Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АН АРРЬЕР (фр. EN ARRIÈRE – назад). Термин, указывающий, что одна нога находиться позади другой или на то, что танцовщик двигается назад.



АН АРРЬЕР (фр. EN ARRIÈRE – назад). Термин, указывающий, что одна нога находиться позади другой или на то, что танцовщик двигается назад.

АН ДЕДАН (фр. EN DEDANS – во внутрь). Направление вращения в пируэтах, турах и движениях, выполняющихся en tournant по направлению к опорной ноге. Направление движения работающей ноги, описывающей дугу назад - в сторону – вперед, то есть во внутрь к опорной ноге.

АН ДЕОР (фр. EN DEHORS – наружу). Развернутое положение ног, принятое в системе классического танца, при котором ноги повернуты носками наружу. Направление движения работающей ноги, начинающей описывать движение дугу вперед – в сторону – назад, то есть наружу от опорной ноги. Направление вращения в пируэтах, турах и других движениях от опорной ноги к работающей.

АН ЛЕР (фр. EN L’AIR – в воздухе). Термин, указывающий, что движение одной или обеими ногами исполняется в воздухе. Например, rond de jamb en l’air, tour en l’air.

АН ТУРНАН (фр. EN TOURNANT – в повороте). Термин, указывающий, что движение должно быть исполнено одновременно с поворотом всего тела. Например, pas de bourrée en tournant, échappé en tournant. Поворот может быть полным или неполным, в зависимости от задания.

АН ФАС (фр. EN FACE – напротив, в лицо). Термин, указывающий на то, что исполнитель обращен лицом к зрителю.

АНТРАША (фр. ENTRECHAT). Прыжок, во время которого вытянутые ноги, скрещиваясь, переносятся одна за другую несколько раз. На две ноги заканчиваются entrechat royal, entrechat quatre, entrechat six, entrechat huit. На одну ногу заканчиваются entrechat trois, entrechat cinq, enrechat sept.

АНТРЕ (фр. ENTRÉE – вход). Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Первая часть музыкально-танцевальнх форм pas de deux, pas de trois, pas d’action, grand pas и подобных.

АПЛОМБ (фр.  APLOMB – равновесие). Старинное обозначение способности танцовщика(цы) продолжительно стоять в различных позах на одной ноге.

АРАБЕСК (фр. ARABESQUE – арабский). Одна из основных поз классического танца. Танцовщик(ца) стоит на одной ноге, подняв другую, вытянутую в колене назад; одна рука отведена в сторону, другая – вытянута вперед, корпус наклонен вперед. В русской школе классического танца приняты четыре формы arabesque, которые исполняются стоя на ступне, полупальцах, пальцах, на plié, в прыжке, в повороте, с разнообразными положениями рук.

АРРОНДИ (фр. ARRONDI – закругленный). См. Позиции рук, Port de bras.

АСАМБЛЕ (фр. ASSEMBLÉ, от ASSEMBLER – собирать). Прыжок, во время которого ноги собираются вместе в воздухе. Прыжок заканчивается в V позиции. Формы исполнения assemblé разнообразны: petit (маленькое), grand (большое), battu (с заносками), на месте, en tournant (в повороте), с продвижением вперед, в сторону, назад, с разнообразными положениями рук, корпуса, головы.

АТТИТЮД (фр. ATTITUDE – поза, положение). Одна из основных поз классического танца. Танцовщик(ца) стоит на одной ноге, подняв другую, согнутую в колене назад. Корпус сильно прогнут в спине, рука, соответствующая поднятой ноге, поднята над головой, другая отведена в сторону. В русской школе классического танца существует две формы – attitude croisée и attitude effacée.

БАЛАНСЕ (фр. BALANCÉ PAS, от BALANCER - покачиваться). Па, состоящее из переступаний с ноги на ногу, чаще из стороны в сторону, реже – вперед и назад, в 3 темпа, что создает впечатление покачивания.

БАЛЕТ (фр. BALLET, от лат. BALLO – танцую). Вид сценического искусства, содержание которого выражается в ташцевально-музыкальных образах.

