Приложение2
Приложение2
Жанры фольклора.
Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.
- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
Угадайте жанры фольклора.
А) И зимой и летом одним цветом. .
Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. .
Б) Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу!
В) Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.
Г) На дворе трава, на траве дрова.
Д) Раз, два, три, четыре, пять –
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать.
2.— Знаете ли вы малые жанры фольклора? Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций. Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения. Пословица недаром молвится. Глупая речь не пословица. Красна речь пословицей. — Вспомните несколько пословиц. — Употребляете ли вы их в своей речи? — Объясните смысл пословиц и поговорок. а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит. в) Любишь кататься, люби и саночки возить. г) С кем поведешься, от того и наберешься. д) Не копай другому яму, сам туда попадешь. е) Делить шкуру неубитого медведя.
Сказку любят все. “Что за прелесть эти сказки!” — писал А.С. Пушкин. А что такое сказка? (Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях). — Подберите однокоренные слова к слову “сказка”? (Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник).
— Кто автор сказок? — Как сказки дошли до нас? — Когда сказка вошла в вашу жизнь? — Есть ли у вас любимые сказочные герои?
А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок». Конкурсы а) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы) б) Кто больше знает сказочные зачины? (“Жил да был...”, “Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве...”, “В старые годы у одного царя было три сына...”. в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных). г) Назовите цели видов сказок. Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами. Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека. Задача бытовых сказок — рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.
д) Какие качества человека к словам олицетворяют животные: девица — красная; лиса — хитрость молодец — добрый; медведь — неуклюжесть море — синее; волк — глупость поле — чистое; заяц — трусость тучи — черные; сова — ум лес — дремучий; сорока — болтливость луга — зеленые; пчела — трудолюбие Домашнее задание (по выбору):
1. Пересказ любимой сказки
2. Сочинить сказку.
|