Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русланова Н.С.. ВВЕДЕНИЕ



 

 


Русланова Н.С.

Р 88  Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы. — М.:АРКТИ, 2007. — 32 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда: Учим произносить правильно)

ISBN5-89415-525-8

Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и подготовительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов коррекционных школ, а также дефектологам для подготовки и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

 

УДК 373 ББК 74.102

© Русланова Н.С, 2007
ISBN
5-89415-525-8                    © АРКТИ,2007


ВВЕДЕНИЕ

Представленный дидактический материал один из комплекта пособий по закреплению лексико-грамматической стороны речи при подготовке детей к школе по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

В альбоме содержатся задания, направленные на:

— пополнение словарного запаса детей различными частями речи — существительными, прилагательными, глаголами и др.;

— формирование различных способов словообразования и словоизменения;

— построение предложений разных типов и составление рассказов по плану-схеме.

В альбоме также содержатся задания на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки.

Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.



1. Рассмотри картинки.

 Назови, что на них нарисовано:

 

 

Куртка, платье, брюки... — это ОДЕЖДА.

Майка, трусы — это БЕЛЬЁ.

Расскажи, какая одежда для чего нужна?

Вспомни, где хранят одежду и бельё?


2. Рассмотри картинки.

 Назови, что на них нарисовано:

 

 

Шапка, шляпа, берет, бейсболка... —

это ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

Расскажи, какие головные уборы для чего нужны?


3. Рассмотри картинки.

 Назови, что на них нарисовано:

 

Ботинки, сандалии, сапоги, валенки... — это ОБУВЬ.

Расскажи, какая обувь для чего нужна?

Вспомни, какая бывает одежда, обувь, головные уборы

(летняя, зимняя, демисезонная; детская, взрослая; женская, мужская)?


4. Назови части:

Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы (подбор признаков к предметам):

Куртка какая? — ...                  Шапка какая? — ...

Платье какое? — ...                   Ботинок какой? — ...


5. Подумай, какая одежда для мамы, а какая — для дочки (образование уменьшительной формы существительных):


Назови каждую пару предметов, одним словом.


6. Назови предметы по контурам.

Про что можно сказать мой, моя, моё, мои

(согласование существительных с притяжательными местоимениями:

моя юбка, мои носки, мой шарф, моё пальто...):


7. Определи, кто из детей что наденет

(употребление винительного падежа существительных:

Витя наденет футболку шорты...; Маша наденет кофту куртку..):


8. Назови, много каких предметов нарисовано на картинках

(образование родительного падежа существительных

во множественном числе: на картинке нарисовано много курток):


Посчитай предметы

(согласование количественных числительных с существительными:

одна куртка — две куртки — ... — ... — пять курток).


9. Назови предметы одежды и обуви и их цвет (согласование прилагательных с существительными жёлтая куртка — жёлтый фартук — жёлтое бельё — жёлтые брюки и т.д.):


 


10. Расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы (образование относительных прилагательных):

Одежда из ситца — ситцевая                               из льна — ...

из трикотажа — ...                                из шёлка — ...

из байки — ...                                         из драпа — ...

из кожи — ...                                          из пуха — ...

из меха — ...                                           из шерсти — ...

Шляпа из фетра—...                                             из соломы — ...

Сапоги из резины — ...                    Валенки из войлока — ...

Назови предметы на картинках.

Подумай, из каких материалов они сделаны.

 


11. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: какой?
(образование отглагольных прилагательных:

надеть надетый, сложить — сложенный...):

Надеть — ...             снять — ...                              одеть — ...

раздеть — ...            сложить — ...                        сшить — ...

распороть — ...        вязать — ...                   подшивать — ...

заштопать — ...       расстегнуть — ...          застегнуть — ...

вдеть — ...               зашнуровать — ...              завязать — ...

 

12. Сравни по образцу (подбор антонимов):

Брюки длинные, а шорты КОРОТКИЕ. Пояс узкий, а шарф ... .

Панама летняя, а шапка ....            Куртка короткая, а плащ ....

Сарафан ситцевый, а шуба ....           Кофта вязаная, а рубашка

Сапоги резиновые, а валенки ....      Бельё нижнее, а платье ....


13. Подумай, какой картинки не хватает

(подбор слов по аналогии: шапка из шерсти, а перчатки из кожи...):

 

14. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что? (образование существительных от глаголов: одеть — одежда):

Ткать — ткань                  вязать — ...                           прясть — ...

шить—...                            штопать — ...                                            чистить—...

строчить — ...                    застёгивать — ...                                            примерять — ...

обмётывать — ...               шнуровать — ...                                            завязать — ...


15. Подбери как можно больше слов к действиям

(подбор предметов к действиям;

закрепление формы винительного падежа существительных):


Что можно сшить?

Что можно связать?

Что можно заштопать? Что можно подшить?

Что можно завязать?

Что можно надеть?

Что можно обуть?

Что можно чистить?

Что можно стирать?

Что можно гладить?


 


16. Измени слова с помощью приставок (образование приставочных глаголов совершенного вида):




ПРИ-

ПЕРЕ-

ЗА-

У-

ВЫ-

В-

ПОД-

ПРО-

НА-

ПО-ПЕРЕ-ВЫ-ПОД-


ШИТЬ

 

 

СУШИТЬ


ПРИ-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.