БАЛЛОН (фр. BALLON – воздушный шар). Способность танцовщиков фиксировать различные позы в воздухе во время прыжков.

БАЛЛОНЕ (фр. BALLONÉ – подобный мячу, отскакивающий). Прыжок на одной ноге, с продвижением в сторону, вперед, назад за работающей ногой, которая вытягивается во время прыжка, затем возвращается sur le cou de pied.

БАЛЛОТЕ (фр. BALLOTÉ, от BALLOTER). Прыжки с ноги на ногу, открывая поочередно одну ногу вперед, другую – назад, сильно перегибая или наклоняя корпус, как бы качаясь.

БАТМАН (фр. BATTEMENTS – движение, биение, удары). Группа движений классического танца, часть ежедневного урока танцовщика, вырабатывающее выворотность, силу, резкость и эластичность мышц, подвижность суставов, а в усложненных формах – координацию движений всего тела. Battements – разнообразные движения работающей ноги. При исполнении battements работа опорной ноги может быть осложнена приседанием, вытягиванием, подъемом на полупальцы или пальцы. Battements разделяются на три группы: battements tendu (tendre – тянуть) малые и большие; battements sur le cou de pied (на щиколотке), battements développés (développer – развертывать). Суть разделения состоит в структуре.
В группе battements tendus: battement tendu simple – нога из позиции, вытягиваясь в подъеме, отводится вперед, в сторону, наз до положения pointe tendue и тут же отводится обратно в позицию; battement tendu jeté – то же, но, скользя по полу, нога чуть приподнимается над полом и тут же возвращается в позицию; battement tendu pour batterie – нога из позиции открывается в сторону носком в пол или на 45 градусов, затем ударяет по опорной ноге спереди (икрой об икру) и тут же, едва приоткрываясь, ударяет опорную ногу сзади. Battement заканчивается во II позиции; grand battement jeté исполняется так же как и battement tendu jeté – вперед, в сторону и назад, но нога продолжает движение до уровня 90 градусов; grand battement jeté pointé – то же, что и предыдущий, но работающая нога не приводится в V позицию, а опускается в положение pointé tendue; grand battement jeté balancé – исполняется из IV позиции pointé tendue – работающая нога скользящим движением через I позицию выбрасывается вперед на 90 градусов, корпус отклоняется назад, если же движение начинается спереди, то корпус наклоняется вперед; battement relevé lent – работающая вытянутая нога спокойно поднимается вперед, в сторону или назад до уровня 90 градусов и опускается обратно в позицию.
В группе battements sur le cou de pied: battement frappe – работающая нога, сгибаясь в колене, ударяет ступней по щиколотке вытянутой опорной ноги. Исполняется преимущественно в быстром темпе носком в пол или на 45 градусов вперед, в сторону, назад, на ступне или полупальцах опорной ноги; battement duble frappé – исполняется аналогично, но с двойным ударом по щиколотке спереди и сзади; petit battement sur le cou de pied – работающая нога находится на щиколотке и не разгибая до конца колена приоткрывается в сторону и возвращается на щиколотку то спереди, то сзади опорной ноги; battement battu – работающая нога находится на щиколотке, отсюда она ряд быстрых коротких ударов вперед по пятке опорной ноги, не разгибая колена; battement fondu – работающая нога, мягко сгибаясь в колене приводится на щиколотку и возвращается вперед, в сторону или назад. Одновременно, опорная нога проделывает demi plié и вытягивается на всю ступню или полупальцы. Исполняется преимущественно в среднем темпе, на высоте 45 градусов, хотя возможен и носком в пол и на 90 градусов; battement soutenu – работающая нога вынимается носком в пол на 45 или 90 градусов вперед, в сторону или назад, в то время как опорная нога делает demi plié. Затем одновременно опорная поднимается на полупальцы, а работающая подтягивается к ней, чтобы соединиться в V позиции на полупальцах.
В группе battement développés: battement développé – работающая нога с вытянутыми пальцами скользит по опорной до колена и открывается вперед, в сторону, или назад; battement retiré – из позиции работающая нога сгибается в колене по опрной ноге до щиколотки (petit retire) или до колена (grand retiré) и возвращается в позицию; grand battement développé passé – из позиции работающая нога вынимается вперед, в сторону или назад на 90 градусов, затем сгибается в колене и переводится в любое другое направление; battement divisés en quarts – работающая нога из V позиции вынимается вперед на 90 градусов, одновременно опорная нога делает demi plié, затем следует оборот на опорной ноге на полупальцах en dedans на ¼ круга. Работающая нога сохраняет свое положение, и таким образом, попадает во II позицию на 90 градусов, сгибается, и движение продолжается по ¼ круга. Движение можно начинать назат, в этом случае поворот будет en dehors.

