Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проскомидия. Покрытие приготовленных Даров. Молитва предложения. Отпуст



Проскомидия

Таже поклонения три пред предложением сотворше, глаголют кийждо: Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.   И совершив три поклона перед жертвенником со словами: Боже, очисти меня, грешного и помилуй меня. (3)
И: Искупил ны еси от клятвы законныя / честною Твоею Кровию, / на Кресте пригвоздився и копием прободся, / безсмертие источил еси человеком, / Спасе наш, слава Тебе.   [Целуют священные сосуды, произнося тропарь]: Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию: / ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, / Ты людям источил бессмертие. / Спаситель наш, слава Тебе!
Таже глаголет диакон: Благослови, владыко. И начинает священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.   Затем диакон возглашает: Благослови, владыка. И начинает священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон:Аминь. Таже приемлет священник левою убо рукою просфору, десною же святое копие, и знаменуя им трижды верху печати просфоры, глаголет:   Диакон:Аминь. И берет священник в левую руку просфору, а правой трижды начертывает копием крест над печатью просфоры со словами:
В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. трижды.   В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. (3)
И абие водружает копие в десную страну печати, и глаголет режя: Яко овча на заколение ведеся.   И надрезает копием правую сторону печати со словами: Как овца на заклание Он был приведен.
В левую же: И яко агнец непорочен прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих.   [Надрезая] левую [сторону печати]: И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
В горнюю же страну печати:Во смирении Его суд Его взятся.   [Надрезая] верхнюю сторону печати: В унижении Его в правосудии Ему было отказано.
В долнюю же страну:Род же Его кто исповесть.   [Надрезая] нижнюю сторону [печати]: Но род Его кто изъяснит?
Диакон же, взирая благоговейно на сицевое таинство, глаголет на едином коемждо резании: Господу помолимся, держа и орарь в руце.   Диакон же, взирая благоговейно на это тайнодействие, возглашает при каждом надрезании: Господу помолимся,держа и орарь в руке.
По сих глаголет: Возми, владыко. Священник же, вложив святое копие от косвенныя десныя страны просфоры, взимает Святый Хлеб, глаголя сице:   Затем возглашает: Подними, владыка. Священник же, вонзив святое копие снизу с правой стороны просфоры, приподнимает агнец, говоря:
Яко вземлется от земли живот Его. И положив и взнак на святем дискосе, рекшу диакону: Пожри, владыко.   Ибо отторгается от земли жизнь Его. И, положив его на святой дискос печатью вниз, после слов диакона: Заколи, владыка.
Жрет его крестовидно, сице глаголя: Жрется Агнец Божий, вземляй грех мiра, за мiрский живот и спасение.   Надрезает его крестообразно со словами: Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мира, за жизнь мира и спасение.
И обращает горе другую страну, имущую крест. Диакон глаголет: Прободи, владыко.   И обращает его печатью вверх. Диакон же возглашает: Пронзи, владыка.
Священник же, прободая и в десную страну копием, глаголет:   Священник, пронзая копьем правую сторону [агнца], произносит:
Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его.   Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.
Диакон же, прием вино и воду, глаголет ко священнику: Благослови, владыко, святое соединение. Иерей благословляет соединение: Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков.   Диакон же, взяв вино и воду, обращается ко священнику: Благослови, владыка, святое соединение. Священник:Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.
И взем над ними благословение, вливает во святый потир от вина вкупе и воды.   И, приняв благословение, диакон вливает в святой потир вино с водой:
Священник, прием в руце вторую просфору, глаголет: В честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник.   Священник, взяв вторую просфору, произносит: В честь и память преблагословенной, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по ходатайствам Которой прими, Господи, эту жертву на превысший небес Твой жертвенник.
И взем частицу, полагает ю одесную Святаго Хлеба, близ среды его, глаголя:   И, изъяв частицу, помещает ее справа от святого хлеба, близ середины его, говоря:
Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна.   Предстала Царица справа от Тебя в одежду златотканную облаченная, изукрашенная.
Таже прием третию просфору, глаголет: Честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.   Затем, взяв третью просфору произносит: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. [Греч.: В честь и память величайших военачальников Михаила и Гавриила и всех небесных Сил Бесплотных.]
И взем первую частицу, полагает ю о шуюю страну Святаго Хлеба, творя начало перваго чина.   И, изъяв первую частицу, помещает ее слева от святого Хлеба, начиная первый ряд.
Таже глаголет: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елиссея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков.   Также произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков и Даниила пророка, и всех святых пророков. [Греч.: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков:]
И взем частицу, полагает ю доле первыя благочинно. Таже паки глаголет: Святых славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов.   И, изъяв частицу, помещает ее ниже первой, по порядку. Затем продолжает: Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, и всех (прочих) святых апостолов.
И тако полагает третию частицу доле вторыя, скончавая первый чин.   И помещает третью частицу ниже второй, оканчивая первый ряд.
Таже глаголет: Иже во святых отец наших святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей.   Затем произносит: Святых отцов наших [великих] иерархов и вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских, Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского,) и всех святых святителей.
