поэтому, что развивавшаяся под знаком марксизма отечественная общественная мысль внесла значительный вклад в научные, социальнофилософские и этико-гуманистические аспекты взаимодействия человека и природы.

Вместе с тем позиция самоизоляции наших социальных и гуманитарных наук от немарксистских течений и направлений общественной мысли нанесла немалый вред. Долгое время, например, обсуждение проблемы единства человека и мира осуществлялось без учёта подходов, сложившихся в русском космизме. А ведь это удивительное культурное явление по праву может быть отнесено к классическому этапу в развитии мирового космизма. Его ценность заключается в том, что оно не ограничивается стремлением к построению широкого научного гуманистического взгляда на универсум, а пытается с помощью православия, искусства, литературы, эзотерики и науки сформулировать универсальную модель человека. С учётом смелых интуитивных прозрений и серьёзных научных подходов русский космизм является одним из наиболее развитых и плодотворных учений о положении индивида в Космосе и обществе и в качестве такового становится надёжной теоретической платформой для формирования стратегии выживания, перехода цивилизации на новый более высокий виток развития.

Интерес к идеям космизма усиливается в связи с достижениями научно-технической революции. Эпохальные научные открытия, новые факты и теории с очевидностью говорят о том, что в основаниях материи есть все необходимые атрибуты для появления жизни и разума. Человек не является случайным событием, его возникновение запрограммировано в самом фундаменте мироздания. Развитие универсальных качеств Вселенной непосредственно пролегает через человека, воплощающего в себе смысл космического бытия.

Прямо или косвенно физика и астрономия, синергетика и информатика, биология и психология сейчас имеют дело с проблемой единства мира и человека: это и вопросы физического вакуума, и сингулярного состояния мироздания, и саморазвитие сложных материальных систем, и тема информационного начала и основания глобального эволюционного процесса, и вопрос соотношения живой и неживой природы и т.п.

Крутая ломка старых представлений требует гибкого, целостного видения

мира.

То, что человек и природа представляют собой единый целостный организм

- есть неопровержимый факт и всеобщий закон развития. Это становится достоянием не только теоретической мысли, но и обыденного сознания. То, что между природой и человеком постоянно возникают и разрешаются противоречия, - тоже достоверное эмпирическое обобщение. Ныне оно определяет большое социальное звучание космизма и выдвигает его на передний план научных исследований.

Несомненно и то, что мышление человека не может развиваться иначе как через осознание самоё себя, понимание своего места и роли в окружающем мире.

Выделенные здесь азбучные положения космизма не являются чем-то абсолютно самоочевидным, не нуждающимся в доказательстве.

Космизм в своём развитии прошёл сложный и тернистый путь. Возникнув в лоне мифологии, он затем последовательно воплощался во всех сферах духовной культуры. Элементы космизма есть во многих вероучениях, философских системах, произведениях искусства и литературы, научных теориях.

В наиболее систематизированном и обобщённом виде космизм представлен в книгах, выступлениях, статьях, дневниках, воспоминаниях и письмах представителей русской культуры конца Х1Х начала ХХ века.

Анализ их духовного наследия свидетельствует о том, что многие из космистов были глубоко религиозными людьми. Мировоззренческая ориентация наложила неизгладимый отпечаток на всё их творческое наследие.

Связанность с православной религией, панморализм, историософичность, склонность к социальному утопизму делают русский космизм не только чрезвычайно колоритным, но и весьма противоречивым с научной точки зрения культурным феноменом.

Иными словами, смысл и содержание космизма является не только бесспорным и простым, как может показаться на первый взгляд. Не случайно вопросы о его границах, сущности, содержании, источниках возникновения, месте и роли в общественном и индивидуальном сознании и т.д. до сих пор не получили достаточного освещения. Исследователи космизма часто определяют его как систему взглядов о причастности человека к космическому бытию, о неотъемлемости свойств и качеств человека от атрибутов материи. По-видимому, это есть наиболее широкая его трактовка.

Общее представление о космизме, о его проблематике и языке, средствах и методах, категориях и понятиях, тенденциях и противоречиях можно получить из философских взглядов Пифагора, Платона, Аристотеля, Плотина, Фомы Аквинского, Спинозы, Лейбница, Гегеля и других философов.

Но космизм развивается не только в философии. Возникнув в лоне мифологии, он затем последовательно воплощался во всех сферах культуры. Элементы космизма есть во многих вероучениях, философских системах, произведениях искусства и литературы, научных теориях. Однако в наиболее систематизированном и обобщённом виде космизм сформирован в двух основных ветвях русской философии.

Первая ветвь - религиозная философия человека представляет собой своеобразный персоноцентризм, антропоцентризм, который выражает устремлённость человека к высшей цели и идеалу - Иисусу Христу. Именно в жизни и учении Иисуса Христа человечество может гармонично соединиться со своим творцом и началом.