БАТРИ (фр. BATTERIE, от BATTRE – бить). Термин французской школы, охватывающий все прыжки с заносками.

БАТТЮ (фр. BATTU, от BATTRE – бить). Термин, указывающий на то, что прыжок усложнен заносками. Например, échappé battu, jeté battu.

БРИЗЕ (фр. BRISÉ, от BRISER – ломать). Маленький прыжок с продвижением за ногой, которая выноситься сзади вперед, или спереди назад, ломая линию движения. Прыжок может начинаться и заканчиваться на обеих ногах в V позиции, или на одной в положении sur le cou de pied (brisé dessus-dessous).

ВАРИАЦИЯ (лат. VARIATIO – изменение). В музыке – видоизменение музыкальной темы (образа) или его элементов при сохранении тематической основы. В балете – короткий, но законченный, главным образом виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Вариации разделяются на женские и мужские; на terre à terre (terre – земля) и прыжковые; первые построены на мелких технически сложных движениях, вторые – на больших прыжках. Вариации являются обычно частями pas de deux, has de trois, grand pas, но возможны и в качестве самостоятельного эпизода.

ВЫВОРОТНОСТЬ. Способность танцовщика(цы) к свободному развертыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев. Может быть врожденной, что зависит главным образом от строения тазобедренного сустава, или приобретенной путем длительных упражнений. Выворотность позволяет овладеть всем богатством танцевальных движений по направлению в сторону.

ГАРГУЙАД (фр. GARGOUILLADE, от GARGOULLER – булькать). Старинное движение французской школы балета, прыжок, во время которого исполняется rond de jamb en l’air поочередно одной, затем другой ногой и ноги закрываются в V позицию.

ГЛИССАД (фр. GLISSADE PAS, от GLISSER – скользить). Скользящий прыжок с продвижением за открываемой ногой в сторону, вперед или назад. Исполняется последовательно один за другим, но чаще служит подготовкой для больших прыжков.

ГРАН (фр. GRAND – большой). Термин, определяющий величину движения: максимальную глубину приседания (grand plié), высоту прыжка (grand chagement de pied), высоту подъема ноги (gran battement jeté).

ГРАН ПА (фр. GRAND PAS – большой шаг). Музыкально танцевальная форма, принятая в балете, рассчитанная на участие главных персонажей, солистов, иногда кордебалета. Как правило, grand pas состоит из entrée, adagio, нескольких вариаций (женской и мужской), сольных и исполняемых несколькими артистами и коды.

ДЕВЛЁППЕ (фр. DEVELOPPÉ, от DEVELOPPER – развертывать). См. Батман.

ДЕГАЖЕ (фр. DÉGAGÉ, от DEGAGER – высвобождать). Подготовительное движение для перехода с ноги на ногу. Стоя или приседая на одной ноге танцовщик(ца) высвобождает другую ногу от тяжести корпуса.

ДЕМИ (фр. DEMI – половина). Термин, указывающий, что исполняется половина движения, например demi plié, demi tour, demi rond de jambe.

ДЕМИ ПУАНТ (фр. DEMI POINTE – половина кончика ноги). См. Полупальцы.

ДЕССЮ-ДЕССУ (фр. DESSUS-DESSOUS – под-над, сверху-снизу). См. Pas de bourré, Brisé.

