|
|||
Оборудование для студента: компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждого студента;методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы)Стр 1 из 2Следующая ⇒
23 .11.2020 Дисциплина: Биология Профессия: 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» Курс: 2 Группа: №21 Преподаватель: Михалицына Т.В.
Тема урока: № 35Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Цель:Узнать, что изучает бионика и какое значение она играет в развитии научно-технического прогресса Образовательные: Задачи: 1- углубить и расширить знания о сущности естественного отбора и приспособленности организмов к среде обитания. 2- показать значение биологических знаний для развития техники, медицины, архитектуры. Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда. Оборудование для студента: компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждого студента;методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы) 1. Изучить материал по теме, используя презентацию размещенную ниже.(видио ) 2. Составить краткий конспект по теме урока. 3. Выполненные задания, выслать ОБЯЗАТЕЛЬНО с указанием фамилии обучающегося на электронную почту или в контакте.( е-mail: tatavicta@mail.ru ) Домашнее задание: Конспект урока или кластер по теме урока. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я выбрала слова Леонардо да Винчи: природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться. А чему мы можем научиться у природы? Идеи некоторых приборов, конструкций также заимствованы у природы. Существует целая междисциплинарная наука о конструировании технических систем на основе идей, заимствованных у живой природы-бионика. (Объяснение сопровождается демонстрацией презентации.) Датой рождения бионики принято считать 13 сентября 1960 г., однако в действительности основные концепции бионики сложились задолго до этого. Людей всегда интересовало, можно ли, например, научиться летать, как птицы, или плавать под водой, как рыбы? Сначала человек только мечтал об этом: он придумывал сказки о волшебном ковре-самолете, о подводных царствах, где могут жить люди. С незапамятных времен люди пытались подражать природе, копировать внешний вид различных организмов при создании машин и устройств. Бионика нашла применение в таких сферах деятельности как самолето- и кораблестроение, космонавтика, машиностроение, архитектура, навигационное приборостроение и др. (Приложение, слайды 2, 3) (Постановка проблемного вопроса.) Какие особенности строения животных и растений используются человеком в строительстве и промышленности? Рассмотрим некоторые конкретные достижения бионики, уже реализованные в практических целях. (Рассказ с элементами беседы.) Пингвины передвигаются, скользя по снегу, отталкиваясь ластами. (Приложение, слайд 4) Подумайте, в каком транспортном средстве с имитирован принцип передвижения пингвинов? (Снегоходная машина.) Снегоходная машина “Пингвин” была разработана в Горьковском политехническом институте. (Приложение, слайд 5) В чем преимущества снегохода по сравнению с тягачами и тракторами? (Лежа на снегу широким днищем она не образует колею, не буксует и не вязнет.) Судостроители во всем мире давно уже обратили внимание на грушеобразную форму головы кита, более приспособленную к перемещению в воде, нежели ножеобразные носы современных судов. По сравнению с обычными судами китообразный пароход оказался более экономичным. (Приложение, слайд 6) В живой природе форма и функции тесно взаимосвязаны. Типичной формой опорного элемента является конус. Конусообразные формы встречаются в конструкциях крон и стволов деревьев, грибов, (Приложение, слайд 7) раковин. Это оптимальная форма для сопротивления ветровым нагрузкам и действию силы тяжести. Архитекторы нередко используют конусовидные конструкции. Приведите примеры подобных архитектурных сооружений. (Останкинская телебашня.) (Приложение, слайд 8) Примером достижения прочности при минимальной затрате материала является прозрачное крылышко насекомого благодаря имеющимся в них сеткам жилок. Такой каркас выполняет основную несущую роль. (Приложение, слайд 9) Механическая прочность листьев растений зависит от жилок. Из курса 7 класса вспомните, как какое растение имеет самые большие листья? (Виктория регия.) (Приложение, слайд 10) Что вы о ней знаете? (Тропическое, водное растение, диаметр листьев до 2 м , выдерживает вес до 50 кг.) Прочность такому листу придает система жилок похожих на канаты. Взяв за основу жилкование листа, архитекторы конструируют ребристые перекрытия. Сооружения, созданные природой, намного совершеннее того, что умеет делать человек. Богат и разнообразен мир животных, обитающих под землей. Дождевые черви, кроты имеют удивительные приспособления, с помощью которых они прокладывают подземные ходы. (Приложение, слайд 13) Они представляют большой интерес при создании подземных роющих агрегатов. Разработана, например, оригинальная модель, которая, двигаясь под землей подобно кроту, пробивает туннель с гладкими плотными стенками. А как вы думаете, какому изобретению за образец послужила ящерица геккон, которая легко карабкается даже по стеклянным стенам? (Приложение, слайд 14) (Карабкаться ящерице позволяют присоски на конечностях. Геккомат. Главное в нем чашки-держатели, каждая из которых выдерживает вес до 250 кг. В чашки поступает сжатый воздух из рюкзака за спиной человека-ящерицы.). А как вы думаете, чем могут быть интересны земноводные для ученых-биоников? (Демонстрация лягушки.) Бионика взяла от земноводных принцип строения задней конечности. Воплотив это в таком предмете, как ласты. (Приложение, слайд 15) Кстати, в народе один из способов плавания называется “по-лягушачьи”. Можно ли утверждать, что человек использовал все возможности живых организмов и реализовал их? Это всего лишь небольшой ряд примеров того, как человек применяет биологические модели. Но животные обладают и многими другими свойствами, которые используются, или могут быть использованы человеком: ультразвуковое видение летучих мышей, (Приложение, слайд 16) эхолокация дельфинов (на расстоянии 20–30 м дельфин безошибочно указывает место, где упала дробинка диаметом 4 мм.), (Приложение, слайд 17) зоркость птиц и др.. У лягушки есть одно качество, которое нам очень интересно именно с точки зрения бионики. Пока мы не можем его использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе. (Принцип кожного дыхания.) Надел на себя комбинезон из специального полимера, способного извлекать из воды кислород и вперед, точнее бултых, завоевывать Мировой океан. (Творческая работа в парах.) А сейчас я хочу предложить вам встретиться с настоящим и будущим. Настоящее-это все мы, это наш урок. Будущее-это то, что вы создадите в своих фантазиях. Я предлагаю вам “создать” биоробот-искусственное существо, наделенное комплексом самых совершенных признаков животных. На ваше усмотрение при создании модели можете использовать самые совершенные признаки (глаза, уши, нос и др.) разных животных. А сейчас поделитесь своими идеями по поводу создания биороботов. (Рассказ учащихся о своих моделях.) Фантазия? Пока да. Но, кто знает, может быть и этим фантазиям суждено будет сбыться.
|
|||
|