Другая, диаметрально противоположная ветвь сложилась под влиянием нового естествознания. Здесь проблемы единства человека и мира, космической природы человека и вселенских масштабов человеческой деятельности наиболее полно воплотились в учении В.И. Вернадского о роли биосферы и особенно ноосферы в истории нашей планеты и Вселенной в целом.

Верное сочетание разных аспектов русского космизма имеет важное значение для осмысления его сущности и содержания.

Обращаясь к духовному наследию Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского и других замечательных мыслителей, исследователи космизма рассматривают его в качестве важнейшего направления отечественной философской мысли.

Возвращение без купюр идей выдающихся философов и учёных конца Х1 Х начала ХХ веков, которые по идеологическим соображениям либо умалчивались, либо искажались, имеет непреходящее значение для их дальнейшей творческой разработки.

Значительный вклад в выявление смысла и содержания русского космизма, в развитие его перспективных идей внесли своими книгами и статьями Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, С.Г. Семёнова, В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, М.Е. Мишкина,

Э.В. Гирусов, Г.П. Аксёнов, Н.К. Гаврюшин, А.П. Огурцов, В.В. Казютинский,

А.Ф. Лосев, Ю.Г. Савин, А.Л. Доброхотов и др. Большинство названных авторов указывает на то, что сущностной чертой русского космизма является поиск путей взаимосвязи человека и Космоса. Такой взгляд на смысл русского космизма не вызывает сомнений.

Действительно, у русских мыслителей конца Х1 Х начала ХХ веков, как и у их далёких предшественников - древних греков, чётко просматривается стремление осознать себя и мир со стороны их изначального тождества.

Убеждённость космистов в наличии смысловой установленности вселенского целого наиболее ярко выражается в идее глобального эволюционного процесса, а мысль об определённой космической миссии человека в обосновании необходимости нового созидательного этапа развития мира, когда человечество, опираясь на опыт исторического сознания сможет разумно участвовать в созидании самого себя, то есть совместно со Вселенной развивать самые существенные качества - жизнь и разум в направлении их сближения пока жизнь не станет разумной, а разум - жизнеспособным, вечным.

Выделенные здесь положения являются отправной точкой развития ноокос- мологии - междисциплинарного комплексного направления исследования проблем ноосферы, космизма и законов духовного мира.

Возникновение ноокосмологии вызвано необходимостью широкого взгляда на окружающий мир, неизбежностью коренных изменений в системе жизнедеятельности человека.

В связи с катастрофически быстрым, аномальным развитием науки разработка конструктивной научной парадигмы предполагает формирование специфической духовной среды. Она призвана оберегать мир и человека от разрушения, которое может наступить при неразумной реализации экстраординарных открытий в области энергоинформационных взаимодействий.

Глобальная научная революция формирует универсальную научную картину мира, границы которой выходят за рамки субъект-объектных отношений. Познание с позиций «здесь субъект, там - предмет исследований» не даёт возможности понять, кто мы есть и где находимся, что такое жизнь и разум.

А ведь именно эти вопросы сегодня становятся главным предметом научных исследований.

Синтезируя в себе совокупный опыт человечества, прежде всего достижения русского космизма, ноокосмология по крупицам собирает всё ценное о человеке и окружающей его информационной среде, создавая тем самым необходимые предпосылки для осмысления феноменов жизни и разума.

Как и русский космизм, ноокосмология не ограничивается рамками одной лишь науки. Она обращает своё внимание на плодотворные идеи всех сфер духовной культуры человечества, в том числе полученные в трансперсональном опыте людей.

Всё это говорит о том, что ноокосмология, опираясь на идеи и представления русского космизма, все свои проблемы черпает из экстраординарных открытий в естественных науках второй половины ХХ века и стремится решать их с единственной целью - помочь человеку самосовершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, соответствующие новому витку развития человеческой цивилизации.

Ноокосмология располагает богатым фактическим материалом для разработки теории информационных взаимодействий и весьма эффективными методиками развития экстраординарных способностей людей, подготовки специалистов, способных получать в мозг информацию научного, лечебного, политического, общегуманитарного и иного содержания.

В данной работе автор ставит перед собой задачу обобщить имеющиеся среди космистов различные точки зрения по проблеме взаимосвязи космоса и человека и более конкретно раскрыть смысл и содержание русского космизма. Причём, в отличие от большинства опубликованных работ, упор сделан на наиболее приоритетных идеях, то есть тех мыслях и представлениях русских философов и учёных, которые активно разрабатываются в ноокосмологии. Отсюда следует признание космизма не только как учения о единстве мира и человека, но и как апробированной многовековым опытом человечества лучшей школы развития трансперсональных способностей людей, с помощью которых отдельным мыслителям удалось заглянуть в такие тайны мироздания, которые лишь сегодня начинают осознаваться в авангардных областях науки.