ДИВЕРТИСМЕНТ. Ряд танцевальных номеров, следующих один за другим, либо не влияющих на развитие спектакля, либо влияющих опосредствованно. Концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров.

ЖЕТЕ (фр. JETÉ, от JETER – бросать, кидать). Термин, обозначающий резкий характер исполнения battements, ronds de jambe и других движений. Группа прыжковых движений с одной ноги на другую. Во время прыжка одна нога резко забрасывается вперед, в сторону или назад, другая удерживается в заданном положении, а тяжесть корпуса переносится с одной ноги на другую. Формы jeté весьма разнообразны.
Petit jeté – одна нога отводится в сторону скользящим движением во II позицию носком в пол, вторая отталкивается от пола прыжком с вытянутыми пальцами и коленом, затем первая занимает место второй, опускаясь на demi plié, а вторая заканчивает в положении sur le cou de pied; jeté battu – то же с заноской, ударяя сначала сзади; grand jeté – исполняется в различных больших позах attitude, arabesque, подготовкой к нему как правило, служат glissade, pas courru, coupé. Нога в этом движении забрасывается на 90 градусов, такому броску соответствует высокий прыжок, jeté с продвижением в сторону на полкруга, одна нога забрасывается в сторону на 45 градусов, другая заканчивает движение в положении sur le cou de pied. При последовательном исполнении нескольких таких jeté одного за другим, движение осуществляется попеременно – спиной и лицом к зрителю en dedans и en dehors; jeté entrelacé – прыжок с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги попеременно забрасываются на 90 градусов, как бы переплетаясь в воздухе; jeté en tournant – имеет несколько вариантов – стелющееся, распластанное преимущественно в позе 1-го arabesque, которое, как правило, делается несколько раз подряд, причем каждому jeté соответствует полный поворот с остановкой в позе attitude, исполняемое по кругу.

ЗАНОСКИ. Группа прыжковых движений, включающая все entrechats, brisés и прыжки, усложненные занесением одной ноги за другую.

КАБРИОЛЬ (фр. CABRIOLE – скачок). Прыжок, во время которого одна нога выбрасывается вверх вперед, в сторону или назад, другая ударяет ее снизу один или несколько раз. Формы исполнения разнообразны: cabriole в различных позах, cabriole fermé, cabriole fouetté, cabriole с усложненной заноской.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. Современная танцевальная система, сложившаяся в европейском театре. Название «классический» указывает, что эта система восходит к танцу античному, а также, что она обладает классическим совершенством. Важнейший принцип классического танца – выворотность (en dehors). В ее основе – естественное стремление человека к распрямленности, вытянутости, прямизне. Выворотность позволяет использовать боковые движения. Наибольшей вытянутости, прямизны человек способен достигнуть в прыжке, полете: высшая точка вытянутости на полу – танец на пальцах (пуанты). Как учебная дисциплина, классический танец представляет собой танцевальную гимнастику, необходимую для развития выразительных средств танцовщика. В XIX веке существовали 3 основные хореографические школы – итальянская, французская и русская.

КОДА (итал. CODA, от лат. CAUDA – хвост). В pas de deux, pas de trois, grad pas – быстрая, заключительная часть танца, преимущественно виртуозного характера, следующая за вариациями. Кода может быть заключением балетного акта, в финале которого участвуют все персонажи и кордебалет.

КОРДЕБАЛЕТ (фр. CORPS DE BALLET – корпус, основа балета). Группа танцовщиц(ков), исполняющих массовые танцы и сцены.

КОРИФЕЙ, КОРИФЕЙКА (греч. corujaioz – глава, предводитель). В дореволюционном балете название танцовщика(цы) кордебалета, танцующих в первой линии и исполняющих отдельные небольшие танцы.

КРУАЗЕ (фр. CROISÉ, от CROISER – скрещивать). Поза классического танца с выдвижением вперед или назад разноименных ноги и плеча.

КУПЕ (фр. COUPÉ PAS, от COUPER – подрезать). Быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжков и других движений.

