Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока. Употребление предлога ПО



Ход урока

I. Опрос. Проверка домашнего задания.

 

В начале урока учитель вызывает двух учащихся к доске для работы по карточкам. Карточка №1 составлена по домашнему упражнению (учебник «Русский язык». 7 класс М.М. Разумовская). Задание – вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, графически обозначить условие выбора орфограммы.

Карточка №1

Остан..тся позади дома, он мчит..ся, мы соб..раемся, сдела..м, ошибат..ся вследствие (не)внимательност.., собрат..ся, пост..новление, ут..плить.

Карточка №2 – на употребление производных предлогов (по теме, изученной на предыдущем уроке).

Карточка №2

Согласно заявлени.., завещени..; навстречу бур.., опасност..; вопреки предсказани.., наперекор желани..; благодаря тр..н..ровк.., настойч..вост..

 

Пока два ученика работают у доски по карточкам, учитель проводит индивидуальный опрос (сообщение о видах предлогов). Учащиеся рецензируют ответ ученика. После опроса – проверка домашнего задания.

 

Образец выполнения:

Карточка №1

Останется позади дома, он мчится, мы собираемся, сделаем, ошибаться вследствие невнимательности, собраться, постановление, утеплить.

 

Карточка №2

Согласно заявлению, завещанию; навстречу буре, опасности; вопреки предсказанию, наперекор желанию; благодаря тренировке, настойчивости.

 

II. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать предлоги. Тему урока, я думаю, вы легко назовете сами, после того как прослушаете небольшой рассказ.

Немецкий драматург решил всерьез овладеть русским языком. Читает по самоучителю: «Я приехал в Украину». Его поправляют: «По-русски надо сказать – на Украину».

- Понял: не «в», а «на». Я поехал на Крым.

- Не на Крым, а в Крым.

- Понял. Я поехал в Кавказ.

- В Кавказ не говорят. Правильно на Кавказ.

- Ясно. Я поехал на Сибирь.

- На Сибирь нельзя. В Сибирь.

Рассвирепел он: «Какие здесь правила? Когда же надо говорить «в», а когда «на»?

Вы, конечно же, догадались, что тема нашего урока – «Употребление предлогов». Запишите ее в тетради. Сегодня мы познакомимся с некоторыми нормами употребления предлогов и будем учиться правильно употреблять их в речи.

Обратимся к материалу для наблюдения, записанному на доске:

вернулся со школы

с завода

вернулся с Москвы

с концерта

- Какие грамматические ошибки вы заметили?

- Надо говорить «из школы», «из Москвы».

- Верно. Когда же употребляется предлог «из», а когда «с»? Чтобы разобраться в этом, подберем к ним антонимические предлоги. Если пошел в школу, то вернулся из школы. Если пошел на завод, то вернулся с завода. Поехал в Москву – вернулся из Москвы, поехал на концерт – вернулся с концерта.

Объяснение сопровождается записью на доске:

вернулся из школы                 пошел в школу

с завода                        на завод

вернулся из Москвы                 поехал в Москву

с концерта                       на концерт

 

итак, мы выяснили, что антоним предлога «из» - предлог «в», предлога «с» - «на».

Учитель прикрепляет на доску карточки

ИЗ - В С - НА

 

III. Закрепление.

 

Упражнение 1.

Из слов, записанных на доске, составить словосочетание, используя предлоги с, из, в, на.

Больница, фабрика, мастерская, библиотека, магазин, театр, базар, детский сад, дискотека.

Пошел Вернулся

                                                               

Упражнение выполняется коллективно.

Образец выполнения:

в больницу, на фабрику, в мастерскую, в библиотеку, в магазин, в театр, на базар, в детский сад, на дискотеку из больницы, с фабрики, из мастерской, из библиотеки, из магазина, из театра, с базара, из детского сада, с дискотеки

 

 

Упражнение 2.

Написать ответы на вопросы, используя слова в скобках. Упражнение выполняется самостоятельно.

Откуда приехала д..л..гация? (Прибалтика, Белоруссия, Дальний Восток)

Откуда возвратились спортсмены? (Урал, Югославия, соревнования)

Откуда пришла телеграмма? (Крым, Сибирь, Сахалин)

 

Выполняя упражнение, ученики должны по орфографическому словарю проверить правописание слова делегация, по толковому – уточнить его лексическое значение.

ДЕЛЕГАЦИЯ – группа делегатов, представляющих какой-нибудь коллектив, государство.

 

Образец выполнения:

Делегация приехала из Прибалтики, из Белоруссии, с Дальнего Востока. Спортсмены возвратились с Урала, из Югославии, с соревнований.

Телеграмма пришла из Крыма, из Сибири, с Сахалина.

 

IV. Изучение нового материала (продолжение)

Ребята, есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом. Например, предлог «без» - только с родительным: «без радости», «без шапки», он однозначный. А некоторые предлоги многозначные, и, если они употребляются не с тем падежом, возникает ошибка.

Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Как правильно?

ПО ОКОНЧАНИ.. школы   Правильно по окончаниИ

ПО ПРИЕЗ.. домой                                 по приездЕ

ПО НЕЗНАИ.. местности                        по незнаниЮ

 

- Почему «по окончаниИ», но «по незнаниЮ»? Отчего зависит правописание окончаний существительных?

- От падежа.

- Давайте определим падеж записанных существительных.

(Учащиеся испытывают затруднения в определении падежа).

- Предлог «по» может употребляться с дательным и предложным падежами. Правильно определить падеж существительного с предлогом «по» нам поможет таблица.

Употребление предлога ПО

Дательный падеж Предложный падеж

 

(Эти части таблицы пока закрыты)

 

Допустить ошибку по невнимательности по незнанию Вернуться по окончании школы По выполнении работ по приезде домой

 

(Эти части таблицы пока закрыты)

 

 В первом столбике таблицы существительные с предлогом «по» употреблены в дательном падеже. Каким другим предлогом можно заменить «по»? (предлогом из-за). Какой смысловой вопрос можно задать к данным существительным? (Допустить ошибку (ПОЧЕМУ?) по невнимательности). Следовательно, какое значение у предлога «по»? (причинное).

Обратимся ко второму столбику. Здесь записаны существительные в предложном падеже. Каким предлогом можно заменить предлог «по» (Предлогом «после»). Какой смысловой вопрос можно задать к существительным? (вернуться (КОГДА?) по окончании школы). Какое значение у предлога «по»? (временное).

Учитель открывает верхнюю часть таблицы, которая до этого была закрыта:

  1. по = из-за (почему? причина)     1. по = после (когда? время)

 

Итак, ребята, если предлог «по» имеет значение причины, то существительное употребляется в дательном падеже, если значение времени, то существительное ставится в предложный падеж.

На доску учитель вывешивает табличку:

t      П.п.   ПО           из-за Д.п.

 

 

Теперь обратимся к словосочетаниям под цифрой 2. (Учитель открывает закрытую нижнюю часть таблицы).

 

2. скучать по отцу, по нему тосковать по родине 2. скучать по нас тосковать по вас

 

- Что обозначают глаголы скучать, тосковать? (чувства человека)

- Замените словосочетание тоска по родине синонимом. (Ностальгия)

- Обратите внимание на то, что в словосочетаниях при глаголах чувствования существительные и местоимения 3 лица с предлогом «по» употребляются в дательном падеже, а местоимения 1 и 2 лица – в предложном падеже.

Вся таблица выглядит следующим образом:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.