|
|||
повествовательный (или последовательный); ♦ параллельный; ♦ ассоциативно-образный; ♦ клиповый. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ♦ повествовательный (или последовательный); ♦ параллельный; ♦ ассоциативно-образный; ♦ клиповый. Повествовательный — наиболее распространенный вид монтажа — предполагает разбивку сцены, монтажного кадра на отдельные последовательно соединенные элементы (планы, ракурсы), объединенные причинно-следственным и связями, развитием сюжета или его авторской трактовкой. Как правило, повествовательный монтаж используется во всех фильмах и пере дачах. Как правило, при использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Параллельным монтажом называется такое чередование сюжетно незаконченных действий, которые происходят в разных местах, но в одно и то же время. Однако этот тип монтажа так же предполагает возможность мысленного соединения в сознании зрителя двух (или нескольких) действий вопреки временной и пространственной «разорванности» течения событий. Действия могу т протекать одновременно в реальном пространстве, или одно действие протекает в реальной жизни, а параллельное — в воображении героя и т.д. Параллельный монтаж подчеркивает драматургическую напряженность конфликтов, может концентрировать или растягивать действие во времени, усиливать воздействие при помощи двух темпоритмов, двух цветовых образных решений, игры крупности планов и т.д. Он используется для сопоставления драматических линий, характеров, событий, идей, а также дл я характеристики социальных контрастов, выявления сходства или взаимосвязи различных событий. Рассмотрим еще один вид монтажа — ассоциативно-образный монтаж. Он характеризуется тем, что связь между кадрами носит условный, умозрительный характер. В основное действие вставляются дополнительные кадры, которые приобретают значение сравнений, символов, метафор, или вполне реальные, но изменяющие смысл происходящего, раскрывающие его внутренние связи. Детали трактуются таки м образом, что им придается особый, неожиданный смысл. Ритмическое чередование кадров помогает не только создать определенное эмоциональное настроение, но и добиться поэтического осмысления кадров. При использовании этого вида монтажа в основе соединений монтажных фраз лежат не причинно-следственные связи, а ассоциации. Они мог у т быть вызваны как предметам и материального мира (например, алюминиевая кружка или фляга как напоминание о военных днях; ленты, куклы, игрушки как воспоминание о детстве; забытые фотографии, неожиданно найденные и т.д.), так и состоянием природы, созвучным душевным переживаниям героя, состоянию его внутреннего мира (лирическое настроение или дискомфорт, который передается различным и оптическим и искажениями, ракурсной съемкой, изменением освещения или цветового решения кадра и т.д.). Наравне с пластическими ассоциациями существуют и звуковые (шум дождя, крик, гром и т.д.). Ассоциации бывают прямые, легко узнаваемые и отраженные. Клиповый монтаж -вид монтажа, характеризующийся чередованием коротких кадров, фиксирующих активное движение, в результате чего на экране формируется каскад пластических образов; наиболее распространен в рекламе, в музыкальных роликах; в кинематографе клиповый монтаж был особенно популярен в 90-2000-е годы; по сути, является развитием принципов «русского монтажа» 20-х годов. Русским монтажом на западе называют монтаж аттракционов Сергея Эйзенштейна. В клиповом монтаже могут использоваться и последовательный и любые другие виды монтажа. Но в отличие от последовательного, он подчиняется не течению времени, а музыке или ритму в кадре. В клиповом монтаже могут быть нарушены принципы комфортного монтажа. (Пример – почти любой видеоклип)
|
|||
|