ЛИБРЕТТО (итал. LIBRETTO). Изложение сюжета и сценического действия балета, часто издаваемое театром в виде брошюрки или листовки в помощь зрителю. Родилось в оперно-балетном театре XVII века, и неправомерно используется как синоним сценария в балете.

МАРШЕ (фр. MARCHÉ PAS, от MARCHER – ходить). Танцевальный шаг, при котором, в отличие от естественного, нога ставится на пол с вытянутого носка, а не пятки.

ОПОРНАЯ НОГА. Нога, служащая опорой телу, в то время, как другая освобождена для исполнения любых движений.

ПА (фр. PAS – шаг). Обозначение одного из многочисленных танцевальных шагов. Обозначение танцевальных движений, имеющих определенный характер исполнения. Обозначение больших танцевально-музыкальных форм, принятых в балетном спектакле. В бытовом понимании – обозначение танцевального движения. В бальных танцах слово pas заменяет слово танец.

ПА ДЕ БАСК(фр. PAS DE BASQUE – шаг басков). Прыжок с ноги на ногу, при котором работающая нога проводится через demi rond de jsmbe с последующим переступанием с ноги на ногу. Pas de basque исполняется скользящим движением не отрывая ног от пола и высоким подъемом ног во время прыжка (grand pas de basque) с продвижением вперед, назад и в повороте. В народных танцах встречается множество различных видов pas de basque, исполняющихся со скольжением по полу или с высоким подъемом согнутых или вытянутых ног.

ПА ДЕ БУРРЕ (фр. PAS DE BOURRÉE). Мелкие движения, переступания с ноги на ногу. Основная учебная форма pas de bourrée – simple – представляет собой перекрестное переступание с ноги на ногу, с продвижением в сторону: первые два шага исполняются на полупальцах, а третий заканчивается на plié. В русской школе классического танца существуют и другие виды pas de bourrée: suivi (связный), dessus-dessous(сверху-снизу), исполняется также en tournant, en dehors и en dedans.

ПА ДЕ ДЁ (фр. PAS DE DEUX – танец вдвоем). Музыкально-танцевальная форма, принятая в балете XIX века, состоящая из entrée, adagio – дуэтного танца, вариации танцовщика, вариации танцовщицы, и коды.

ПА ДЕ КАТР (фр. PAS DE QUATRE – танец вчетвером). Танец на четыре исполнителя.

ПА ДЕ ПУАССОН (фр. PAS DE POISSONS – рыбий шаг). Прыжок с одной ноги на другую, при исполнении которого ноги поочередно забрасываются высоко назад, а корпус и руки резко вскидываются снизу вверх.

ПА ДЕ СИЗО (фр. PAS DE CISEAUX – шаг-ножницы). Прыжок с одной ноги на другую, при котором обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед, а затем одна из них через первую позицию проводится назад в arabesque.

ПА ДЕ ТРУА (фр. PAS DE TROIS – музыкально-танцевальная форма, принятая в классическом балете XIX века, повторяющая в основном структуру pas de deux, но имеющая три сольных вариации.

ПА ДЕ ША (фр. PAS DE CHAT – кошачий шаг). Прыжковое движение, имитирующее грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочередно отбрасываются назад, корпус прогибается, и танцовщица очень легко перепрыгивает на другое место. Может исполняться вперед и назад. Итальянское pas de chat исполнятся на большом прыжке, с сильно согнутыми в коленях ногами, с продвижением в сторону.

ПА КУРЮ (фр. PAS COURU – бегущий шаг). Легкий сценический бег, разновидность pas de bourrée.

ПАР ТЕРР (фр. PAR TERRE – на земле). Термин, указывающий на то, что движение одной или обеими ногами исполняется на полу. Например, rond de jamb par terre, temps lié par terre.

ПАССЕ (фр.PASSÉ, от PASSER – проходить, проводить). Путь работающей ноги при переходе из позу в позу. Сгибаясь в колене, она проводится на уровне sur le cou de pied или tire-bouchon и вытягивается в заданном направлении. Существует и другой вид перевода ноги, спереди назад или сзади вперед passé pas terre. Работающая нога проводится через первую позицию без остановки назад и – наоборот.

