Естествознание. Физика. . Занятие № 57.
Естествознание. Физика.
Конспект лекций для дистанционного обучения по разделу
«Физика атомного ядра».
Автор: Абрамов Дмитрий геннадьевич
Должность: Преподаватель физики и астрономии
Занятие № 57.
Дисциплина: Естествознание. Физика.
Тема занятия:Ядерные реакции.
Цель занятия:изучить явление ядерных реакций в природе,ввсти понятие о ядерных силах,энергии связи, цепных ядерных реакциях.
Вид занятия:лекция
Тип занятия: изучение нового материала
Планируемые результаты:
предметные: сформировать у обучающихся представление о о ядерных реакциях, нейтроне, ядерных силах, энергии связи, цепных ядерных реакциях, расширить знания по данной теме.
метапредметные: показать значимость изучаемого материала в повседневной жизни,
в будущей специальности, в дальнейшем при изучении спец дисциплин. Содействовать формированию научного мировоззрения обучающихся на основе раскрытия темы, показать безграничность процесса познания.
личностные:подвести к выводу осознанного отношения к процессу обучения, понимания необходимости непрерывного образования и повышения общего кругозора личности.
Норма времени:2 часа.
План занятия:
1. Орг.момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Тестирование по теме: Строение атомного ядра. Радиоактивность.
4. Правила смещения.
5. Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома.
6. Ядерные реакции.
7. Примеры решения задач.
Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация.
Литература:
1.Самойленко П.И. Естествознание. Физика: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования / П.И. Самойленко. – 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018
| 2.Самойленко П.И. Естествознание. Физика.Сборник задач: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / П.И. Самойленко. – 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018
| Интернет ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=fvIkCVWLDVk
https://www.youtube.com/watch?v=71VAt25p7vg
https://www.youtube.com/watch?v=4lveg8E5WX0
Тема занятия:Ядерные реакции.
Вступление
| | 1896 гФранцузский физик А. Беккерель, изучая явление люминесценции (свечения) солей урана, установил: урановая соль испускает лучи неизвестного типа. Эти лучи проходят через бумагу, дерево, тонкие металлические пластины; ионизируют воздух; засвечивают фотопластинку; разряжают электроскоп и т.д.(свойства, аналогичные рентгеновским лучам). В дальнейшем Беккерель выясняет, что эти свойства присущи не соединениям, а химическому элементу урану, его атомам.
1897-98 г. Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри, исследуя урановые руды, обнаружила новые химические элементы: полоний, торий, радий. Явление испускания атомами невидимых проникающих излучений – радиоактивность. Все химические элементы, начиная с №83, являются радиоактивными.
1898 г. подвергая радиоактивное излучение действию магнитного поля,
Э. Резерфорд и обнаружил, что оно распадается на три части, которые Резерфорд назвал α, β, γ-лучами. Эти излучения сильно отличаются по проникающей способности, т.е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются различными веществами.
Дальнейшие исследования показали: α - лучи — поток ядер атомов гелия (тяжелые положительно заряженные частицы) Основные свойства: малая проникающая способность (лист бумаги; несколько сантиметров слоя воздуха); слабо отклоняются электрическим и магнитным полем, сильно ионизируют воздух.
β-лучи — поток быстрых электронов ( 2,7 ·108 м/с)
Основные свойства: средняя проникающая способность (проходят сквозь алюминиевую пластину толщиной в несколько мм); хорошо отклоняются электрическим и магнитным полем, слабо ионизируют воздух. |
|