|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Серов Н. В. Эстетика цвета 2 страницаТак, например, при сопоставлении «объективной» составляющей цвета с архетипическими свойствами и, соответственно, с правополушарным мышлением (подсознанием), проявляющимся преимущественно в левом полуполе зрения[39], появляется весьма надежная основа для соотнесения «субъективной» составляющей цвета с левополушарным мышлением (сознанием) и правым полуполем зрения. Вообще говоря, такой (двусторонний) подход, известный, к примеру, в психолингвистике как теория конверсных отношений[40], необходим в тех случаях, когда одинаковые свойства объекта могут быть описаны с разных сторон. Так, черный цвет может символизировать и половую любовь, и смерть, смерть же может характеризироваться и белым, и черным цветами и т.д. Подобная двусторонность эстетического восприятия позволила нам сделать вывод о возможности первоначального пренебрежения «субъективной» (случайной, единичной) составляющей цветовосприятия путем изучения хроматических свойств архетипов в мифах, ритуалах и произведениях искусства, которые, согласно выводам Леви-Стросса и Юнга, тысячелетиями сохраняли свой трансцендентальный смысл независимо от места, времени и уровня культуры. Так, например, при изображении змеи, жалящей в живот женщину, Леонардо да Винчи использовал те же цвета, что и художники других времен и континентов[41]. Показательно, что и цвета богослужебных облачений в многовековой культуре христианства (ив католичестве, и в православии)[42] лишь в Средневековье - например, известная смена Красного на Зеленый цвета для Святой Троицы - перестали соответствовать исторической канве. Иначе говоря, цвета богослужебных облачений (престола и духовенства) исключительно на подсознательном уровне передают ту божественно-историческую последовательность событий, без которой никакое сознание , никакая абстракция, никакой церковный календарь не могли бы охватить всю совокупность возвышенно-эстетичекой божественности, определяющей собственно религиозность человека. И охватывает ее именно подсознание, как показал многовековой опыт христианского богослужения. Различия же в цветовой конкретике облачений католической и православной церкви коррелируют в круге цветов с крестным знамением слева направо и справа налево, соответственно[43] Указанная корреляция между, казалось бы, субъективными значениями цвета и их объективным воплощением в практике богослужения нашла свое подтверждение и в ранней греческой поэзии, где выбор конкретных цветов определялся преимущественно выбором стиля художественного произведения[44] Так, эпический стиль поэм Гомера весьма достоверно соотнесен с историческим величием и почти философским обобщением предмета описания путем преобладающего использования ахроматических тонов в сочетании с выражениями их яркости, светлоты и/или белизны, коррелируемой с прошлым. Цветообозначения же полихроматических цветов предполагали бы факт снижения роли происходящего или, согласно хроматичекой модели, сопоставление с плоскостью ид-плана в цветовом теле, которая во временном аспекте коррелирует лишь с сегодняшним днем, с буднично-цветастым настоящим, но никак не с героическим прошлым, гениально описанным Гомером через абстрагирующую эти цвета ахроматическую тональность, практически совпадающую с вертикальной осью цветового тела (см. § 3.4.). Поэтому можно лишь констатировать весьма странную для конца XX века привязанность некоторых ученых к изучению стилей лишь с позиций сознания, то есть в полном отрыве от эстетической роли цвета в литературных произведениях, осознание которой «чистому сознанию» сегодня практически недоступно. И это происходит, несмотря на живописность множества романов и повестеи, на литературную выразительность цвета, давно уже отмеченную психолингвистами[45]. 1.4.