И взем четвертую частицу, полагает ю близ первыя частицы, творя второе начало.   И, взяв четвертую частицу, помещает ее рядом с первой, начиная второй ряд.
Таже паки глаголет: Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик. И мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц.   И продолжает: Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора (Тирона, Феодора Стратилата,) и всех святых мучеников и (мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых) мучениц.
И взем пятую частицу, полагает ю доле первыя, сущия началом втораго чина.   И, взяв пятую частицу, помещает ее ниже первой во втором ряду.
Таже глаголет: Преподобных и богоносных отец наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго и всех преподобных отец. И преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных матерей.   И продолжает: Преподобных и богоносных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, (Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского) и всех преподобных отцов и (преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех преподобных) матерей.
И тако взем шестую частицу, полагает ю доле вторыя частицы, во исполнение втораго чина.   И, взяв шестую частицу, помещает ее ниже второй, завершая второй ряд.
По сих же глаголет: Святых и чудотворцев безсребреник: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых безсребреников.   После этого произносит: Святых чудотворцев и бессребреников: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых бессребреников.
И взем седмую частицу, полагает ю верх, творя третие начало, по чину.   И, взяв седьмую частицу, помещает ее вверху, начиная третий ряд.
Таже паки глаголет: Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, (и святаго имярек, егоже есть храм и егоже есть день) святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже.   И продолжает: Святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, и святых (храма и дня – имена их), (святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги,) и всех святых, по молитвам которых посети нас, Боже.
И полагает осмую частицу доле первыя благочинно.   И помещает восьмую частицу ниже предыдущей, по порядку.
Еще же к сим глаголет: Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго.   И продолжет: Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста
Аще поется Литургия его. Аще же поется Великаго Василиа, того поминает.   Если поется литургия его. Если же поется литургия Василия Великого, его поминает:
И тако взем девятую частицу, полагает ю в конец третияго чина во исполнение.   И так, взяв девятую частицу, помещает ее последней, в конец третьего ряда.
Таже прием четвертую просфору, глаголет:Помяни, Владыко человеколюбче, святейшия православныя патриархи и великаго господина и отца нашего Святейшаго Патриарха(имярек), господина нашего преосвященнейшаго(имярек) и всякое епископство православных, честное пресвитерство, во Христе диаконство, и весь священнический чин: (аще во обители: архимандрита, или игумена, имярек) братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, всеблагий Владыко.   Затем, взяв четвертую просфору, говорит: Помяни, Владыка Человеколюбец, (святейших православных патриархов и великаго господина и отца нашего Святейшего Патриарха (имя), и) все епископство православных, господина нашего преосвященнейшего (имя и титул местного епископа), почтенное пресвитерство, во Христе диаконство и весь иной священный чин; (в монастырях: архимандрита или игумена – имя), братьев и сослужителей наших: священников, диаконов, и всех братьев наших, которых Ты призвал во Твое общение по Своему милосердию, всеблагой Владыка.
И взем частицу, полагает ю доле Святаго Хлеба. Таже поминает страну нашу, глаголя сице: Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и православных людей ея.   И, изъяв частицу, помещает ее ниже святого Хлеба. [Также поминает страну нашу, произнося следующее: Помяни, Господи, богохранимую страну нашу православных христиан, живущих в ней, {народ ее и всех, стоящих у власти, дабы и мы в тишине их проводили тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте.}]
Таже поминает и ихже имать живых по имени, и на коеждо имя взимает частицу, приглаголя:Помяни, Господи,(имярек).   Далее поминает по именам живых, вынимая за каждого частицу, со словами: Помяни, Господи, {рабов Своих:}(имена).
И тако взем частицы, полагает я доле Святаго Хлеба. Таже взем пятую просфору, глаголет:О памяти и оставлении грехов святейших патриархов и блаженных создателей святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).   И взяв частицы помещает их ниже святого хлеба. Затем, взяв пятую просфору, говорит: О памяти и прощении грехов (святейших патриархов {православных} и) блаженных создателей святого храма сего
Таже поминает рукоположившаго его архиерея, и других, ихже хощет, усопших по имени. На коеждо имя взимает частицу, приглаголя: Помяни, Господи,(имярек).   И поминает рукоположившего его архиерея, [если он почил,] и других усопших, кого хочет, по именам, говоря: Помяни, Господи {рабов Своих}:(имена [усопших]),
И конечне глаголет сице: И всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших, православных отец и братий наших, человеколюбче Господи.   B конце же произносит: И всех, в надежде воскресения и жизни вечной, в общении с Тобою усопших, православных отцов и братьев наших, человеколюбивый Господи.
И взимает частицу. Посем глаголет:   И вынимает частицу, [помещая ее под прежде вынутыми]. После этого произносит:
Помяни, Господи, и мое недостоинство, и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.   Помяни, Господи, и мое недостоинство, и прости мне всякое согрешение, вольное и невольное.
И взимает частицу. И прием губу, собирает на дискос частицы доле Святаго Хлеба, якоже быти во утвержении, и не испаднути чесому.   И вынимает частицу [из четвертой просфоры]. И взяв губку, собирает на дискосе частицы ниже святого Хлеба, чтобы ни одна из них не упала.

