Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конкурсное производство.



4. Конкурсное производство.

Одна из задач современного института банкротства – оздоровление экономики государства путем ликвидации безнадежно неплатежеспособных предприятий-должников. Реализовать эту задачу позволяет процедура конкурсного производства.

Данная процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной Законом о банкротстве очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Кроме того, должник, погасив свои обязательства за счет имеющегося имущества и освободившись от долгов, может начать новое дело. Ст. 2 Закона дает легальное определение рассматриваемой процедуры.

Итак, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Для открытия конкурсного производства необходимо признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Согласно ст. 53 Закона такое решение принимается при установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства, предусмотренных ст. ст. 3, 214, п. 1 ст. 227 Закона.[12]

Согласно Закону (п. 2 ст. 124) конкурсное производство вводится сроком на один год. Он может продлеваться по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего не более чем на шесть месяцев.

По этому поводу Пленум ВАС РФ в п. 16 постановления от 8 апреля 2003 года № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дал разъяснения, что по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения данной процедуры по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.

Определение о продлении срока конкурсного производства может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня его вынесения. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции в двухнедельный срок принимает окончательное постановление (п. 3 ст. 61 Закона).[13]

Одной из новелл Закона 2002 года стало прекращение отнесений сведений о финансовом состоянии должника к категории признанных конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну.

В силу п. 3 ст. 26 Закона 1998 года не допускалось опубликование или разглашение сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Теперь же ст. 28 нового Закона (п. 3) прямо предусматривает обязательно публиковать сведения о введении наблюдения. Если же количество кредиторов должника превышает сто или их количество не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.

Одним из основных этапов конкурсного производства считается формирование конкурсной массы и реализация имущества должника (обращение в наличные деньги) По Закону о банкротстве и 1998 года, и 2002 года конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе данной процедуры.

Если обратиться к истории вопроса, то Закон 1998 года (п. 4 ст. 104) предусматривал безвозмездную передачу названных объектов, находящихся на балансе должника, местным органам самоуправления. Делал это конкурсный управляющий.

Указанная норма стала предметом конституционного судебного разбирательства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в постановлении от 16 мая 2000 года № 8-П, передача социально значимых объектов предполагает выплату их собственникам – несостоятельным должникам разумной компенсации. Здесь следовало, в частности, применять ст. 306 ГК РФ: в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику таким актом, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством, но муниципальные образования, и прежде не желавшие обременять свои скудные бюджеты расходами на финансирование имущества социального назначения, на возмездной основе и вовсе отказывались от него.

С принятием нового Закона ситуация изменилась, причем в лучшую сторону. Компромиссное многоступенчатое регулирование данного вопроса закреплено в ст. 132. теперь социально значимые объекты в первую очередь выставляются на торги в форме конкурса. Порядок их проведения подробно регламентирован ст. 110 Закона (первые торги, повторные торги в случае, если первые признаны несостоявшимися или имущество не было продано; снижение начальной цены на десять процентов; определение порядка продажи имущества на торгах собранием (комитетом) кредиторов, в том числе посредством публичного предложения).

Победителем конкурса станет претендент, который не только предложит наиболее выгодную цену, но и примет на себя обязательство содержать указанные объекты, использовать их по целевому назначению. По результатам конкурса орган местного самоуправления, помимо договора купли-продажи, заключает с покупателем соглашение об исполнении условий конкурса. В случае его нарушения соглашение и договор расторгаются судом по заявлению органа местного самоуправления. Покупателю возвращаются из местного бюджета уплаченные им деньги. Социально значимые объекты передаются в муниципальную собственность.

В части регулирования дальнейших взаимоотношений конкурсного управляющего и местных органов власти Закон 2002 года зафиксировал сложившуюся правоприменительную практику. Если между названными субъектами возникают разногласия, арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, по заявлению конкурсного управляющего определяет условия передачи указанных объектов.

Стоит упомянуть еще об одной новелле Закона 2002 года, касающейся формирования конкурсной массы. Теперь в составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога (абз. 2 п. 2 ст. 131). О правовом значении этой нормы будет сказано ниже.[14]

Как уже отмечалось, конкурсное производство направлено на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. С этой целью параллельно процессу формирования конкурсной массы проводится процедура выявления требований кредиторов, которые погашаются из средств, полученных от продажи имущества должника. Кредиторы, желающие участвовать в конкурсе и удовлетворить свои требования, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности (абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона). По истечении этого срока реестр требований кредиторов закрывается. Пропустив срок, кредитор рискует опоздать к первому распределению имущества, которое может оказаться и последним из-за недостаточности средств. По общему правилу требования, заявленные после закрытия реестра, удовлетворяются лишь в том случае, если у должника осталось какое-то имущество.[15]