Выразительность цвета Большая часть современных эстетических теорий восприятия, вообще говоря, различает в любом объекте прежде всего форму и цвет[46]. Выполняя две наиболее характерные функции восприятия, оба эти параметра передают выразительность и позволяют реципиенту посредством сопоставления объектов и событий приобрести о них определенные знания и/или восполнить дефицит имеющейся эстетической информации. Если к форме могут относиться и/или очертания, и/или контур, и/или объем, то есть вполне конкретные понятия, описывающие внешний вид объекта, то с цветом дело обстоит несколько сложнее, как это можно было заметить из приведенных выше принципов его определения. В отличие от цвета, определение формы имеет вполне однозначное толкование[47] и связывается с преимущественным восприятием левым полушарием головного мозга, которое в хроматической модели интеллекта коррелирует с функциями сознания. Операции с цветом, поэтому можно соотнести преимущественно с правым полушарием (подсознанием). Поскольку это подтверждается экспериментально, то в соответствии с теорией творчества (рождение новых идей происходит на неосознаваемом уровне) приобретает более глубокий смысл и постоянно высказываемая творцами мысль, наиболее лаконично высказанная Сезанном[48] : «Цвета рождают форму предмета». Действительно, аналогично тому, как родившаяся в подсознании идея для ее воплощения должна пройти стадии осознания, логического контроля и т.д., так и цвет переходит в форму. Иначе говоря, если идея через чувства переходит в понятие, то было бы логичным соотнести цвет с идеей, а форму с понятием. Возможно поэтому Рилей[49], упорно настаивает на том, что цвет выражает субъективность, обманчивость, антиреализл{ и не подлежащую изучению независимость (автономность) своей символики. Как представитель чувственности, наслаждения и греховности цвет являет собой полную лротивоположность форме - ее рациональности и пространственной линейности. Противопоставление предмета науки (рационального познания) и искусства (восприятия как чувственного познания) представлено в § 1.2. По поводу подобного противопоставления замечательно высказался П.В.Симонов[50]: «Неправомерно противопоставлять сознание и сопереживание, науку и искусство как что-то «высшее» и «низшее», поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Искусство осваивает те стороны действительности, которые в принципе недоступны дискурсивному мышлению и базирующемуся на нем научному анализу. Как мы сейчас знаем, одной из психофизиологических предпосылок специфики научного и художественного освоения мира является функциональная асимметрия головного мозга человека, сосуществование и взаимодействие абстрактно-логического и конкретно-образного мышления». Общепризнанно, что цвета различаются своей специфической выразительностью, непревзойденные описания которой наиболее ярко и последовательно дали Гете («Учение о цвете»), Кандинский («О духовном в искусстве»), Р.Штайнер («Сущность цвета») и др. Вслед за ними многие поэты, художники и философы в силу профессионального навыка осознавать свои чувства, вербализовывали черты своих (или, как выясняется при их сопоставлении, - единого для всех) архетипических свойств цвета. Так, сейчас уже красный цвет почти всеми описывается как эмоциональный, волнующий и стимулирующий; желтый - как спокойный, безмятежный и веселый; синий - как печальный, подавленный и т.п. В наше время эстетика цвета приобрела прикладное значение, важность которого подчеркивал еще основатель французского института технической эстетики Жак Вьено: цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу[51]. Действительно, в качестве так называемой динамической окраски помещения цвет подстегивает активность рабочих на конвейере и позволяет им расслабиться в комнате отдыха[52]; как мощное терапевтическое средство[53] цвет успешно используется в медицине. Как непременный участник ритуалов древних и пережиточных обществ, цвет является атрибутом и современных празднеств (украшения, фейерверки и др.), вызывая, по заключениям специалистов, изменения в нормальном функционировании интеллекта. В истории эстетики осуществлялись попытки не только описать присущие различным цветам специфические формы выразительности, но и сделать некоторые выводы относительно происхождения единства их символического