ПИРУЭТ (фр. PIROUETTE). См. Tour.

ПЛИЕ (фр. PLIÉ, от PLIER – сгибать). Приседание на двух или одной ноге: grand plié – предельное приседание с отрыванием пяток от пола и demi plié – не отрывая пяток от пола.

ПОЗИЦИИ. Общепринятое представление о позициях состоит в том, что ноги в положении en dehors вытянутые в коленях, прикасаясь всей ступней к полу, занимают следующие положения.

ПОЛУПАЛЬЦЫ. Положение одной или двух ступней на полу, при котором пятки подняты и тяжесть находится на передней части ступней. Полупальцы могут быть средними, низкими и высокими.

ПОР ДЕ БРА (фр. PORT DE BRAS – пронос рук). Правильное прохождение рук через основные позиции, закругленные (arrondi) и удлиненные (allongé) с участием поворотов и наклонов головы, а также перегибаний корпуса.

ПРЕПАРАСЬОН (фр. PRÉPARATION – подготовка). Подготовительные движения для исполнения battements, ronds, пируэтов, прыжков, сложных движений.

ПТИ (фр. PETIT – маленький). Термин, применяемый для обозначения малых движений.

ПУАНТ ТАНДЮ (фр. POINTE TENDUE – натяжение кончика ноги). Положение работающей ноги, вытянутой в колене и в стопе вперед, назад, в сторону носком в пол.

РАБОТАЮЩАЯ НОГА. Нога, освобожденная от тяжести корпуса, выполняющая какое-либо движение на полу или в воздухе.

РАНВЕРСЕ (фр. RANVERSÉ, от RANVERSER – опрокидывать). Резкое неожиданное перегибание корпуса, преимущественно из позы attitude croisé, сопровождаемое pas de bourrée en tournant. Имеет множество разновидностей вперед, назад, на полупальцах, на пальцах, в воздухе.

РЕВЕРАНС (фр.RÉVÉRANCE – поклон). Поклон, исполняемый с наклонением головы и корпуса, при переходе с ноги на ногу и с приседанием в IV позиции.

РЕВОЛЬТАД (фр. REVOLTADE, от итал. RIVOLTARE – выворачивать). Мужской прыжок с перенесением ноги через ногу, возможен вперед или назад, а также с вытянутой или согнутой в колене ногой.

РЕЛЕВЕ (фр. RELEVÉ, от RELEVER – поднимать). Термин, обозначающий подъем на полупальцы или на пальца на одной или двух ногах. Движение battement relevé lent (долгий). Préparation к турам.

РОНД ДЕ ЖАМБ (фр.ROND DE JAMBE – круг ногой). Круговые движения работающей ноги на полу (par terre) или в воздухе (en l’air), которые исполняются en dehors и en dedans, может исполняться и в прыжке.

РУАЯЛЬ (фр. ROYAL – королевский). Прыжковое движение с двух ног на две из V позиции в V, включает всего лишь один удар, за которым следует перемена ног.

СИМПЛЬ(фр. SIMPLE – простой). Термин, обозначающий исполнение движениея в простом, не усложненном виде.

СИСОНН (фр. SISSONNE). Группа прыжковых движений с двух ног на одну, имеющая много разновидностей. Sissonne simple – прыжок без перемены места, во время которого одна из ног сгибается и принимает положение sur le cou de pied спереди или сзади. Sissonne fondue – то же, что sisonne simple, но при приземлении одна из ног вытягивается вперед, назад или в сторону на 45 или 90 градусов. Sisonne ouverte – прыжок с отлетом вперед, в сторону или назад, во время которого одна из ног открывается назад в arabesque или attitude в сторону во II позицию или вперед в IV позицию на 45 или 90 градусов. Sissonne fermée – то же, что и sissonne ouverte, но при приземлении ноги тут же соединяются в V позиции. Sossonne tombée – прыжок, в первой части тождественный sissonne simple с быстро следующим падением на другую ногу. Sissonne soubresaut – тот же sissonne ouverte, но усложненный задержанием в воздухе обеих вытянутых ног. Sissonnes могут исполняться на маленьком или большом прыжке, в повороте и на пальцах.