Данная работа - это первая попытка рассматривать русских космистов в качестве предтечи В.А. Аношко, А.И. Вейника, Ю.Г. Савина, А.К. Савченко, М.Е. Мишкиной, И.Б. Петрова, В.В. Щенникова, О.Д. Куракиной, Л.В. Лескова и других представителей ноокосмологии. Эти наши современники сумели расширить спектр представлений о космизме как главенствующего учения о природе и обществе, их творческая мысль достойно развила представления и идеи своих великих предшественников и служит ярким ориентиром в формировании современной картины миропонимания.

1.2. Космизм как особая мировоззренческая направленность различных сфер культуры.

Характерной чертой каждого культурного человека является определённое представление о его взаимосвязи с Космосом. Оно жизненно необходимо для нормального функционирования различных областей общественного организма, включая экономику, политику, управление, культуру, образование. Знания о единстве человека и Вселенной всё шире используются в естествознании, обще- ствознании, науках о мышлении и науках о технике. Логика развития познания подвела нас к понятию космизма. И хотя объём и содержание этого термина является весьма расплывчатым, он довольно точно воспроизводит ведущий вектор современной универсальной картины мира. Начиная со школы, лицея, гимназии, колледжа люди пытаются понять: Как устроен мир? Что лежит в его основе? Почему в мироздании есть место человеку? Является ли разумное существо проявлением мировой души или оно есть продукт развития косной материи?

В философской научной литературе, в университетских аудиториях и средствах массовой информации обсуждаются вопросы смысла жизни и предназначения человека, его возможностей и резервов, перспектив развития и взаимосвязи с разумом внеземных цивилизаций.

Ответ на фундаментальные вопросы человеческого бытия в готовом виде не содержится ни в религии, ни в философии, ни в науке о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом, ни в науке о строении и законах движения микрочастиц, рождающихся из физического вакуума, ни в науке о психических процессах, протекаемых во внутреннем мире человека.

Осознание единства мира и человека предполагает живую, напряжённую, драматическую работу души, итогом которой является определённая система знаний о человеческом измерении Космоса и вселенских масштабах человека.

В настоящее время она представляет собой сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания, которое в значительной мере определяет направление деятельности и отношение к природе и к общественной жизни отдельного человека, социальной группы и общества в целом.

В самых разных сферах духовной культуры - в мифологии и религии, в философии и науке, в искусстве и литературе, в моральных и эстетических воззрениях человек имеет возможность осознавать себя целостностью особого рода, сопоставимым с самой Вселенной бытиём. В культуре человечества есть всё необходимое для того, чтобы, направляя сознание во вне, формируя ту или иную картину мира, человек познавал самого себя, свою сущность, место и предназначение в Космосе и, сосредоточившись на этом, создавая адекватное представление о себе, возвращался к истокам, обнаруживал в глубине своей психики головокружительные вселенские масштабы.

По-видимому, человеческой душе изначально присуще свойство «замыкать» на себя внешний мир, На самой ранней стадии общественного развития оно выражалось в неопределённом ощущении, сопереживании её слитности с мировым началом, генетического родства с разумом Мироздания. По мере развития культуры оно постепенно превращалось в главный факт самосознания, который в концентрированном виде выражен в идее единства мира и человека. Вокруг этой идеи наслаивались знания, убеждения, верования, стремления, настроения, ценности, нормы, идеалы, надежды и т.д., образуя, таким образом, специфическое, интегральное умонастроение, которое в ХХ веке получило название космизма.

Космизм раскрывает целостность человека и мира с разных сторон. С познавательной стороны она представлена в обыденных, теоретических, научных, философских и т.д. знаниях, которые обобщают и систематизируют достижения индивидуального и общественного познания в ту или иную эпоху. Например, интеллектуальное поле античной картины мира выражалось в стремлении понять сущность природы, космоса, мира в целом. В высшем своём напряжении человеческий дух дошёл до понимания того, что он есть мера всех вещей и что внешнее не может быть исчерпывающим образом познано без осмысления внутреннего. Отсюда вытекает настойчивое требование Сократа: «Познай самого себя».

