Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Табл. 2. Схема предварительного изучения материалов служебного расследования



Табл. 2. Схема предварительного изучения материалов служебного расследования

Изучаются факты и обстоятельства совершения мошеннических действий
  • где, когда, при каких обстоятельствах сотрудник познакомился с мошенником (или с представителем компании, от имени которой произведены мошеннические действия)?
  • какую цель при этом преследовал сотрудник?
  • сколько раз проходили встречи, где, в какое время, как долго?
Анализируются вызвавшие подозрение факты
  • партнер предлагал невероятно выгодные условия сделки
  • отсутствовала лицензия на декларируемую деятельность
  • договор подписывался в спешке, нервозной обстановке, оказывалось психологическое давление, после подписания договора партнер уклонялся от встречи
  • сотруднику было обещано вознаграждение и пр.
Изучаются лица, имеющие отношение к данным фактам; выявляются мотивы их действий
  • действовал ли мошенник один или в составе группы?
  • принимали ли участие члены группы в мошеннической схеме или их использовали «втемную»?
  • собираются данные о приметах мошенника, его занятиях, образе жизни, поведении (как представлялся, какие показывал документы, какие имена и названия компаний использовал)
Анализируются способы и методы реализации преступных замыслов
  • получение денежных, товарных кредитов по поддельным документам
  • создание компаний-«однодневок»
  • фиктивные операции с недвижимостью, завышение стоимости продукции/услуг, обман при продаже необеспеченных акций и суррогатов ценных бумаг и пр.
Проводится сбор вещественных доказательств мошенничества и фиксация следов преступления
  • получение оригиналов или копий документов, относящихся к делу (договора, счет-фактуры, накладные, данные о характере сделки, информация об имуществе, переданном/полученном мошенником)
  • показания лиц, которые могут подтвердить обстоятельства совершения мошенничества
  • показания свидетелей и участников правонарушения
Установление размеров причиненного ущерба
  • расчеты внутренних специалистов на основании бухгалтерских документов
  • оценка внешних аудиторов
Принятие мер по обнаружению похищенного имущества, денежных средств, документов, носителей конфиденциальной информации и по возмещению ущерба
  • встречи с лицами, которые могут оказать помощь в расследовании
  • выезды в места предполагаемого хранения похищенного

Если мошенническая сделка проводится «под прикрытием» юридического лица, необходимо:

  • установить факт и обстоятельства совершения преступления, выявить приемы, средства и способы мошенничества;
  • собрать сведения о компании, от имени которой действовали мошенники (данные о руководителях, учредителях, банковские реквизиты и пр.);
  • собрать все представленные мошенниками документы, явившиеся основанием для заключения сделки;
  • собрать товарораспорядительные документы, переданные мошенникам, с указанием количества продукции, ассортимента, цен, данных о переводе денежных средств;
  • исследовать (своими силами или с привлечением сторонних специалистов) документы на предмет их подлинности;
  • установить настоящих владельцев паспортов, доверенностей, которыми пользовались мошенники, действуя под чужими именами;
  • определить размер причиненного ущерба;
  • установить: возможные места хранения похищенного имущества (склады, гаражи и т. п.), расчетные счета банков, на которые осуществлялись переводы денежных средств, а также места хранения собственного имущества мошенников для принятия мер по возмещению причиненного ущерба;
  • подготовить и передать собранную информацию в хозяйственный суд, а если имеются правовые основания, — подать в прокуратуру заявление о возбуждении уголовного дела против руководителя мошеннической компании;
  • оказать помощь следственным органам в поисках похищенного имущества, денежных средств и пр.

При подтверждении первичной версии происшедшего материалами, полученными в ходе проверки, необходимо определить степень вины конкретных лиц, принимавших участие, способствовавших мошеннической сделке либо не предотвративших ее. Для этого члены комиссии анализируют всю собранную информацию, включая свидетельские показания и объяснения сотрудников, подозреваемых в мошенничестве (для проведения беседы с ними лучше заранее подготовить перечень конкретных вопросов).

На основе собранного фактического материала и данных, полученных (подтвержденных) в результате проведения бесед, комиссия готовит мотивированное заключение.

По окончании служебного расследования, после вынесения мотивированного заключения и утверждения его руководителем компании, комиссия сосредотачивается на проблеме возмещения виновником нанесенного компании ущерба. Этот вопрос в обязательном порядке обсуждается с юристами.

Если ущерб причинен физическим лицом — сотрудником компании, то в соответствии со ст. 130, ст. ст. 132–133 КЗОТ этот работник несет ответственность за противоправные действия по отношению к имуществу работодателя в пределах среднемесячного оклада. Возместить большую сумму ущерба работодатель вправе потребовать в следующих случаях:

  • при наличии правильно оформленного договора о полной материальной ответственности (ст. ст. 134–1353 КЗОТ);
  • при личном согласии сотрудника (во избежание судебных разбирательств, наказания и публичной огласки человек может подписать признание и согласиться на возмещение ущерба; в таком случае необходимые документы должны быть оформлены с учетом всех требований законодательства, чтобы сотрудник впоследствии не смог отказаться от своих показаний);
  • при вынесении судебного решения.