характера и/или причин их весьма близкого употребления в различных культурах[54]. Однако известные нам теории не объясняют ни сущностного, ни причинного характера происхождения этих феноменов. Так, например, согласно теории ассоциативного происхождения эстетической выразительности цвета, красный цвет будто бы возбуждает только потому, что напоминает явления, связанные с огнем и кровью, зеленый - успокоительные воздействия природы, а синий - чувство прикосновения к холодной воде. В связи с этим Рудольф Арнхейм замечает: ассоциативная теория в изучении цвета дает сталь же мало, сколь и в других областях знания. В самом деле, грудной младенец (не видевший ни огня, ни крови, ни природы, ни моря и, следовательно, не имеющий никаких ассоциаций) показывает практически те же самые реакции на воздействие этих цветов (изменение пульса, глубины дыхания и др.[55]). Вместе с тем, тот факт, что почти все теории цветовых ассоциаций используют понятия «напоминание», «упоминание», «припоминание» и др. позволил предположить определенную связь между платоновской мыслью о припоминании божественных идей и существованием этих идей в интеллекте как кантовских ноуменов и/или юнговских архетипов. Эта корреляция позволила выявить не только происхождение и сущностные причины цветовой символики, но и основы психофизиологической реакции на цвет, и собственно эстетической выразительности цвета[56]. Именно эта основа оказалась первопричиной так называемых цветовых предпочтений. В § 1.3. было показано, что они имеют объективную и субъективную составляющие. И если первая явно (см. § 3.3.) коррелирует с архетипом, то вторая может быть обусловлена и социальными, и культурными, и национальными, и личностными (пол, возраст, условия жизни) факторами. Хроматический анализ второй составляющей показал[57], что решение проблемы архетипического смысла цвета может быть получено только после понимания личности (на уровне ее представления триадной моделью интеллекта), образующей общество (культуру, науку) в единстве противоположностей с другими личностями. 1.5.Многозначность цветовой символики Выразительность цвета использовалась и для обозначения определенных свойств, качеств, понятий и/или идей {синий - мудрость, истина, красный - мужской, желтый - женский и др.), которые не всегда логически отвечали даже выделенной нами одной (архетипической) стороне их значений. В связи с этим обоснование так называемого «символизма цвета» было проведено в пределах хроматического анализа репрезентативных данных в истории искусства, в мифах и ритуалах[58]. Установлено, что понятие «символ» является многозначным и подлежит детальному анализу с тем, чтобы смысл цвета мог быть однозначно определен в соответствующих носителях информации с позиций всех интеллектуальных компонентов реципиента (см. § З.З)[59]. С этой многозначностью цветовых «символов» может быть связана многозначность цветового ощущения, которое не в состоянии обнаружить различие в спектральном составе, объективно характеризующем красители, цвета которых кажутся глазу одинаковыми и называются «метамерными». Так, белые или серые цвета, например, могут быть образованы парой любых дополнительных или тройкой основных и будут казаться одинаковыми независимо от принципов образования. Иначе говоря, как в мифе каждый «символ» может нести несколько значений (красный - любовь, ненависть и др.), так и в цветоведении практически каждый метамерный цвет может быть образован из нескольких совершенно различных цветов: (Б = К+Г = П+3 = 0+С = Ж+Ф и т.п.). И если образование метамерных цветов связано с функциями бессознания и подсознания (неосознания), то многозначность цветовых символов - с деятельностью всего интеллекта, компоненты которого обозначенные[60] на ахроматической оси цветового тела (рис.2) как сознание - М, подсознание - Id и бессознание - S) позволяют выявить собственно свой специфический смысл цвета, что в итоге и образует вышеотмеченную многозначность символики цвета. Рис. 2. Цветовое тело как модель интеллекта
