Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Продолжение табл.1



Продолжение табл.1

Вторая половина ХVIII века - Начало промышленной революции, зарождение англо-американской учетной школы

1844 г. Роберт Пиль, «Закон о регистрации акционерных обществ», Англии Введена обязательная юридическая идентификация субъектов хозяйствования и установлено правило обнародования информации об их основных событиях, установлены правила ведения счетов, составления и проверки баланса, аудиторского отчета и рассылки отпечатанной копии баланса и аудиторского заключения акционерам в определенный срок до начала проведения ежегодных собраний, хранения документов в архивах акционерных компаний [10].
1861 г. «Закон о банкротстве», Англия Введены правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в пределах корпоративного права [10].
1854 г.

В Эдинбурге создано Общество бухгалтеров, получившее государственное признание и поддержку через королевскую хартию, которая давала каждому члену Общества право на титул «присяжного бухгалтера» [7].

 

В течение следующих 30 лет аналогичные по функциям общества бухгалтеров появились в подавляющем большинстве развитых стран того времени: в Англии (1870г.), в США (1887г.), в Австралии (1887г.), в Канаде (1880г.), во Франции (1881г.), в России (1891р.) [7].

*Составлено автором на основании [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]

Рассмотрев вопросы становления стандартизации бухгалтерского учета в историческом аспекте (до конца XIX ст.), можно сделать вывод, что развитие экономической сферы способствовало и определяло направления эволюции бухгалтерского учета и элементов его стандартизации, которые зарождались в области государственного учета. Согласно табл.1., наибольшее влияние на данный процесс оказала промышленная революция, следствием которой стало бурное развитие экономик стран мира, что повлияло на рост роли учетной информации, развитие бухгалтерского учета по новым направлениям, а также ˗ возникновение организаций профессиональных бухгалтеров.

Начало ХХ столетия характеризуется возникновением нового этапа стандартизации учета ˗ международной координации бухгалтерского учета. Его отправным моментом становится первый Международный конгресс бухгалтеров, который состоялся в Сент-Луисе (США) в 1904 г. [11]. Это время характеризуется стремительным развитием англо-американской учетной школы, которая до сих пор удерживает ведущие позиции в мировой системе бухгалтерского учета и окончательным упадком итальянской школы учета. В бухгалтерском учете появляются новые стандарты и правила формирования информации, продиктованные потребностями экономической жизни американского общества. Следует отметить, что на тот момент, в США повсеместно распространялись технологии, позволяющие снизить себестоимость продукции, сократить масштабы производства, в результате возникло желание и потребность в инвестиции капитала в промышленность. С точки зрения бухгалтерского учета – появилась потребность в предоставлении информации потенциальным инвесторам о финансовом состоянии организаций.  

Дальнейшие исторические события – крах фондового рынка США в 1929 году и Великая депрессия, наступившая за ним, превратившаяся в мировой экономический кризис, который на 4 года охватил все развитые страны мира – доказали недостаточный уровень развития бухгалтерского учета и нехватку информации, предоставляемой в финансовой отчетности. Потребовались стремительные изменения в правилах формирования финансовой отчетности. Кроме того, активизация позиций крупнейших американских и европейских компаний и корпораций на мировом рынке требовали выработки единых правил формирования отчетности, понятных международным инвесторам [12]. Таким образом, возникла идея международной стандартизации учета.

Дальнейшее развитие процесс международной стандартизации получил во второй половине ХХ столетия. Последствия второй мировой войны ˗ необходимость восстановления экономики Европы и также активизация политических и экономических процессов в других странах мира и прежде всего в США ˗ усилили интеграционные процессы на межгосударственном уровне, что способствовало развитию международной координации бухгалтерского учета. Так, с 1952 возобновляет свою работу Международный конгресс бухгалтеров (первое послевоенное заседание которого состоялось в Лондоне), решением которого стало проводить собрание раз в пять лет [11].  Важным результатом работы конгрессов стало постепенное формирование идеи и создание Международного координационного комитета по развитию бухгалтерской профессии (в 1973 году на основании решения сиднейского конгресса), который впоследствии был реорганизован в Международную федерацию бухгалтеров (в 1977 по решению мюнхенского конгресса).

Плодотворная работа Международной федерации бухгалтеров (далее – МФБ) по интеграции национальных учетных систем объединила в ее пределах 156 национальных организаций из 114 стран мира, членство в которых имеют 2,4 млн. бухгалтеров [13]. Задачи МФБ заключаются в: «...содействии развитию и совершенствованию бухгалтерской профессии посредством гармонизированных стандартов с целью обеспечения высокого качества услуг бухгалтеров-профессионалов в интересах общества; разработке международных стандартов аудита и услуг по предоставлению уверенности, этики, образования и бухгалтерского учета для государственного сектора; оказании поддержки организациям – членам федерации в их усилиях по обслуживанию все более разного контингента бухгалтеров, в том числе и тех членов федерации, которые работают в бизнесе и промышленности, а также тех, которые заняты на малых и средних предприятиях и имеют собственную практику; разработке международных программ обзора обеспечения качества услуг для фирм, которые проводят аудит транснациональных субъектов хозяйствования; обеспечении соблюдения организациями – членами федерации требований членства, в том числе и в поощрении бухгалтеров соблюдать стандарты высокого качества работы; работе с регулирующими органами, органами, которые устанавливают стандарты, а также с финансовыми институтами с целью определения способов того, как распространенная во всех странах профессия может максимально способствовать созданию стабильных финансовых отношений во всемирном масштабе...» [13].