При наличии веских оснований работник может быть уволен в соответствии со ст. 41 КЗоТ Украины — еще до обращения работодателя в правоохранительные органы.

Если ущерб компании причинен юридическим лицом, то его возмещение возможно на основании:

  • согласия руководства компании (с юридически оформленными обязательствами);
  • судебного решения.
Пример проведения служебного расследования После проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности компании Т, входящей в холдинг М, генеральному директору холдинга стало известно о том, что руководитель компании Т превысил свои служебные полномочия. Согласно уставу компании директор может принимать самостоятельное решение в отношении расходования сумм до 20 тыс. грн., но он сделал предоплату за пользование офисным помещением в размере 80 тыс. грн. Генеральный директор холдинга приказал провести служебное расследование, привлечь к материальной ответственности виновных должностных лиц и принять решение об их служебном несоответствии. В компании была создана служебная комиссия. Собранные ею материалы подтвердили выводы ревизии о злоупотреблениях при аренде офиса. Для получения более полных данных причастным к инциденту лицам был представлен перечень вопросов: 1. Укажите причины аренды офиса. 2. Укажите причины заключения договора аренды именно с компанией К? (NB. Как стало известно из материалов проверки, директор Т являлся учредителем К). Знакомы ли вы с учредителями этой компании, ее руководителем; знаете ли о цели ее создания, о видах деятельности, которые она осуществляет? 3. Укажите, на каких условиях был заключен договор аренды: o стоимость 1 кв. м площади; o размер арендованной площади; o количество людей, официально работающих в арендуемом офисе. 4. С кем из учредителей, членов наблюдательного совета или руководителей холдинга оговаривались условия аренды офиса? После получения материалов, подтверждающих превышения служебных полномочий и личную заинтересованность директор Т. был уволен, а в дальнейшем от него потребовали частично возместить нанесенный им ущерб.  

Для повышения эффективности действий по возмещению ущерба можно попробовать оказать на мошенника психологическое воздействие (встречи, беседы, предоставление доказательств его вины). При этом необходимо аккуратно дозировать давление и действовать строго в рамках закона.

После установления причин и конкретных виновников мошенничества руководители компании часто сталкиваются с вопросом: как поступить в отношении провинившихся сотрудников — оставить работать в компании в надежде, что они перевоспитаются, или уволить? Универсального ответа не существует, все зависит от размеров нанесенного материального и морального ущерба и от политики компании по отношению к правонарушениям. В любом случае к людям нужно подходить индивидуально.

Если размеры ущерба велики, а мошенник действовал сознательно, преднамеренно и хладнокровно, и при этом отрицает свою вину, пытается «выйти сухим из воды», то такого сотрудника, конечно же, необходимо не только уволить, но и строго наказать. Огласка случившегося будет хорошим уроком для всех работников компании.

В случае, когда имели место мелкие хищения, получение «откатов» от поставщиков и т. п., можно попробовать для первого раза ограничиться дисциплинарными наказаниями и провести профилактические мероприятия. Искренне раскаявшиеся сотрудники, сумевшие в дальнейшем изменить свое поведение и искупить проступок безупречной деятельностью, могут остаться в коллективе. С теми же, кто на финансах компании организовал свой «маленький бизнес», необходимо расставаться как можно быстрее (эта «болезнь» заразна). Если уволить такого человека невозможно, то нужно организовать жесткий контроль за его деятельностью.

Вопрос об огласке сведений в отношении совершенного мошенничества, размере причиненного ущерба, причастных к нему лиц также решается с учетом особенностей конкретной компании (сфера деятельности, репутация на рынке, особенности корпоративной культуры, личное мнение руководителя/собственника и т. п.). Часто руководители стремятся скрыть от коллектива информацию о подобных случаях, опасаясь, что она может повредить репутации компании, но, как правило, «все» обо «всем» знают. В то же время разоблачение и наказание злоумышленников оказывает заметный воспитательный эффект на сотрудников, поэтому принимать решение об огласке подобной информации нужно взвешенно и продуманно, оценив отдаленные последствия.

Чтобы не допустить повторения случаев мошенничества, члены комиссии разрабатывают мероприятия по предупреждению подобных фактов в дальнейшем и подают их на рассмотрение руководителю компании. Такие мероприятия, как правило, предусматривают:

  • организацию эффективного финансового и административного контроля;
  • совершенствование системы безопасности компании;
  • оздоровление кадровой политики;
  • усиление внутриобъектного режима;
  • улучшение технологических процессов;
  • обучение персонала распознаванию признаков мошенничества;
  • повышение профессиональной подготовки сотрудников СБ;
  • формирование лояльности работников к компании и соответствующей корпоративной культуры.

Комплекс подобных мер позволит предупредить случаи мошенничества или уменьшить возможный ущерб компании.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.