Еще одна новелла Закона 2002 года заключается в том, что единственным основанием для внесения конкурсным управляющим или реестродержателем заявленного требования кредитора в реестр является соответствующее определение арбитражного суда, проверившего обоснованность донного требования (п. 1 ст. 142, ст. 100). Этот процессуальный момент как нельзя более кстати. В период действия Закона 1998 года управляющий самостоятельно включал в реестр так называемые установленные требования кредиторов, например требования, признанные должником. Кроме того, если между кредитором и управляющим не возникало разногласий по результатам рассмотрения требований, они также сразу же включались в реестр. Все это проистекало вне судебного контроля и позволяло ангажированному управляющему необоснованно включать в реестр требования отдельных кредиторов в ущерб интересам должника и других кредиторов. Новая норма создает преграду для подобных злоупотреблений. Кроме того, в новом Законе была учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, закрепленная в постановлении от 12 марта 2001 года № 4-П. в соответствии с ней определение арбитражного суда об установлении размера и очередности требований кредиторов, а также о включении или об отказе во включении требования в реестр может быть обжаловано в вышестоящие инстанции (в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам). Это дополнительная гарантия защиты прав кредиторов несостоятельного должника. После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в порядке установленной очередности (ст. 134 Закона). Сокращение числа очередей с пяти до трех – одно из самых принципиальных изменений, что само по себе противоречит ст. 64 и 65 Гражданского Кодекса РФ. По сравнению с ГК РФ и Законом о банкротстве 1998 года (п. 2 ст. 106) утрачивают свое значение третья (требования по обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом) и четвертая (требования по обязательным платежам) очереди (п. 4 ст. 134 Закона). Однако новая судьба у этих очередей различна.

Законодатель не стал церемониться с требованиями государства по недоимкам и иным обязательным платежам, поместив их в одну большую очередь с обычными коммерческими требованиями. Хотя такой подход, когда налоговые платежи, предназначенные для интересов всего общества, опускаются до уровня частных требований, не может не вызывать вопросов.

Иное дело требования по гражданско-правовым (то есть частным) обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом. Такие требования также помещаются в третью очередь, а стало быть, их субъекты - залогодержатели получают все права конкурсных кредиторов, в том числе и право голосовать на собраниях кредиторов.

Однако в случае продажи предмета залога требования залогодержателя подлежат удовлетворению в первую очередь за счет выручки от продажи заложенного имущества преимущественно перед всеми иными кредиторами. Исключение составляют лишь требования кредиторов первой и второй очереди, возникшие до включения договора залога (п. 2 ст. 138 Закона).

Надо понимать так, что кредиторов первой и второй очереди (а это граждане с требованиями к должнику в связи с причинением вреда их жизни и здоровью, а также работники должника с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий) мы теперь будем делить на «белых» и «черных» в зависимости от того, когда им был причинен вред или не выплачены заработанные деньги – до заключения договора залога или после. К примеру, если машина должника сбила гражданина на улице после того, когда должником был заключен договор залога с кредитором, то при реализации в процессе конкурсного производства предмета залога (а это может быть и весь имущественный комплекс должника) из вырученной суммы указанный гражданин не получит ни копейки. Вот если бы он попал «под колеса» до заключения договора залога, с ним был бы произведен расчет.

Очевидно, что особое положение кредитора по обеспеченному залогом обязательству должно сопровождаться усилением гарантий удовлетворений требований кредиторов первых двух очередей, например, путем создания резервного фонда (за счет отчислений работодателей) для выплаты задолженности по заработной плате работникам, увольняемым в связи с банкротством организаций должников.

Что касается кредиторов первой очереди, то, к сожалению, новый Закон о банкротстве (как и его предшественник) не содержит механизма реализации положения о том, что с согласия гражданина – обладателя требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, указанное требование в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации вместе с обязанностью производить в отношении указанного гражданина выплаты повременных платежей. В место этого в Законе есть уже ставшая традиционной ссылка на некий порядок исполнения государством этой обязанности, который должен быть установлен Правительством РФ (п. 3 ст. 135).

За десять лет применения законодательства о банкротстве мы уже привыкли, что в отличие от дел искового производства, разрешение которых заканчивается вынесением решения, черту под рассмотрение банкротного дела 9если последняя процедура – конкурсное производство) подводит определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Закон 2002 года наконец-то позволил обжаловать данное определение (п. 1 ст. 149).

Однако заинтересованные лица должны действовать оперативно. Указанная возможность предоставлена им только до даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц. А это максимум десять дней: пять дней дается конкурсному управляющему, чтобы представить определение в налоговую инспекцию, и еще столько же регистрирующему органу для внесения записи в реестр. Если же названные субъекты поторопятся (к слову, не следует исключать и материальной заинтересованности в подобной поспешности), срок на обжалование может быть и того меньше.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.