Также, по инициативе профессиональных бухгалтерских организаций Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США, был создан Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (реорганизован в 2001 году в Совет по международным стандартам бухгалтерского учета (далее – СМСБУ)). Структура данной общественной организации включает:

– наблюдательный совет СМСБУ (некоммерческая организация, которая является наследником бывшего СМСБУ, целью которой выступает формирование и публикация стандартов бухгалтерского учета, проведение работы по рекламации и пропаганды широкого применения МСФО, содействие сближению МСФО и национальных стандартов бухгалтерского учета);

– правление СМСБУ (основной орган, который осуществляет разработку международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО) и их проектов, утверждение интерпретаций МСФО, публикацию проектов МСФО и других документов, которые подлежат обнародованию, разработке процедур по анализу комментариев по публичными документами, создание групп специалистов для технических консультаций с крупными проектами, решение всех технических вопросов, координация действий с консультативным советом по стандартам);

– консультативный совет по стандартам (проводит консультации с правлением СМСБУ, вносит в повестку дня актуальные проекты и проводит консультации по текущим проектам СМСБУ);

– комитет по интерпретации (рассматривает вопросы бухгалтерского учета, которые не учтены в существующих МСФО или неоднозначно трактуются в них, аккумулирует данные о негативную практику учета в рамках МСФО, исследованием новых обстоятельств, не учтенных в МСФО).

Результатом работы СМСБУ стал пакет международных стандартов финансовой отчетности (насчитывает 41 позицию), разработанный для национальных учетных систем развитых страна мира, основанный на форме регулирования  организации процессов мировой системы бухгалтерского учета [14].

Необходимо отметить, что вопросы стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе, находятся в ведении Комитета по вопросам государственного сектора (далее ˗ КГС), который является постоянно действующий комитетом Правления Международной федерации бухгалтеров. Данный комитет был создан в 1996 году с целью улучшения управления государственными финансами и системой контроля. Работа КГС состоит в:

˗ разработке стандартов бухгалтерского учета и аудита, а также в содействии их добровольному принятию;

˗ разработке и координации программ, призванных способствовать развитию образования и проведению научно-исследовательских работ в области бухгалтерского учета и аудита в государственном секторе;

˗ стимулировании обмена информацией между организациями – членами МФБ и другими заинтересованными сторонами и упрощения этого процесса.

Результатом деятельности Комитета по вопросам государственного сектора Международной федерации бухгалтеров является разработка Международных стандартов финансовой отчетности для государственного сектора, руководящих положений, исследований, тематических документов.

Международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора (далее - МСФОГС) содержат отдельные требования по финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита в государственном секторе с соответствующими руководящими положениями в форме пояснительного и иного материала.

Международные руководящие положения касательно государственного сектора содержат советы по применению в государственном секторе практических подходов в сфере финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита.

Международные исследования в государственном секторе предоставляют рекомендации по вопросам финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита в государственном секторе, основываясь на изучении лучшей мировой практики и наиболее эффективных методов решения соответствующих вопросов.

Тематические документы предоставляют информацию по определенным сегментам государственного сектора, которые также составляют финансовую отчетность, ведут бухгалтерский учет и проводят аудит, в качестве результата научно-исследовательской работы для последующего развития учета.

Необходимо отметить, что работа по разработке и внедрению национальных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора на основе МСФОГС ведется такими странами, как Афганистан, Албания, Аргентина, Армения, Азербайджан, Бангладеш, Барбадос, Камбодже, Каймановы острова, Китай, Кипр, Сальвадор, Венгрия, Индия, Индонезия, Израиль, Ямайка, Казахстан, Латвия, Литва, Македония, Мальдивы, Малайзия, Монголия, Марокко, Непал, Нидерланды, Норвегия, Нигерия, Пакистан, Перу, Филиппины, Франция, Фиджи, Румыния, странами восточной и южной Африки, Словакия, Украина, Великобритания, Россия, Испания, Шри-Ланка, Швейцария, Уганда, Уругвай, Вьетнам, Замбия, и другими. В таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада МСФОГС уже приняты в качестве национальных стандартов. Как показывает практика, их использование считается успешным, а финансовая отчетность – более информативной. Крайне важной является также информации о принятии решения странами-членами ООН использовать МСФОГС. В частности в России, внедрение стандартов реализовывается сегодня. По состоянию на сентябрь 2018 г., Министерство финансов РФ утвердило 21 федеральный стандарт для государственного сектора.

Таким образом, конец ХХ – начало XXI столетий ознаменовались подъемом вопроса об унификации систем национальных счетов, стандартизации статистики и бухгалтерского учета и значительно усилили позиции в пользу последних. Опыт осуществленных новаций в области стандартизации бухгалтерского учета, их глубина и степень мобильности, а также объективность указанной исторической тенденции дает право признать ХХ век в качестве нового этапа эволюции бухгалтерского учета – этапа международной стандартизации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.