|
|||
Серов Н. В. Эстетика цвета 5 страницаСогласно выводам ученых, занимающихся «снятием» естественнонаучных характеристик и их «переносом» на гуманитарные[22], всякая корреляционная связь причинно обусловлена и контролируется сложным сочетанием причин и следствий, выявление которых становится возможным именно после установления корреляции. Поэтому возможность установления именно причинно-следственных связей в выявленных корреляциях между внешним (вербализуемой выразительностью цвета) и внутренним цветовым пространством (компонентами интеллекта, чувствами и др.) нам кажется заслуживающей внимания для дальнейших междисциплинарных исследований цвета и человека. Проведенные корреляции и хроматическая модель интеллекта дают определенные основания предполагать, что эстетическое суждение со временем вполне может приблизиться к понятийно-теоретическому уровню науки, о котором вслед за Витгенштейном говорят эстетики-аналитики. Поскольку в науке абстракция правомерна и необходима как аппарат сознания, то в искусстве ее использование со времен Аристотеля принято считать абсурдным, так как она разрушает «иллюзию реальности» и т.п. Поэтому, на наш взгляд, обобщения в искусстве и в эстетике не могут не включать и амбивалентность чувств на уровне подсознания (но не сознания), например, в виде апертурных цветов как ярких характеристик обыкновенно «неосознаваемых» архетипов и/или хроматических сублиматов (см.§§ 1.5, 2.3 и 3.2). Помимо вышесказанного об этом, в частности, свидетельствует и практически симбатный принцип вербализаций и чувств, и цветов в обозримый период истории человечества. Так, по замечанию Титова[23] «мы всегда переживаем больше, чем осознаем... Чувства, испытываемые человеком, бесконечно разнообразны, и только очень немногие, такие как любовь, страх, гнев и т.д. получили наименования ». Принимая во внимание проведенные корреляции между эстетическими чувствами и хроматическими сублиматами, с большой степенью достоверности можно предположить, что в эстетических чувствах проявляется истинное существование хроматических сублиматов и/или архетипов, в которых осуществляется неосознаваемое обобщение человеческого опыта. Примечания [1]Андреев Э.П. К вопросу о размерности пространства.// ВФ, 1965, № 12, с.73. [2]Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. - М., 1990, Гл.8. [3]Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт.- М., 1989, с. 121. [4]Цит. по: Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психоло гии К. Юнга. - М., 1994, с.114. [5]Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974, с. 339. [6]Frances R. Psychologic de 1 esthetique.- P., 1968, p. 18, 87. [7]Сб. Физиология зрения ... - Л., 1969, с. 19, 43, 118, 130. [8]Серов Н.В. Хроматизм мифа, ч. II и III. [9]Rossi E. The cerebral hemispheres in analitycal psychology // J. Analyt. Psychol., 1977, v.22, №1, p.32-58; Henry J. Comment on «The cerebral hemispheres in analitycal psychology» by Rossi E. // Ibid., №2, p.52-58. [10]Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчество // Сб. Интуиция, логика, творче ство. - М., 1987, с. 36-54; Вейн А.М., Молдовану И.В. Специфика межполушарного взаимо действия в процессах творчества. Принцип метафоры. // Там же, с. 54 - 64; Сб. Красота и мозг. - м:,1995, 4.III-IV. [11]Гуссерль Э. Цит. по Куликова И.С. Философия и искусство .... - М., 1980, с. 135. [12]Мостепаненко Е.И. Свет в театре, архитектуре, живописи как носитель эстетической ин формации. - М., 1987, гл. I-III; Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. - М., 1975, Ч. 1-Й; Gericke L., Schone К. Das Phanomen Farbe..- В., 1970. Gage J. Color and culture.- L., 1993; Riley C.A. Color codes...; Lamb Т., Bourriau (Red.) Color: art and science.- N.Y., 1995. [13]Гавриленко О.Н. Параметр тревожности и цветопредпочтение. // Проблема цвета....- М., 1993. с.147 ; Zeugner G. Farbenlehre // Farbgestaltung. - В., 1987, s. 141 ff. [14]Так, например, понятие «амбивалентность цвета в эстетике» категорически противоречит «принципу исключенного третьего», составляющего непременный атрибут рационально построенного научного мышления и абстракции как его результата. [15]Впервые, насколько нам известно, проблема эстетического обобщения по цвету, запаху и вкусу была сформулирована Эндимионом: «Афина и Дева». - СПб, 1992. [16]Сб. Исследование памяти. (Ред. Н.Н. Корж) - М., 1990, гл. 5-7, 10-13; Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. - М., 1990, Гл.1, 2, 4; Прибрам К. Языки мозга. - М., 1975, гл. 7. [17]Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974, с. 314, 326. [18]Серов Н.В. Хроматизм мифа.- с. 112; Античный хроматизм.-, с.216. [19]Нуйкин А.А. Биологическое и социальное в эстетических реакциях. // ВФ, 1989, №7, с.83- 89. [20]Выготский Л.С. Собр.соч. - М., 1982, т.1, с.137. [21]Серов Н.В. Платонова модель разума и методология хроматизма; Античный хроматизм, ч. V,VI; Хроматизм мифа, ч. I-II. [22]Самойлов Л.Н. Корреляция как форма диалектической связи. // ВФ, 1965, №3, с. 53 . [23]Титов С.Н. Искусство: объект, предмет, содержание.- Воронеж, 1987, с.170. Цит. по: Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. К определению сущностной природы искусства. - Свердловск, 1990, с.37. Выводы 1. Систематизация информации, полученной в различных областях знания о цвете и человеке, позволила представить единую модель ее целостности в трехмерном цветовом простран стве, объединившем субъективные и объективные аспекты взаимодействия человека с эстетическим объектом. 2. Путем установления хроматической (междисциплинарной) корреляции между эстетическими чувствами, интеллектуальными (психическими) функциями и цветовыми пред почтениями обнаружена закономерная связь между эстетическим объектом как внешним и интеллектом реципиента как внутренним цветовым пространствами. 3. Установленная связь между эстетическим объектом и интеллектом реципиента позволила конкретизировать известную трехкомпонентную модель интеллекта в его диморфизме и ввести критерии подразделения символики цвета на определенные виды эстетического цветовосприятия. 4. Проведенные исследования принципов эстетического восприятия и/или познания цвета выявили существование двух оппозиционно дополнительных типов обобщений (абстракции и сублимации), - как результатов двух известных типов мышления (мыслительного и художественного), - хроматическое соотнесение которых предполагает реализацию новой архитектуры компьютеров. 5. Методология хроматизма позволила создать пред посылки для эстетического восприятия и/или познания архетипических цветов в пределах соответствующих граничных условий их существования (пол, уровень и состояние интеллекта, возраст и т.п.), что дало определенные основания считать цвет сущностным в его эстетическом представлении.
|
|||
|