Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основной текст.



Основной текст.

В данной статье нам хотелось бы проанализировать несомненные плюсы и возможные риски различных вариантов получения начального образования детей с РАС [1]. . В большей степени, рассмотренные варианты, касаются возможностей небольших российских городов.

1. Обучение в общеобразовательном классе. Ребенок с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ОВЗ.

Плюсы:

- ребенок постоянно находится в среде нормотипичных сверстников, что может способствовать его социализации;

- ребенок получает возможность обучаться в средней и старшей школе в постоянном коллективе;

- ребенок вынужден решать множество ежедневных задач социального и личностного взаимодействия, что положительно сказывается на формировании его самостоятельности;

- ребенок получает образование в те же сроки обучения, что и нормотипичные дети (1–4-е классы).

Точки риска:

- подходит лишь для детей с РАС, не имеющих нарушений интеллектуального развития и демонстрирующих интеллектуальную и специальную готовность к обучению в школе;

- достаточно большая наполняемость класса (20 человек при наличии в классе одного ребенка с РАС и 15 - при наличии двух);

- повышенная стрессовая среда из-за большого количества различных промежуточных и итоговых проверочных работ;

- отсутствие в общеобразовательной школе дефектолога;

- отсутствие возможности создания в помещении класса зоны сенсорной разгрузки для ребенка с РАС, в виду большой наполняемости класса.

2. Обучение в коррекционном классе общеобразовательной школы (по варианту 2, который предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки: пять лет (1–5-е классы) — для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1–6-е классы) — для детей, не получивших дошкольное образование.

Плюсы:

- так как чаще всего ребенок с РАС поступает в класс для детей с тяжелыми нарушениями речи или задержкой психического развития, у него есть возможность полноценного социально-личностного взаимодействия;

- относительно комфортное количество детей в классе (12 человек при не более чем 2 обучающихся с РАС);

- наличие в школе дефектолога, логопеда;

- использование в учебном процессе адаптированных и альтернативных учебных пособий и заданий, учитывающих специфику восприятия и переработки информации детей с РАС;

- возможность создать в помещении класса зоны сенсорной разгрузки для детей с РАС;

- возможность обучения в средней и старшей школе (хотя бы частично) с детьми своего класса в начальном образовании, что положительно сказывается на взаимоотношениях между школьниками.

Точки риска:

- чаще всего, большее, чем в инклюзивном классе, количество детей с проявлениями деструктивного поведения, что значительно затрудняет организацию образовательного процесса;

- трудности реализации на практике достаточно разноплановых приоритетных задач для разных вариантов ОВЗ (коррекция речевого развития для детей с тяжелыми нарушениями речи, коррекция психических процессов и познавательной деятельности для детей с ЗПР, коррекция эмоционально-волевой сферы и развитие социальной коммуникации для детей с РАС. Чаще всего, учителя ориентируются на большинство детей в классе.

3. Обучение в коррекционной школе (классе) по варианту 3, 4. Эти варианты предполагают, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих нарушений интеллектуального развития, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает следующие сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).

Плюсы:

- небольшая наполняемость классов (9 человек, из них один с РАС, -3 вариант; 5 человек, из них один с РАС – 4 вариант);

- подходит для детей с РАС, имеющих нарушения интеллектуального развития;

- наличие возможности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку;

- вариабельность программы обучения в соответствии с интеллектуальными возможностями ребенка;

- наличие в школе дополнительных занятий дефектолога, логопеда, специального психолога;

- приоритет в обучении формирования жизненных компетенций (наличие специальных предметов, например, таких как социально-бытовая ориентировка).

Точки риска:

- сегрегированный (сегрегировать – отделять, разделять, в данном контексте класс для детей с РАС или нарушениями интеллектуального развития) вариант получения образования, при котором минимизируется возможность общения со здоровыми сверстниками;

- вероятность недооценки потенциальных возможностей ребенка с РАС, связанных с асинхронным развитием его психических функций.

4. Обучение в ресурсном классе. Ресурсный класс - это отдельный кабинет в школе для организации специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями [2].

Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть -вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.

Плюсы:

- создание условий для постепенного включения в образовательную среду нормотипичных сверстников;

- возможность наиболее полного создания специальных условий для детей с РАС (визуальные расписания, зона сенсорной разгрузки, оптимальное расположение столов, зона для физической активности и т.д.);

- возможность проработки тем, усвоение которых вызывает затруднения;

- дозирование и вариативность домашних заданий;

Точки риска:

- сложности построения образовательного маршрута при всех вариантах, кроме первого, так, как только в первом варианте сроки обучения (4 года) совпадают со сроками обучения нормотипичных детей. Если же ребенок с РАС обучается по другим вариантам, которые предполагают 5-6 лет начального образования, возникает вопрос, куда пойдет такой ребенок после четырех лет обучения? Конечно, он может продолжить обучение в ресурсном классе, но с кем он будет заниматься еще два года? Это будут дети 3-4 классов общеобразовательной школы другого набора или из детей с РАС будет создан сегрегированный небольшой класс с нацеленностью только на социальный вариант инклюзии?

- наличие разных требований в общем классе и отдельном кабинете, где занимаются дети с РАС, которые могут привести к размытости норм поведения и их игнорированию;

- проблематичность для детей с РАС, имеющих значительные нарушения интеллектуального развития, т.к. для них инклюзия сводится, по сути, только к социальному взаимодействию;

- отсутствие, на данный момент, научно обоснованных диагностических методик, позволяющих однозначно определить готовность ребенка с РАС перейти в обычный класс для постоянного обучения. Существующие педагогические диагностики, чаще всего, направлены на оценку академического компонента готовности.

