Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности построения.



Особенности построения.

В истории фортепианной сонаты «бетховенский этап» – наиважнейший. Начав с образцов, во многом близких сонатам предшественников (Ф.Э. Бах, Гайдн, Моцарт) Бетховен довел классическую сонату до высшей кульминации и открыл путь сонате романтической. В его творчестве традиционный сонатный цикл особенно бурно обновляется.

1.В первую очередь трансформируется структура цикла.

Начиная со 2 сонаты, традиционный менуэт уступает место скерцо (хотя ещё не раз встретится в последующих сонатах).

12 сонате 1 часть написана в вариационной форме; в 13 - сонатное Allegro вообще отсутствует; 14, «Лунная», начинается как бы сразу со второй, медленной части; в 21 -  2 часть – интродукция – является расширенным вступлением к финалу.

Наряду с частями, составляющими основу классической сонаты, в неё входят марши(№№12, 28), фуги (№№ 28, 29, 31), инструментальные речитативы (№17), ариозо (№ 31), вариации (№10, 30) и т. д.

2.Количество частей постоянно варьируется - среди сонат Бетховена 5 двухчастных, 15 трёхчастных и 12 четырёхчастных.

3.Видоизменяет­ся драматургическая логика цикла сонат. В разных сонатах Бет­ховен акцентирует различные внутренние разделы. Повышена роль связующих и заключительных партий, увеличены масштабы разработок, происходит введение в них новых лирических тем, часто динамизированы репризы, кульминации зачастую перенесены из разработки в развёрнутую коду.

4.Бесконечно разнообразны приемы развития: видоизмененные повторения, мотивная разработка, тональное развитие, остинатное движенне, полифонизация, рондообразность.

5.Одним из мощных средств музыкального развития у Бетховена является тонально-гармонический план. Само понимание границ тональности и сферы её действия выступает у Бетховена рельефнее и шире, чем у его предшественников. Однако как бы ни были отдалены строи модуляций, притягательная сила тонического центра нигде и никогда не ослабляется.

6.Важнейшей чертой сонат Бетховена является стремление к единству тематизма и тесной взаимосвязи между всеми элементами целого. Причём проявляется это не только в пределах сонатного аллегро, но распространяется и на весь сонатный цикл. Тональные и другие связи между частями цикла наблюдаются и в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта, но в циклах Бетховена впервые встречается такое «гигантски разнообразное и последовательное изменение единой идеи», воплощение одной и той же «всесвязующей мысли».

В ранних сочинениях композитора эта тенденция к объединению сказывалась главным образом в установлении тематических связей между частями цикла. Так тема финала «Патетической» сонаты имеет общую основу с побочной партией её первой части, тема финала сонаты для фортепиано №11 построена из элементов тем предыдущих частей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.