 

Покрытие приготовленных Даров

Таже диакон прием кадильницу и фимиам вложив в ню, глаголет к священнику:   Диакон же, взяв кадило и положив в нее ладану, обращается к священнику:
Благослови, владыко, кадило. И абие сам глаголет: Господу помолимся. И священник молитву кадила:Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.   Благослови, владыка, кадило. Диакон:Господу помолимся. И священник благословляет кадило с молитвой: Фимиам Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного; приняв его на превысший небес Твой жертвенник, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа.
Диакон:Господу помолимся. Священник покадив звездицу, полагает верху Святаго Хлеба, глаголя: И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча.   Диакон:Господу помолимся. Священник, окадив звездицу, ставит ее над святым Хлебом со словами: И звезда, придя, стала вверху, над местом, где был Младенец.
Диакон:Господу помолимся. Иерей, покадив первый покровец, покрывает Святый Хлеб с дискосом, глаголя:   Диакон:Господу помолимся. Священник, окадив первый покровец, покрывая дискос со святым хлебом, произнося:
Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.   Господь воцарился, благолепием облекся, облекся Господь силою, и опоясался, (ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. С тех пор готов престол Твой, Ты — от века. Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, возвысят реки струи свои от шума вод многих. Дивны валы морские, дивен на высотах Господь. Свидетельства Твои достоверны весьма; дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни.)
Диакон:Господу помолимся. Покрый, владыко.   Диакон:Господу помолимся. Покрой, владыка.
Иерей же, покадив вторый покровец, покрывает святый потир, глаголя:   Священник же, окадив второй покровец, покрывает святой потир со словами:
Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля.   Покрыла небеса доблесть Твоя, Христе, и хвалы Твоей полна земля.
Диакон:Господу помолимся. Покрый, владыко.   Диакон:Господу помолимся. Покрой, владыка.
Иерей же, покадив покров, сиречь воздух, покрывает и обоя, глаголя:   Священник же, окадив воздух, то есть большой покров, и покрывая им [святые дискос и потир] вместе, произносит:
Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата. Умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец.   Покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и неприятеля, умиротвори нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наши, как благой и Человеколюбец.
Таже прием священник кадильницу, кадит предложение, глаголя трижды: Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе. Диакон же на коемждо глаголет: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. И покланяются благоговейно оба, трижды. Таже диакон глаголет: О предложенных Честных Дарех Господу помолимся. Священник же молитву предложения:     Затем, взяв кадило, священник кадит жертвенник, произнося троекратно: Благословен Бог наш, так благоволивший, слава Тебе. Диакон же каждый раз оканчивает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. И оба трижды благоговейно поклоняются. Затем диакон произносит: О предлагаемых Святых Дарах Господу помолимся. Священник же, взяв кадило, читает молитву предложения:

