|
|||
Права собственности и контракты. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 .Права собственности и контракты. Права собственности передаются с помощью контрактных соглашений. Различают права собственности: а) закрепленные в контрактных соглашениях - возникают на базе индивидуальных решений и, таким образом, отражают принцип единогласия; б) закрепленные в институтах, они определяют круг допустимых контрактов - обычно возникают из различного уровня коллективных решений и имеют разные результаты относительно благосостояния. Институциональная среда как системообразующие правила включает абсолютные права собственности, т.е. определенные безотносительно к соглашениям между отдельными экономическими агентами (Закон о собственности). Контракты как институциональные соглашения являются непосредственным основанием для формирования относительных прав собственности. Относительные права собственности – это такие права, которые устанавливаются в рамках контрактов. Обеспечение соблюдения контрактов. Механизм санкционирования, или обеспечения соблюдения контрактов, создает для нарушителя издержки, которые он сопоставляет с выгодами от нарушения условий контракта. Полные издержки нарушения контракта включают: -прямые санкции; -упущенные выгоды, которые могли быть получены при добросовестном соблюдении условий контракта. Значит, ожидаемая полезность экономического агента в случае соблюдения контракта должна быть больше ожидаемой полезности агента в случае нарушения контракта. Таким образом, деятельность по обеспечению соблюдения контрактов должна сделать соблюдение условий соглашений выгодными.
Такая деятельность предполагает: - во-первых, получение информации о самом факте нарушения; - во-вторых, угрозу применения санкций или фактическое их применение при выявленном нарушении. В зависимости от того, кто и каким образом осуществляет действия по обеспечению соблюдения контрактов, можно выделить: - механизмы самовыполнения; -обеспечение соблюдения условий соглашений с помощью третьей стороны. Издержки обеспечения соблюдения контрактов (правил) можно разделить на два компонента: 1) ценность ресурсов, затрачиваемых гарантом; 2) риск ущерба, который может быть нанесен гаранту в процессе выполнения им своей функции. Поскольку деятельность по обеспечению соблюдения условий контракта связана с издержками, то выбор ее формы зависит от того, каково соотношение между этими издержками и потерями в случае нарушения условий контракта. Если издержки защиты контракта для пострадавшей стороны выше потерь, связанных с нарушением условий контрагентом, то санкции в общем случае применяться не будут. Отсюда возможность эффективного расторжения контракта. Соблюдение условий контракта обеспечивает достоверная угроза принуждения или его применение. Принуждение означает создание для его объекта издержек по- средством угрозы санкций или их применения. Принуждение может принимать различные формы: - прямое применение физической силы в отношении нарушителя и (или) в отношении активов, которыми он располагает; - косвенные формы, например подрыв репутации нарушителя, затрудняющий последующее заключение соглашений; конфискация части активов; недополучение дохода из-за распространения разоблачающей информации и др. Контракт (а в более широком плане – правила) считается самовыполняющимся, если его выполнение может обеспечиваться непосредственно его участниками. Это означает, что не требуется участия третьей стороны, обеспечивающей соблюдение условий контракта.
Причем самовыполняемость может быть заложена в автоматически действующие условия контракта (например, корректировка цен). Особенностью неформальных правил часто является механизм их самоподдержки (самовыполнения), который не требует создания специализированного органа, обеспечивающего соблюдение этих правил. Самовыполняемость контракта может быть обеспечена следующими способами: 1) обмен залогами, т.е. в случае нарушения условий контракта нарушитель утрачивает право на залог, а залогополучатель приобретает полный пучок правомочий; 2) использование персонализированных обменов. Знание контрагента во-первых, позволяет с низкими издержками выявить нарушение; во-вторых, обеспечивает высокую вероятность повторения сделок; в-третьих, дает возможность целенаправленно и адекватно использовать санкции. Многие контракты требуют участия в обеспечении их соблюдения третьей стороны, что обусловливает применение функций как государства, так и негосударственных организаций. Третья сторона выступает как агент (исполнитель) по отношению к сторонам, заключившим контракт (поручителям). Характеристики третьей стороны определяют две формы гарантирования контрактов: частную и публичную. Для определения того, какая из форм эффективнее, нужно учитывать: а) стоимость услуг по гарантированию соблюдения условий контракта и распределение бремени издержек между заинтересованными сторонами; б) величину и вероятность применения санкций; в) размеры компенсаций пострадавшей стороне; г) первоначальное распределение ресурсов. Для гарантов (видов защиты) прав собственности и контрактов характерны множественность и «многослойность». Государство достаточно часто выступает как «конечный» гарант в системе, используемой для надежной защиты сделок.
К нарушителям правил применяются санкции. Выделяется несколько критериев классификации санкций. 1.Первый критерий – мотивационный, выделяет стимулирующие и дестимулирующие санкции. 2.Второй критерий – субъектный, различает, какие субъекты обеспечивают осуществление санкций - один из его субъектов- оба субъекта -третий субъект - норма, обычай - государство (закон и силовые государственные организации, обеспечивающие выполнение закона). 3.Третий критерий классификации связан с формой санкций: экономические, политические и моральные санкции. Первые существуют в денежной форме, вторые – в форме ограничения или расширения свободы, третьи – в виде морального осуждения или одобрения. Но в конечном итоге, все они могут быть сведены к экономическим санкциям, так как теоретически выражаются в терминах выгод и издержек. Выполнение функции гаранта может осуществляться не только государством и частными лицами, но и нормой, обычаем. Суть этой нормы – добровольное выполнение контракта. Данный способ – самый дешевый, так как не требует особых расходов. Почему же он встречается так редко? Распространение добровольного выполнения контрактов, формирование соответствующей нормы представляет собой процесс создания некоторого общественного блага. Разовое выполнение контракта (осуществление обмена) – частное благо, потребляемое только его контрагентами. Общественным это нематериальное благо становится, лишь будучи произведенным в масштабах, превышающих некоторое пороговое значение. Суть его заключается в следующем: начиная с некоторого уровня массовости добровольного выполнения контрактов у субъектов, вступающих в обмен, появляется убежденность в том, что сила негативных санкций, которым они могут быть подвергнуты, явно превысит выгоду, которая может быть получена вследствие невыполнения контракта.
|
|||
|