Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 2. Л.В. Бетховен. Фортепианные сонаты.



Тема 2. Л.В. Бетховен. Фортепианные сонаты.

Фортепианные сонаты Бетховена с давних пор стали драгоценным достоянием человечества. Их знают, играют и любят во всех странах мира. Многие из них прочно вошли в педагогический репертуар, стали неотъемлемой его частью. Они остаются желанными номерами концертных программ, а овладение всем циклом бетховенского сонатного фортепианного творчества - заветная мечта каждого серьезного пианиста.

Причины такой популярности в том, что фортепианные сонаты относятся, в подавляющем большинстве, к числу лучших сочинений Бетховена и, в своей совокупности, глубоко, ярко, разносторонне отражают его творческий путь.

Цикл сонат, охватывающий период от начала девяностых годов 18 столетия до 1822 года (дата окончания последней сонаты), служит как бы летописью духовной жизни Бетховена; в этой летописи события запечатлены порой подробно и последовательно, порой со значительными пробелами.

Бетховен-автор 32 фортепианных сонат. Очень многие сонаты Бетховена были посвящены немецким аристократам, друзьям и покровителям Бетховена. Первые три сонаты посвящены Й. Гайдну, №8 - князю Лихновскому, № 14 - Джульетте Гвиччарди.

Интерес его к этому жанру был постоянным, жанр сонаты сопутствовал композитору в течение всей творческой деятельности: первый опыт в этой области - шесть боннских сонат, которые не вошли в собрание 32-х сонат и датируются 1783 годом; последняя соната op. 111 завершена в 1822 году. Поэтому именно в жанре сонаты отчетливее всего прослеживается эволюция стиля Бетховена.

 Фортепианная соната, наряду со струнным квартетом, была главной творческой лабораторией Бетховена. Здесь ранее всего сформировались главные особенности его стиля - характерный тематизм, манера изложения, метод композиции. Показательно, что жанр сонаты в творчестве Бетховена значительно опережал развитие жанра симфонии: большинство бетховенских сонат было создано до 1806 года («Аппассионата», кульминация сонатного творчества, была ровесницей третьей, «Героической» симфонии).

 В сонате в камерном плане испытывались наиболее смелые замыслы, чтобы позднее получить монументальное воплощение в симфониях. Так, «Похоронный марш на смерть героя» из двенадцатой сонаты явился прообразом траурного марша третьей симфонии. Идеи и образы «Аппассионаты» подготовили пятую симфонию. Пасторальные мотивы «Авроры» получили развитие в шестой, «Пасторальной» симфонии. От речитативов семнадцатой сонаты протянулись нити к речитативам девятой симфонии.

Поиски «нового пути» в музыке, которые композитор вел на подступах к третьей симфонии, сопровождались мощным сонатным потоком (первое исполнение Героической симфонии было летом 1804 года). Как только новая манера письма была окончательно найдена, в сонатном творчестве наступило длительное «затишье»: за десять лет композитор написал только четыре сонаты (№№ 24-27).

Аналогичным образом утверждался и стиль позднего Бетховена. Лишь после всестороннего испытания в последних пяти фортепианных сонатах (№№28-32) он получил развитие в «Торжественной мессе», поздних квартетах, девятой симфонии.

Основной чертой фортепианного творчества Бетховена является то, что у него фортепиано впервые зазвучало как целый оркестр, с чисто оркестровой мощью. Бетховен был композитором, который мыслил категориями оркестра, что отразилось и в его пианизме и в его фортепианном письме. Фортепианные сонаты Бетховена подчас напоминают симфонии для фортепиано. Фактурная многоплановость, сопоставление далёких регистров, ярчайшие динамические контрасты, громады многозвучных аккордов, богатая педализация – всё это характерные приёмы бетховенского фортепианного стиля (в дальнейшем это будет развито Листом, А. Рубинштейном).

 Каждая бетховенская соната – это новый шаг вперед в освоении выразительных ресурсов фортепиано, тогда еще совсем юного инструмента. В отличие от Гайдна и Моцарта, Бетховен никогда не обращался к клавесину, признавая только фортепиано. Его возможности он знал великолепно, будучи совершеннейшим пианистом.

Бетховенские сонаты отличаются огромным разнообразием, и именно поэтому с трудом поддаются обобщенной типизированной характеристике. Трактовка композитором каждой сонаты предельно индивидуализирована. Своеобразие каждой заключается какв особенностях построения, так и в образной сфере.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.