КУЛЬТУРА РОССИИ в первой половине 19 века.
КУЛЬТУРА РОССИИ в первой половине 19 века.
Факторы, оказавшие влияние на развитие культуры в первой половине 19 века:
1) Отечественная война 1812 г., ускорившая рост самосознания народа;
2) Развитие общественной мысли и общественного движения;
3) Атмосфера николаевской эпохи;
4) Развитие производства.
5) Рост интереса к общественным наукам и к отечественной истории:
Н.М. Карамзин (1766-1826) – «История государства Российского»; Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.
| Картина Тропинина 1818 г.
| М.П. Погодин (1800-1875) – труды по истории Древней Руси, летописанию; В магистерской диссертации «О происхождении Руси» (1825) Погодин обосновывал норманскую теорию возникновения русской государственности. И в дальнейшем его занимал в основном домонгольский период русской истории. В 1834 г. защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора», в которой впервые поставил вопрос об источниках «Повести временных лет». Изучал причины возвышения Москвы. Доказывал постепенность процесса закрепощения русского крестьянства.
|
| Т.Н. Грановский (1813-1855) – курс лекций по истории Средневековья; 1845 году защитил магистерскую диссертацию об истории ганзейских городов. В 1849 году была опубликована докторская диссертация Грановского «Аббат Сугерий». Об общинах во Франции», в 1850-х годах работал над учебником по всеобщей истории (опубликован частично). Учёный интересовался т. н. «переходными» эпохами: от Средневековья к Новому времени, а также историей средневекового города, феодализмом как системой политических и правовых отношений и т. д. По своим воззрениям Грановский был сторонником Гегеля, главный смысл истории видел в развитии «духа рода человеческого».
|
| Структура системы образования:
1 ступень – приходские одноклассные годичные школы при церквях для государственных крестьян;
2 ступень – уездные двухклассные училища;
3ступень– губернские четырехклассные гимназии (50 гимназий в начале 19 века);
4 ступень – университеты (в Москве, Вильно, Дерпте, Казани, Харькове, в Петербурге-Главный педагогический институт с 1819 г. – университет);
Создают закрытые привилегированные учебные заведения- лицеи. Царскосельский (Александровский) – 1811 г., Нежинский, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе.
|