Все варианты образования детей с РАС так или иначе связаны с тьюторством. Большинство современных родителей считают наличие тьютора обязательным условием, и гарантом успешности образовательного процесса. В связи с этим, нам хотелось бы также рассмотреть наличие тьютора у ребенка с РАС в формате «плюсы - точки риска».

Плюсы:

- возможность получать индивидуальные адаптированные или альтернативные задания в соответствии с содержанием программы;

- возможность предотвращения деструктивных вариантов поведения ребенка с РАС, связанных с наличием у тьютора возможности более внимательно следить за потребностями своего подопечного;

- возможность постепенного увеличения сложности заданий для ребенка, опирающегося на точное знание его предыдущих достижений;

- наличие для ребенка с РАС «навигатора» в мире непонятных и сложных для него человеческих взаимоотношений.

Точки риска:

- привыкание к постоянному сопровождению тьютора, как следствие -снижение самостоятельности ребенка;

- возможность возникновения ситуация, при которой общение с тьютором будет удовлетворять все потребности в коммуникации ребенка с РАС, и он, просто не будет вступать в коммуникацию со сверстниками;

- как правило, тьютор предлагает ребенку наиболее оптимальную стратегию решения любых проблемных ситуаций – учебных или конфликтных, но в этих условиях ребенок с РАС лишается возможности накопления собственного опыта, который состоит как из успешных, так и не очень успешных вариантов выхода из различных ситуаций.

И, конечно же, образовательное пространство ребенка с РАС не ограничивается непосредственно школой. Понимая необходимость дополнительной занятости ребенка, родители, чаще всего выбирают в разной комбинации между занятиями в системе дополнительного образования; частными коррекционными занятиями с дефектологом, занятиями в коррекционных центрах.

5. Занятия в системе дополнительного образования.

Плюсы:

- возможность социализации и наличие инклюзивной среды, так как чаще всего, единственным критерием отбора является возраст детей;

- широкий спектр различных видов деятельности;

- высокий уровень мотивации детей, так как большинство занятий не связаны с учебой.

Точки риска:

- низкий уровень специальных знаний об особенностях детей с РАС педагогов системы дополнительного образования;

- неоправданное упрощение преподаваемого материала или технологий для детей с РАС;

- отсутствие специальных условий для детей данной категории;

- достаточно большие по наполняемости группы для занятий.

6. Коррекционные занятия с частным дефектологом.

Плюсы:

- максимально индивидуальный маршрут коррекционного воздействия;

- возможность оптимизирования частоты занятий;

- профессиональные знания, позволяющие учитывать особенности детей с РАС и выбирать оптимальный способ взаимодействия с ребенком.

Точки риска:

- высокие материальные затраты родителей;

- сложности в отслеживании родителями процедур и результатов коррекционного воздействия;

- отсутствие мультидисциплинарного подхода, выражающегося в постоянном тесном взаимодействии специалистов различных направлений для достижения наиболее точной диагностики и принятия наиболее эффективных решений в коррекционной работе для каждого ребенка;

- частое отсутствие специализированного помещения;

- дефицит квалифицированных педагогов-дефектологов, имеющих опыт работы именно с детьми с РАС.

7. Занятия в коррекционных центрах.

Плюсы:

- возможность комплексного подхода к коррекции нарушений ребенка с РАС (в Центрах работают практически все специалисты, необходимые ребенку);

- возможность выбора и своевременной корректировки на основании регулярной диагностики достижений метода воздействия на ребенка (АВА-терапия, эмоционально-уровневый подход, метод сенсорной интеграции);

- высокий уровень включенности родителей в процесс коррекционного воздействия, являющийся необходимым условием деятельности Центров;

- широкий выбор вариантов видов деятельности, в том числе продуктивных (рисование, гончарное дело, конструирование) и социально-бытовых (домоводство, самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд, кулинария), что является крайне важным для детей с РАС, но не в полной мере может быть реализовано в условиях школьного образования;

- возможность бесплатного посещения таких Центров;

Точки риска:

- возможность перегрузки ребенка, так как занятия в Центре являются дополнительными к тем урокам, которые ребенок посещает в школе;

- нарушение системности и планомерности воздействия в случае нерегулярного посещения или длительного отсутствия ребенка в Центре;

- перенасыщение ребенка сенсорной и коммуникативной информацией, так как в Центрах используется множество различных современных и высокотехнологичных дидактических средств;

- наличие очереди в Центры, оказывающие бесплатные коррекционные услуги детям с РАС;

- меняющийся состав педагогов, так как многие из них работают в Центрах по совместительству.

Заключение и выводы.

Таким образом при выборе оптимальной образовательной траектории для ребенка с расстройствами аутистического спектра необходимо опираться на ряд очень важных показателей: степень сохранности интеллектуального развития ребенка, выраженность аутистических чёрт, оптимальность недельной учебной и внеучебной нагрузки для ребенка и приоритет академических или социально-бытовых компетенций в образовании ребенка для его дальнейшей максимальной социализации.

Литература:

1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

2. Погонина О.Г. Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 3. С. 55–62. doi:10.17759/autdd.2016140306

Abstract. The article presents an analytical review of possible forms of education for children with autism spectrum disorders. Pros and “risk points” considered. Training options recommended by the Federal State Educational Standard for Higher Learning, as well as additional educational opportunities. The article is primarily addressed to parents of children with ASD.

Key words: autism spectrum disorders, forms of education, primary school students

Статья отправлена: 23.06.2020 г.

© Мочалова Л. Н.

© Пискунова М. Н.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.