СО ДЕ БАСК (фр. SAUT DE BASQUE – прыжок басков). Прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону с одним или с двумя поворотами в воздухе, во время которого нога вытянута, а другая находится в согнутом положении (носком у колена).

СОТЕ (фр. SAUTÉ, от SAUTER – прыгать). Прыжок с двух ног на две, сохраняя в воздухе и при приземлении начальную позицию. Термин sauté, приложенный к основному па указывает, что па должно быть исполнено в прыжке.

СУБРЕСО (фр. SOUBRESAUT PAS – сильный скачек). Прыжок с двух ног на две с большим отлетом вперед из V позиции в V, при котором ноги остаются в воздухе прижатыми друг к другу, корпус во время прыжка сильно прогибыется назад.

СЮИВИ (фр. SUIVI – беспрерывный, связанный). Pas de bourrée suivi – женское пальцевое па, состоящее из мелких непрерывных переступаний с одной ноги на другую с продвижением в сторону, вперед, или назад.

СЮР ЛЕ КУ ДЕ ПЬЕ (фр. SUR LE COU DE PIED – на щиколотке). Положение ступни согнутой в колене работающей ноги, которая находится спереди, сбоку или сзади на щиколотке опорной ноги.

ТАМ ЛЕВЕ (фр. TEMPS LEVÉ, от LEVER – поднимать). Прыжок с одной ноги с возвращением на нее же, без продвижения, преимущественно сохраняя заданную позу, возможен на пальцах.

ТАМ ЛИЕ(фр. TEMPS LIÉ, от LIER – связывать). Серия слитных движений на середине зала, составляющая часть adagio. Исполняется вперед и назад и имеет множество видов: с подъемом ноги, en tournant, sauté.

ТАМ РЕЛЕВЕ (фр. TEMPS RELEVÉ, от RELEVER – поднимать). Один из подготовительных приемов preparation для исполнения пируэтов, во время которых опорная нога делает demi plié, а работающая, согнутая в колене (при выворотном неподвижном положении бедра) выводится вперед (en dehors) или назад (en dedans) и вытягивается в сторону одновременно с опорной ногой.

ТАНЕЦ (нем. TANZ). Вид искусства, в котором художественный образ возникает из мены положения человеческого тела. В историческом развитии танца постепенно определились основные виды: народные танцы, бальные танцы, выделившиеся в самостоятельную группу и с развитием профессионального сценического танца – классический танец, характерный танец, танец «модерн».

ТАНЕЦ «МОДЕРН». Условное наименования направления в танцевальном искусстве, возникшего в XX веке. Это направление включает различные танцевальные школы и представлено исполнителями, педагогами и балетмейстерами многих стран, объединенными общим намерением создать новый танец, который бы отвечал специфическим духовным потребностям человека XX века (отсюда и термин «модерн» - современный). Свой танец они противопоставляют классическому, который считают противоестественным по выразительным средствам (пуанты, выворотность), неспособным выразить идеи нашего времени.

ТАНЦОВЩИК, ТАНЦОВЩИЦА. Профессиональный артист балета или танцевального коллектива.

ТИРБУШОН (фр. TIRE-BOUCHON – штопор). Форма исполнения пируэта, во время которого работающая нога, сгибаясь, поднимается по опорной ноге носком до колена. Положение работающей ноги, согнутой в колене с вытянутым носком у колена опорной ноги.

ТОМБЕ (фр. TOMBÉ, от TOMBER – падать). Употребляется для обозначения одной из форм sissonne и других положений и движений.

ТУР (фр. TOUR – оборот, поворот). Оборот тела на 360 градусов на полу pirouette или в воздухе tour en l'air. При обороте тела на 180 градусов – demi tour. Туры и пируэты имеют множество разновидностей. Они могут начинаться со II, V, IV позиций и других положений. Вращение возможно вправо, влево, en dehors, en dedans. В основном разделяются на малые и большие, первые с одной ногой, прижатой в положении sur le cou de pied, вторые в больших позах attitude, arabesque, à la seconde.

