![]()
|
||||||||||
Русланова Н.С.. ВВЕДЕНИЕСтр 1 из 2Следующая ⇒
Русланова Н.С. Р 88 Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы. — М.:АРКТИ, 2007. — 32 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда: Учим произносить правильно) ISBN5-89415-525-8 Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и подготовительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов коррекционных школ, а также дефектологам для подготовки и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».
УДК 373 ББК 74.102 © Русланова Н.С, 2007 ВВЕДЕНИЕ Представленный дидактический материал один из комплекта пособий по закреплению лексико-грамматической стороны речи при подготовке детей к школе по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». В альбоме содержатся задания, направленные на: — пополнение словарного запаса детей различными частями речи — существительными, прилагательными, глаголами и др.; — формирование различных способов словообразования и словоизменения; — построение предложений разных типов и составление рассказов по плану-схеме. В альбоме также содержатся задания на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки. Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.
1. Назови, что на них нарисовано:
Куртка, платье, брюки... — это ОДЕЖДА. Майка, трусы — это БЕЛЬЁ. Расскажи, какая одежда для чего нужна? Вспомни, где хранят одежду и бельё? 2. Назови, что на них нарисовано:
Шапка, шляпа, берет, бейсболка... — это ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. Расскажи, какие головные уборы для чего нужны? 3. Назови, что на них нарисовано:
Ботинки, сандалии, сапоги, валенки... — это ОБУВЬ. Расскажи, какая обувь для чего нужна? Вспомни, какая бывает одежда, обувь, головные уборы (летняя, зимняя, демисезонная; детская, взрослая; женская, мужская)? 4. Назови части: Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы (подбор признаков к предметам): Куртка какая? — ... Шапка какая? — ... Платье какое? — ... Ботинок какой? — ...
6. Назови предметы по контурам. Про что можно сказать мой, моя, моё, мои (согласование существительных с притяжательными местоимениями: моя юбка, мои носки, мой шарф, моё пальто...):
(употребление винительного падежа существительных: Витя наденет футболку шорты...; Маша наденет кофту куртку..): 8. Назови, много каких предметов нарисовано на картинках (образование родительного падежа существительных во множественном числе: на картинке нарисовано много курток): Посчитай предметы (согласование количественных числительных с существительными: одна куртка — две куртки — ... — ... — пять курток). 9. Назови предметы одежды и обуви и их цвет (согласование прилагательных с существительными жёлтая куртка — жёлтый фартук — жёлтое бельё — жёлтые брюки и т.д.):
10. Расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы (образование относительных прилагательных): Одежда из ситца — ситцевая из льна — ... из трикотажа — ... из шёлка — ... из байки — ... из драпа — ... из кожи — ... из пуха — ... из меха — ... из шерсти — ... Шляпа из фетра—... из соломы — ... Сапоги из резины — ... Валенки из войлока — ... Назови предметы на картинках. Подумай, из каких материалов они сделаны.
11. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: какой? надеть — надетый, сложить — сложенный...): Надеть — ... снять — ... одеть — ... раздеть — ... сложить — ... сшить — ... распороть — ... вязать — ... подшивать — ... заштопать — ... расстегнуть — ... застегнуть — ... вдеть — ... зашнуровать — ... завязать — ...
12. Сравни по образцу (подбор антонимов): Брюки длинные, а шорты КОРОТКИЕ. Пояс узкий, а шарф ... . Панама летняя, а шапка .... Куртка короткая, а плащ .... Сарафан ситцевый, а шуба .... Кофта вязаная, а рубашка Сапоги резиновые, а валенки .... Бельё нижнее, а платье .... 13. Подумай, какой картинки не хватает (подбор слов по аналогии: шапка из шерсти, а перчатки из кожи...):
14. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что? (образование существительных от глаголов: одеть — одежда): Ткать — ткань вязать — ... прясть — ... шить—... штопать — ... чистить—... строчить — ... застёгивать — ... примерять — ... обмётывать — ... шнуровать — ... завязать — ... 15. Подбери как можно больше слов к действиям (подбор предметов к действиям; закрепление формы винительного падежа существительных):
Что можно связать? Что можно заштопать? Что можно подшить? Что можно завязать? Что можно надеть? Что можно обуть? Что можно чистить? Что можно стирать? Что можно гладить?
16. Измени слова с помощью приставок (образование приставочных глаголов совершенного вида):
ПРИ- ПЕРЕ- ЗА- У- ВЫ- В- ПОД- ПРО- НА- ПО-ПЕРЕ-ВЫ-ПОД- ШИТЬ
СУШИТЬ ПРИ-
|
||||||||||
|