Молитва предложения

Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, пищу всему мiру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие, и приими е в пренебесный Твой жертвенник. Помяни, яко благ и человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосуждены сохрани во священнодествии Божественных Твоих Таин.   Боже, Боже наш, небесный Хлеб, пищу всему миру – Господа нашего и Бога Иисуса Христа, пославший как Спасителя и Искупителя и Благодетеля, благословляющего и освящающего нас, Сам благослови это приношение и прими его на превысший небес Свой жертвенник. Помяни, как Благой и Человеколюбец, его принесших и тех, за кого принесли, и нас не осужденными сохрани в священнодействии божественных Твоих Таинств.
Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Ибо свято и преславно всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
И посем творит отпуст тамо, глаголя сице: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.   И затем совершает отпуст, произнося: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.
Диакон:Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.   Диакон:Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.

 

     

Отпуст

Аще убо есть неделя: Воскресый из мертвых: Аще ли же ни:Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго.   В воскресенье: Воскресший из мертвых: В иной же день: Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста.
Аще же совершается Литургия Великаго Василия, глаголет: Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.   Если же совершается литургия Василия Великого говорится: Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и всех святых, помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец.
Диакон:Аминь. По отпусте же кадит диакон святое предложение. Таже отходит, и кадит святую трапезу кругом крестовидно, глаголя в себе:   Диакон:Аминь. После отпуста диакон кадит святой жертвенник, а затем святой престол кругом, крестообразно, произнося в себе:
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.   Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, / в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, / все наполняя, беспредельный.
Таже псалом 50. И покадив святилище же и храм весь, входит паки во святый олтарь, и покадив святую трапезу паки, и священника, кадильницу убо отлагает на место свое, сам же приходит ко иерею. И ставше вкупе пред святою трапезою, покланяются трижды, в себе молящеся и глаголюще:   И далее псалом 50. И, покадив святилище и весь храм, вновь входит в алтарь и кадит святой престол и священника. Затем, положив на место кадило, подходит к священнику. И, став вместе перед святым престолом, они трижды поклоняются, молясь в себе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.   [Священник, воздевая руки,] произносит: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Дважды.   Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. (2)
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.   Господи, Ты отверзешь уста мои, – и уста мои возвестят хвалу Твою!
Таже целуют, священник убо святое Евангелие, диакон же святую трапезу. И посем подклонив диакон свою главу священнику, держа и орарь треми персты десныя руки, глаголет:   И целует священник святое Евангелие, а диакон святой престол. Затем диакон, склонив пред священником голову и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит:
Время сотворити Господеви, владыко, благослови. Священник, знаменуя его, глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков.   Время действовать Господу; владыка, благослови. Священник, благословляя его, произносит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Таже диакон: Помолися о мне, владыко святый. Священник:Да исправит Господь стопы Твоя. И паки диакон: Помяни мя, владыко святый.   Диакон же: Помолись обо мне, владыка святой. Священник:Да направит Господь стопы твои. И снова диакон: Помяни меня, владыка святой.
Священник:Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков.   Священник:Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон же:Аминь. И поклонився исходит северными дверьми, понеже царския двери до входа не отверзаются. И став на обычном месте, прямо святых дверей, покланяется со благоговением, трижды, глаголя в себе:   Диакон же: Аминь. И, поклонившись, выходит северными вратами, так как Царские врата до входа не отверзаются. И, став на обычном месте перед Царскими вратами, трижды поклоняется с благоговением, произнося в себе:
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.   Господи, Ты отверзешь уста мои, – и уста мои возвестят хвалу Твою.
И посем начинает глаголати: Благослови, владыко.   И затем начинает: Благослови, владыка.
И начинает священник:Благословено Царство:     И произносит священник [начальный возглас Божественной Литургии:]Благословенно Царство:
     

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.