Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Александр III



Александр III

(1881 – 1894)

Александр III, второй сын Александра II, родился в 1845 году. Воспитателями его были генерал Зиновьев и граф Перов, оба истинно русские люди. В 1881 году, после трагедии 1 марта, вступив на престол, новый император поставил себе целью борьбу крамолой, полное миролюбие и идею национального единства. Первый период царствования был во многих отношениях непосредственным продолжением предшествовавшей эпохи. Понижение выкупных платежей, отмена подушной подати, налог на наследство, учреждение крестьянского поземельного банка, фабричной инспекции, ограничение фабричной работы малолетних, совокупность мер, направленных к облегчению арендования крестьянами казенных земель, – все это было прямым исполнением программы, начертанной в 1880 г. Непосредственно с этим связаны были двукратный призыв сведущих людей, узаконение школ грамоты, учреждение комиссии для составления уложений уголовного и гражданского, новые льготы раскольникам.

 Но одновременно с сим, выдвигались цели, идущие совершенно в разрез с эпохой великих реформ. Так, например, были учреждены временные правила для печати, библиотек, кабинетов для чтения, создано положение о чрезвычайной и усиленной охране, расширены дворянские права и преимущества, вместо проектированного Н.Х. Бунге государственного поземельного банка, общего для всех сословий, учреждается государственный дворянский земельный банк, открывающий льготный, долгосрочный кредит для одних только дворян-землевладельцев.

Опека над крестьянами выразилась в законе о семейном разделе, в положении о найме сельских рабочих, в соединении власти административной и судебной в лице земских начальников. Сословное земство, а также городские думы и управы поставлены в зависимость от администрации.

Судебные уставы 1864 года были ограничены и принцип несменяемости судей поколеблен, значительно сужен круг действий суда присяжных, упразднен университетский устав. Министерскими циркулярами 1887 года затруднен доступ в среднюю школу, организованы церковно-приходские школы, и только что узаконенные школы грамоты отданы в ведение духовенства. Финансовая политика разрывает связь с предыдущим: мысль о подоходном налоге упразднена, и новые налоги падают на предметы первой необходимости. Крестьянский поземельный банк уклоняется от своей задачи. Фабричная инспекция теряет гласность. Усиленным вниманием пользуются фабриканты и крупные землевладельцы-дворяне.

В железнодорожном деле новую эру открывает общий железнодорожный устав. В области железнодорожного хозяйства была совершена большая перемена к лучшему. Полезные меры были проведены против совместительства, установлены законы об акционерных и городских банках, о податной инспекции, о лесоохранении, о промышленных училищах, о растовщичестве, об усыновлении, о неотчуждаемости крестьянских наделов.

Вместе с этим был проведен длинный ряд мер об инородцах и иноверцах, которые формулировались так: сосредоточение евреев в городах и местечках внутри черты оседлости, устранение их от приобретения и арендования поземельной собственности и вообще от всяких занятий, кроме промышленных и торговых… В Остзейских губерниях был введен русский язык в управление и школу, а также новые полицейские, административные и судебные учреждения. В западном крае было произведено закрытие многих католических монастырей и костелов. Внутри России были приняты самые строгие меры против сектантов, сооружено много новых православных храмов…

Финансы, упорядоченные посредством нажатия налогового пресса, были уравновешены с точки зрения государственного хозяйства. Но в отношении хозяйства народного далеко не все обстояло столь благополучно. Достаточно было одного неурожайного года, чтобы наиболее плодородные области России очутились на краю гибели.

Недоимки увеличились до колоссальных цифр. Малоземелью не помогли ни переселение, ни содействие крестьянского банка, парализованное быстрым повышением цен на землю. Арендование земли, по-прежнему не урегулированное законом, являлось сплошь и рядом не подспорьем для крестьянина, а источником новых затруднений. Мирские сборы по-прежнему тяготели над одними крестьянами, хотя значительная их часть шла на покрытие расходов общегосударственного свойства. А между тем, потребности народа росли. Крестьянину нужны были более удобное, здоровое жилье и книга.

Дополнительным бременем на крестьян ложился протекционизм, поднимавший цену товаров. Благосостояние масс все понижалось. Умственная отсталость народа грозила бедствиями государству. Хозяйственная косность и умственный мрак, поддерживал в народе легковерие и предрассудки. Народное невежество требовало дружного участия всех наличных сил общественных и частных с сохранением за ними той самостоятельности, которая составляет лучший залог успеха. Но все оставалось в прежнем положении. Министерство народного просвещения не предпринимало никаких мер для упорядочения народной школы. Ходатайства земских собраний о разрешении открывать школы оставались без ответа. Умственная бедность народа была также велика, как и его материальная нужда.

Когда в 1880 году был поставлен вопрос о преобразовании местного управления, со всех сторон послышался голос в пользу устройства мелкой территориальной единицы, которая, соединяя в себе все сословия, могла бы служить к поднятию народного благосостояния. Конечно, крестьянская волость такой единицей быть не могла, ибо волостной сход суть учреждение мертворожденное, а волостное правление, только присутственное место со всеми слабыми сторонами бюрократии, но без ее достоинств. Напрасно было бы думать, что самоуправление в этой области могло быть заменено управлением отдельного лица. Задача эта так и осталась неразрешенною.

Обособленность сельских обывателей от остальных сословий, выразилась в том специальном подчинении их администрации, которое создано узаконениями 12 июля 1889 года. Менее чем когда-либо со времени отмены крепостного права могла быть речь о гражданской равноправности всех классов населения.

Гражданская равноправность существовала только на бумаге: крестьянское сословие было взято под опеку и поставлено в совершенно исключительные условия. Резким признаком различия являлись телесные наказания, налагаемые по приговорам волостных судов. Впрочем



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.