К принципам подобного разделения цветовой семантики подошла еще античная мысль. Так, например, Платон в «Филебе» (51d) соотносил цвет с абсолютно прекрасным, то есть «с прекрасным не по отношению к чему-либо... но вечно прекрасным... по своей природе, и возбуждающим... свойственные только ему наслаждения, не имеющие ничего общего с удовольствием от щекотания». Иначе говоря, цвет в его архетипическом воплощении, согласно Платону, можно соотнести не с физиологическими функциями человека (не с бессознанием), а с психологическими, с подсознанием. Поэтому прежде всего необходимо отличать понятие цвета как выражения определенного бессознательного (аффективно-эмоционального) состояния от проблемы цвета как символа, образованного, по меньшей мере, сочетанием подсознательного восприятия и его сознательной трактовки. Если в первом случае восприятие, к примеру, желтого или синего цветов может быть связано с возбуждением или угнетением нервной системы, то во втором - с радостью или печалью, которые сознание может рационально «привязать» к предметным цветам. Итак, практически все рассмотренные нами данные по символике цветов показали возможность полного выявления их значений только при разграничении смысловой многозначности указанных подходов к цвету, то есть при соотнесении степени участия соответствующих компонентов интеллекта в ее интерпретации. Примечания. [1]Неизвестный Э.И. О синтезе искусств // ВФ, 1989, №7, с. 75. [2]Серов Н.В. Античный хроматизм. - СПб, 1995, с. 61-62. [3]М. Rzepinska. Historia koloru...- Krakow, 1983, p. 80. [4]Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // ВФ, 1990, №7, с. 27. [5]Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Логос. Кн.1, с. 31. Цит. по : Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - М., 1980, с. 126. [6]Сб. «Красота и мозг». - М., 1995, Гл.1. [7]Бодрийяр Жан. Система вещей. - М., 1995, Гл. AI. Ульяновский А.В. Мифолизайн рекламы. - СПб.,1995, Гл. 1,3. Серов Н.В. Хроматизм мифа. 4.1. [8]См. например, Мостепанеико Е.И. Свет в театре, архитектуре, живописи как носитель эстетической информации. - М.,1987. [9]Истории эстетических аспектов цветоведения посвящено большое число исследований, среди которых можно выделить определенные разделы в следующих: Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М., 1963-1980;он же. Эстетика Возрождения.- М., 1982.; Миронова Л.Н. Цветоведение Минск, 1984.; Оствальд В. Цветоведение М.- Л., 1926; Канаев И.И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX века. - Л., 1971.; Пре сняков П.В., Кантемиров Д.С. Теория познания диалектического материализма и учение о первичных и вторичных качествах. - Алма-Ата., 1959.; Серов Н.В. Хроматизм мифа,- Л.. 1990.; Лечение цветом. Мода и гармония.- СПб, 1993.; Античный хроматизм.- СПб., 1995.; Сб.«Психология цвета». - М., 1996; Gericke L., Schone К. Das Phanomen Farbe. Zur Geschichtcund Theorie Hirer Anwendung.- В., 1970.; Rzepinska M. Historia kolora w dziejach malarstwa europejskiego,- Krakow., 1983; Gage J. Color and culture.- L., 1993; Hall M. Color and meaning in Renaissance art.- N.Y., 1994; Lamb Т., Bourriau (Red.) Color: art and science.- N.Y., 1995; Riley C.A. Color codes: modern theories of color in philosophy, painting and architecture, literature, music, and psychology.- University Press of New England, 1995; et c. [10]Оствальд В. Цветоведение.- М.-Л., 1926, с.16. [11]Представленную ньютоновской трактовкой стадию ощущения в неявном виде содержит психическое переживание. [12]Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974, с.313. [13]Он же. Новые очерки по психологии искусства.- М., 1994, с.187. [14]Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, с.45,49; Античный хроматизм.- СПб, 1995, с.467. [15]Печкова Т.А. Системы классификации цвета.- М., 1969, с. 19. [16]Munsell A.H. A color notation.- Baltimore, 1941. [17]Прозерский В.В. Англо-американская эстетика XX века // Сб. Лекции по истории эстетики (Ред. М.С. Каган). Кн. 3, 4.2, - Л., 1977, с. 98-110. [18]Хайдеггер М. Основные понятия метафизики.// ВФ, 1989, №9, с.122. [19]Симонов П.В. Эмоциональный мозг.- М., 1974, гл.7. [20]Юиг.Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи. // Сб.«Психология цвета». - М., 1996, с. 135. [21]Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974, гл.7. [22]Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчество.// Сб. «Интуиция, логика, творчество.»- М., 1987, с. 36-54 [23]Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, гл.3,4. [24]Ивенс P.M. Введение в теорию цвета.- М., 1964, с.ЗЮ. [25]Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974, гл.7; Сб. «Проблема цвета в психологии».- М., 1993, с.121,137,144,172; Серов Н.В. Цвет как время, пространство и эмо ции.// Петербургский рекламист, №11, 1996, с.16-17; он же. К вопросу о хроматическом моделировании эмоций.// Сб тезисов психологического факультета СПбГУ, 1996, с.38-39. [26]Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, 4.2; он же. Античный хроматизм.- Спб, 1995,гл.15- 20; Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире. // Сб.«Психология цве та». - М., 1996, с. 7. [27]Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М., 1985, гл.1. [28]Ср.: Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов A.M. Психофизиология цветового зрения.- М., 1989, гл.2,3. [29]Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, Ч.З. [30]Он же. Античный хроматизм.- Спб, 1995, 4.III-VII. [31]Порталь Ф. Символика цвета от Античности до Нового времени.// Античный хроматизм, Приложение II. [32]Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства.// Сб. «Ранние формы искусства».- М., 1972, с.293. [33]Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека.// Сб. «Проблема цвета в психологии».- М., 1993, с.185. [34]Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке.- М., 1992, с.117 слл., 149 слл. [35]Vialou D. L'art des grottes en ariege magdalienne.- P., 1986, Ch.2; Леви-Стросс К. Структур ная антропология.- М., 1985, ч. I-III; Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь.- М., 1983, гл. 5-9. [36]Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990 ; он же. Античный хроматизм.- СПб, 1995. [37]The Luscher Color Test.- N.Y., 1971; Цветовой тест Люшера.- Новосибирск, 1995. [38]Серов Н.В. Лечение... Приложения 1, 3; Античный хроматизм.- СПб, 1995, гл.7,19. [39]Об этом говорят как клинические данные психоаналитиков (перевод взора в левую сторону, связанную с преобладанием левого полуполя зрения, при положительных эмоциональных состояниях и в правую - при отрицательных), так и процедура тестирования, по Люшеру: расположение предпочтительных «основных» цветов слева и вспомогательных - справа является необходимым условием успешного тестирования.См. МЛюшер. Цвет вашего характера.- М., 1996, с. 13, 50. [40]Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство.- М., 1984, гл.1. Данная проблема выходит за рамки настоящей работы, однако следует оговорить безусловную перспективность ее разработки для компьютеров следующих поколений (см. главу 3).. [41]Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы.// «Курьер ЮНЕСКО», 1958, №6, [42]Cooper J.C. Lexikon alter Symbole. - Leipzig, 1986, s. 50 ff; Покровский Дм. Словарь церков ных терминов.- М., 1995, с. 158-159; Бенц Э. Цвет в христианских видениях.// Психология цвета.- М.,1996, с.79 ел. [43]Хорошо известен факт относительно большей стабильности католических культур, где, в частности, крестное знамение заканчиваеся в правом полуполе зрения, определяемым левым полушарием головного мозга, которое отвечает функциям - все и вся стабилизирующего - сознания. В православии же (где, кажется ни одна культура не вышла на аналогичный уровень стабильности) крестное знамение заканчивается в левом полуполезрения, коррелирующем с правым полушарием головного мозга, с эмоциональностью, с так называемым «принципом незаконченности », с творчеством подсознания. [44]Muller-Bore К., цит. по Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире.// Психология цвета.-М., 1996, с.112. [45]Помимо вышеуказанных работ см., например, Штенгелов Е., Цвет в художественной лите ратуре.