ТУР ЛЯНТ (фр. TOUR LENT – медленный поворот). Медленный поворот на опорной ноге, поднимаясь на полупальцы или не спускаясь с них, преимущественно в больших позах attitude, arabesque, à la seconde, écarté.

ТУР ШЕНЕ (фр. TOUR CHAÎNÉS – поворот по цепочке). Следующие друг за другом слитные полуповороты с ноги на ногу на пальцах или на полупальцах с продвижением в сторону, вперед или назад.

УВЕР (фр. OUVERT – открытый). Употребляется для обозначения одной из форм sissonne и других положений и движений.

ФАЙИ (фр.  FAILLI, от FAILLIR – слабеть). Прыжок, после которого сразу следует переведение одной из ног через I позицию в IV.

ФЛИК-ФЛЯК (фр. FLIC-FLAC – шлеп-шлеп). Движение работающей ноги, которая из II позиции, скользя полупальцами об пол, быстрым коротким мазком проходит через V позицию сзади вперед или спереди назад и возвращается во II. Возможны flic-flac, осложненные поворотами en dehors и en dedans.

ФЕРМЕ (фр. FERMÉ – закрытый). Употребляется для обозначения одной из форм sissonne и других положений и движений.

ФОНДЮ (фр. FONDU, от FONDRE – таять). Употребляется для обозначения одной из форм sissonne и battements.

ФРАППЕ (фр. FRAPPÉ, от FRAPPER – ударять). Употребляется для обозначения одной из форм battements.

ФУЭТЕ (фр. FOUETTÉ, от FOUTTER – хлестать). Ряд последовательных туров на месте, причем работающая нога при каждом повороте проделывает rond de jambe en l’air на 45 градусов en dehors или en dedans в зависимости от направления движения и резко вытягивается во II позицию. Различные формы grand fouetté, в основе которых тоже лежит поворот, но не полный, а на ¼ или ½ круга. Простейшая его форма – flic-flac, а также battement divisé en quarts. Более сложными являются fouettés, включающие в себя battements développés и jetés, а также sautés и cabrioles.

ХОРЕОГРАФИЯ (греч. coreia grajw – пишу танец). Первоначально этот термин обозначал запись танца. Затем под ним стали понимать искусство сочинять танцы и балеты, а в конце XIX – начале XX века – танцевальное искусство в целом, а под хореографом – балетмейстера, постановщика танцев и балетов.

ШАНЖМАН ДЕ ПЬЕ (фр. CHANGEMENT DE PIED – перемена ног). Прыжок с двух ног из V позиции в V с обязательной переменой ног.

ШАССЕ (фр. CHASSÉ PAS, от CHASSER – гнать). Прыжки с продвижением вперед, в сторону или назад, при исполнении которых одна нога догоняет другую, соединяясь в высшей точке прыжка. Могут исполняться последовательно, один прыжок за другим, а также как подготовка для больших прыжков. Танцевальное па, встречающееся во многих бальных танцах.

ЭКАРТЕ (фр. ÉCARTÉ, от ÉCATER – раздвинуть). Поза классического танца à la seconde, развернутая по диагонали вперед или назад, корпус чуть отклонен от поднятой ноги, голова резко повернута в профиль, в сторону поднятой ноги или от нее, поднятая рука соответствует поднятой ноге, другая отведена в сторону.

ЭКЗЕРСИС (фр. EXERCICE – упражнение). Упражнение у станка и на середине зала, необходимые для усвоения и совершенствования танцевальной техники.

ЭПОЛЬМАН (фр. ÉPAULMANT, от ÉPAULE – плечо).поза классического танца, образующаяся из отчетливого поворота головы к правому или левому плечу.

ЭФФАСЕ (фр. EFFACÉ, от EFFACER – сглаживать). Поза классического танца с выдвижением вперед или назад одноименных ноги и плеча.

ЭШАППЕ (фр. ÉCHAPPÉ, от ÉCHAPPER – вырваться, выйти из). Прыжок с двух ног на две из I, III, V позиций во II или IV.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.