С эмоционально-психологической стороны достигнутые сознанием горизонты уходящего в бесконечность единства мира и человека выражаются в соответствующих настроениях, чувствах, эмоциях и т.д. Знания о вселенских масштабах человека, о сопоставимости его с Космосом не могут быть нейтральными, бесстрастными. Ведь их первоначальное появление вызвано не столько хладнокровной работой интеллекта, сколько напряжённой, трепетной деятельностью глубинных сфер человеческого духа. Осознавая своё величие и масштабы, он испытывает удивление, благоговение, восхищение, радость, счастье, удовлетворение. Целый спектр светлых эмоций космизма создаёт необходимые предпосылки для развития сущностных сил человека

В их лучах человеческие цели, идеалы, убеждения, верования, действия и иные ценностно-нормативные элементы мировоззрения приобретают свой испытанный смысл. Представления о добре и зле, счастье и несчастье, предназначении человека и смысле жизни, рождении и смерти увязываются космизмом в тугой узел с судьбой планеты и мира в целом.

По мере ускорения социального и научно-технического прогресса космизм становится всё более обоснованной и плодотворной научной концепцией. В ней человек предстаёт как продукт глобальной космической эволюции, как существо, жизнь и разум которого обусловлены структурной организацией мироздания. Парадоксальные, обескураживающие открытия в различных областях науки указывают на то, что Вселенная ориентирована в своём устройстве на человека. Значит, жизнь и разум человека выражают самую глубокую, сакральную сущность мироздания. Через человека пролегает основная линия мирового творческого процесса. Своим разумом и жизнью люди сопричастны к созидательной деятельности природы.

В настоящее время это выражается в перспективных социально-космических и планетарно-гуманистических целях, которые ориентируют жизненную стратегию человечества на охрану Земли, небесного и космического пространства, создание необходимых условий раскрепощения вселенских энергий и сил уникального разумного существа - человека. Появление прорывных космических технологий, связанных с энергоинформатикой, резонансным взаимодействием, индивидуальным и комбинаторно-полевым проявлением мышления знаменует выход человечества за рамки технократической цивилизации, низводящей человека до явления технологических циклов и элемента социальных систем. Бурное развитие космизма в ХХ веке свидетельствует о становлении новой гуманистической культуры, возводящей личность в ранг вселенского существа.

Сегодня, как никогда ранее, человек сосредоточенно вглядывается в своё сознание и не без радостного изумления и даже восхищения обнаруживает свою принадлежность к Космосу не только телом, но и душой. Исследования в области биологии, психологии, синергетики, информатики и т.д. заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания. Всё большее число учёных склоняется к мысли о том, что, наращивая знания вширь и вглубь, человеческий интеллект начинает постигать мир в таких его срезах, которые были описаны в умозрительных учениях Платона, Аристотеля, Спинозы, Лейбница, Гегеля и других мыслителей.

Поиск фундаментальных связей человека и Вселенной всегда осуществлялся на генеральном направлении развития философии - на пути объяснения природы сознания, сущности духа.

История философии свидетельствует о том, что уровень понимания тождества человека и мира находится в строгом соответствии со взглядами на сознание. Если сознание мыслится как свойство высокоорганизованной материи, как идеальное отражение, характерное лишь для общественно развитого человека, то единство человека и Вселенной признаётся преимущественно с внешней вещественно-энергетической, телесной стороны. При таком подходе в природе есть лишь предпосылки возникновения сознания, но никак не феномен, подобный человеческому духу. Если же дух, сознание человека, рассматривается как проявление и выражение мировой духовной субстанции, то человек теряет свою локальность, ограниченность определёнными пространственно-временными рамками. Он осознаётся не элементом, не частью бесконечного мира, а его аспектом, неотъемлемым, необходимым атрибутом бытия.

Космизм не следует смешивать с философией, религией, наукой и другими формами общественного сознания. Но в той или иной форме он присутствует в любой мировоззренческой схеме. Любая совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о возникновении человека и его положении в мире и т.д. может быть отнесена к космизму, если она решается под углом зрения единства человека и Вселенной. Поэтому можно сказать, что космизм - это система общих мировоззренческих взглядов на единство человека и мира, осознание человеком своего вселенского бытия. Космизм - это определённая ориентация мировоззрения, его направленность на выяснение различных форм отношения человека к миру и к самому себе.

В наиболее полном виде космизм выражен в философии, где он выступает в форме самосознания, стремления теоретически описать и обосновать смысл жизни и разума. Один из самых выдающихся русских космистов В.И. Вернадский очень точно подметил: «Как часть планетного земного живого вещества мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни - своего существования и существования жизни. Я бы сказал, что это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить своё место не только на нашей планете, но и в Космосе» (2). В этом положении чётко выражена специфика космизма как формы универсального теоретического самопознания.

Космизм - это форма самосознания человека в таких его всеобщих измерениях, которые позволяют раскрывать плоть и дух человека за пределами их индивидуального и социального бытия.

При всей многоплановости и даже противоречивости космизма, при различии подходов к решению проблемы единства мира и человека, именно космизм даёт возможность осознать самые глубокие и сокровенные истоки человеческого бытия, понять его направленность и характер и сформулировать на этой основе адекватный космическим законам образ жиз



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.