// НиЖ, 1970, 8, с.24-26. [46]Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974, гл.7. [47]Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение.- М., 1990, с.197. [48]Цит. по: Гидони Г. Густав Курбэ.- Л., 1933, с.85. [49]Riley C.A. Color codes: modern theories of color in philosophy, painting and architecture, literature, music, and psychology.- University Press of New England, 1995, Ch. I, II, V. [50]Симонов П.В. Наука о человеке.// ВФ, 1989, №11, с. 29. [51]Цит. по: Велик А.А. Психологическая антропология. История и теория.- М., 1993, с.51. [52]Дерибере М. Цвет в деятельности человека.- М., 1964, гл. VIII, IX. [53]Серов Н.В. Лечение цветом, гл. 1,2; Ray С. Farbmeditationen; Babbitt E.D. The principles of Light and Color; et c. [54]Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974, с. 316. [55]Серов Н.В. Лечение цветом, гл. 1; Liberman J. The Effect of syntonic.// J. Opt. Vis. Develop., 1986, v.17, p.3-7. [56]Серов Н.В. К вопросу о хроматическом моделировании эмоций.// Сб. тезисов конференции психологического факультета СПбГУ, 1996, с.38-39. [57]Он же. Античный хроматизм.- Спб, 1995, ч. I-III. [58]Он же. Хроматизм мифа, - Л., 1990, Ч.II и III. [59]Он же. Античный хроматизм.- СПб, 1995, гл. 14 и 4.VI. [60]Эти обозначения основаны на смысле др.греч.слов: цбгепр (дор.) - мать (< цоОгца - знание); (Plat.) iS&x, первообраз; ow - вместе, с (< mr/yevii; - родство, врожденные свойства)
Глава 2. ЦВЕТ В ИСТОРИИ ЭСТЕТИКИ 2.1.Символика цвета Истории превращения цвета (как психофизиологического феномена) в феномен культурологический и/или эстетический посвящено большое количество исследований[1] Обращает на себя внимание отсутствие в них строгих критериев подразделения, к примеру, на эмоциональное, мифологическое, символическое, аллегорическое, условное и другие виды цветовое приятия[2]. В связи с этим было предложено[3] привлечь соотношение между участием интеллектуальных компонентов в цветовосприя-тии и с учетом свойственных им функций (см.гл.З) представить искомые критерии. Хроматический анализ произведений искусства первобытных культур, архаичных обществ и первоисточников Древней Греции дал возможность построить классификацию возможных знаковых систем цвета, большая часть которых имеет непосредственное отношение к эстетике цвета[4]. Однако последние работы по эстетике цвета, и, в частности, цитированное выше исследование Чарльза Рилея[5], наглядно показывают каким образом рассмотренная многозначность цветовых значений может завести в тупик научную мысль. Так, установив, что цвет является примером субъективности и метафоричности, Рилей, казалось бы, пришел к логическому выводу, что полиселшнтнчность цвета в силу многозначности способов его кодирования предполагает в цвете и символику свободно перетекающего смысла, что не дает объективных оснований для его изучения. Поэтому проблеме полисемантического характера цвета следовало уделить большее внимание в соответствии с поставленными задачами. К примеру представим проблему цвета на флагах[6]. Подданные каждой страны призваны гордиться своим флагом: идеологи полагают, что «национальные цвета» флага выражают многовековые чаяния народа и глубинные проявления духа нации и/или государства. Что же такое флаг? Почему большинство обывателей не помнит, как выглядят цвета на флагах даже соседних государств? Ведь, если справедлив закон психологии «запоминается то, что имеет смысл», то эти цвета, вообще говоря, не имеют смысла. Да и с позиций эстетики цвета флагов - это своего рода абстрактная живопись, которая не имеет предметной соотнесенности, а следовательно, и явного смысла. В официальной трактовке «национальный и/или государственный флаг представляет собой полотнище установленных размеров с эмблемой государства, а также цветовыми плоскостями, расположенными в определенных соотношениях и направлениях». В отличие от эмблемы (которая наделена вполне однозначной интерпретацией) смысл и содержание цветов флага приобретает различное толкование. Так, метафизики находят в цвете чуть ли не противоположности: белый - цвет невинности и смерти, желтый - искренности и измены, красный - любви и ненависти, черный - траура и секса и т.п. Однако противоречия этой трактовки не увязываются ни с политикой государства, ни с культурой нации. Материалисты пытаются обойти эту противоречивость и утверждают, что белый - цвет снегов и туманов, желтый - пустынь и степей, красный - кровь борцов за свободу, черный - цвет недр страны и т.п. Однако белый цвет присутствует на флагах стран, где нет ни снега, ни туманов, желтый - где нет пустынь и т.п. Согласно третьей версии, расцветка флагов так же условна, как и эмблема или цвет автодорожных знаков, и никакого иного смысла (кроме указанного в Конституции как правилах автодорожного движения) цвет государственных флагов не несет. Это положение обосновывается тем, что вне эмблематики у многих стран существуют флаги совершенно одинаковых расцветок. Казалось бы, действительно, что общего имеют народы Индонезии и Монако, живущие под одинаковыми красно-белыми флагами? Или какое духовное родство существует между Италией и Мексикой (зелено-бело-красные флаги)? Или между Перу и Канадой (красно-бело-красные)? Или Андоррой, Румынией и Республикой Чад (сине-желто-красные)? Нидерландами и Парагваем (красно-бело-синие)? Австрией и Ливаном {красно-бело-красные)? И т.д. и т.п. Ничего общего ? Или за всем этим стоит что-то не познанное... Четвертая трактовка увязывает определенные цвета на флагах с вероисповеданием народов данной страны. Так, зеленая полоса на флаге Ирландии должна символизировать протестантов Севера, оранжевая - католиков Юга, а белая - согласие между ними. Но на флаге Индии эти цвета помешены горизонтально (оранжевый, белый, зеленый) и уже символизируют индуизм, буддизм и ислам. Сам собой возникает и другой вопрос: если флаги некоторых мусульманских стран зеленые, то почему этот цвет как «символ ислама» отсутствует на флагах Турции или Туниса, а доминирует на государственном флаге католической Бразилии? И другой вопрос: почему черно-красно-желтое сочетание присутствует на флагах не только католической Бельгии или католико-протестантской Германии, но и Уганды, где существует смешение христианских и первобытных религиозных культов ? К религиозной трактовке примыкает и толкование цветов с позиций государственности. Так, например, символом монархии на флаге Таиланда является синий цвет. Однако этим символом на флагах Франции и России всегда считался белый. Правда, сегодня в России почему-то говорят («Московские новости» № 33, 18 - 25 августа 1996 г.), что белый - цвет борьбы и независимости, синий - цвет Богоматери, а красный - державности, по византийской традиции. Недавно же красный цвет означал «цвет социализма», который почему-то доминировал на флагах не только СССР или Китая, но и монархических Дании, Норвегии или Омана, весьма удаленных как от Византии, так и от социализма. Наиболее распространенной теорией толкования флагов считается геральдика, где значения цветов строго постоянны и интернационально канонизированы. Ниже приведены металлы и ювелы, соответствующие данным цветам, а также международные обозначения этих цветов латинскими буквами. В нижней строке отмечены символические значения, которыми геральдика наделяет соответствующие цвета. Таблица 2.1 Обозначения и смысл геральдических цветов
Как следует из таблицы, число геральдических цветов ограничено средневековыми канонами, что позволяет лишь косвенно интерпретировать, например, голубой, оранжевый или коричневый цвета на современных государственных флагах. Вместе с тем, эти значения связывают многое из вышеупомянутых версий в единое представление и передают их частично противоречивый характер, встречающийся в реальной жизни. Так, верховенство и величие, символизируют дополнительные пурпурный (аметист - фиолетовый) и желтый цвета, дающие при сложении серый - отсутствующий на флагах - цвет XX век открыл дорогу для междисциплинарного исследования гуманитарных аспектов цвета. Полученные в хроматизме результаты позволили представить смысл цвета и отвлечься от «умертвляющей все живое формальной логики» сознания (рацио).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|