Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Асан Сабри Айвазов - классик крымскотатарской литературы просветитель, издатель и политик.



Тема: Асан Сабри Айвазов - классик крымскотатарской литературы просветитель, издатель и политик.

                                          

Содержание занятия.

1. Очерк жизни и творчества.

Родился 6 мая 1878 года в Алупке в бедной крестьянской семье. В 1889 году после окончания Алупкинской начальной школы один из родственников увёз подростка в Стамбул, где Асан в 1892—1896 гг. учился в педагогическом институте в Стамбуле[2]. Во время учёбы в Турции публиковал статьи в газете Исмаила Гаспринского «Терджиман», прессе Стамбула и Баку[1].

По подозрению турецкой полиции вместе с другими студентами подвергся аресту, но когда в полиции узнали, что он русский подданный, его выслали в Россию[2].

После возвращения в Крым открыл в Алупке новую школу, в которую принимал не только мальчиков, но и девочек, преподавал им арифметику, географию, грамматику, татарский язык. Инициатива создания этих прогрессивных по уровню образования школ (мектебе-усул-джедид) принадлежала Исмаилу Гаспринскому[3]. В обычных татарских школах девочкам писать не разрешалось, а обучение сводилось к преподаванию Корана на арабском языке. Условия для просветительской работы были крайне тяжёлыми. Не только местные богатеи и мусульманское духовенство, но и полиция и инспекция народных школ были против новой школы. Айвазову угрожали, а летом 1904 года его дом подвергся нападению[2]. После этого случая Асан Сабри был вынужден оставить преподавание[3].

К этому времени Айвазов уже был членом подпольного общества «Неджат», основанного в 1898 году в Алупке Хасаном Нури. Конечной целью «Неджат» было создание в Крыму самостоятельной нейтральной республики наподобие Швейцарии под покровительством европейских великих держав. Председателем был сам Хасан Нури, секретарём — Айвазов. После смерти Хасана Нури (1903) Айвазов возглавил «Неджат» и руководил им до конца 1906 — начала 1907 гг., когда общество было разгромлено полицией. Органом «Неджат» была газета «Ватан Хадими» (Слуга Отечества), выходившая четыре раза в неделю в г. Карасубазаре. Изданием газеты руководили Айвазов и молодой крымскотатарский политик Абдурешид Медиев (оба состояли в партии социалистов-революционеров). Под влиянием «Ватан Хадими» в городах и больших сёлах Крыма открывались школы (рушдие), в которых преподавали в основном получившие образование в Турции татары или приглашённые из Стамбула турецкие педагоги[2].

После наступления реакции (1907) газета «Ватан Хадими» и многие рушдие были закрыты, часть учителей была отстранена от работы, часть была выслана за пределы Таврической губернии. Среди высланных в конце 1907 года был и Айвазов[2], которого обвинили в агитации среди солдат против царизма. В начале 1908 года он уехал в Египет, где лечился от астмы. В 1909 году вернулся в Москву, давал частные уроки и посещал лекции в Лазаревском институте восточных языков. По словам Айвазова, в этот период он «три раза был арестован, а в 1911 году уехал в Швейцарию, где случайно познакомился в Базеле с товарищем Лениным. Вернулся через Константинополь в Россию и жил в Москве»[2].

Во время своих поездок в Турцию Айвазов общается с видными деятелями пантюркистского движения: Юсуфом Акчуриным, Мехметом Эмином, Али-Беком Гусейн-Заде, Абдуллой Субхи. В Турции вместе с ними он участвует в создании организации «Турк Дернеги», которая впоследствии значительно выросла и под названием «Турк Оджагы» стала одним из крупных филиалов партии «Иттихат ве Тераки»[3].

К концу 1913 года после празднования трёхсотлетия дома Романовых Айвазов попал под амнистию, в связи с чем ему разрешили вернуться в Крым и поселиться в Бахчисарае, где он жил до Февральской революции 1917 года, занимаясь редактированием газеты «Терджиман»

После Февральской революции Айвазов был избран членом Временного мусульманского революционного комитета и направлен в Петроград для работы в Мусульманском бюро по подготовке созыва Всероссийского мусульманского съезда. За время его отсутствия в Крыму прошёл Всекрымский мусульманский съезд, который 25 марта 1917 года избрал Крымский мусульманский центральный исполнительный комитет (Айвазов был заочно избран в его состав). Вернувшись в конце апреля в Крым, Айвазов, по его словам, «остался в тени» новых лидеров — Челеби Челебиева и Джафера Сейдамета[2].

Айвазову было поручено организовать в Симферополе типографию и создать газету. Когда типография была готова, комитет утвердил его кандидатуру в качестве редактора, а газете дал название «Миллет» («Нация»). Главным редактором «Миллет» был Джафер Сейдамет. 10-15 мая 1917 года Айвазов был одним из крымских делегатов на Всероссийском мусульманском съезде в Москве, который, по его выражению, стал «отцом всех тюрко-татарских националистических организаций или партий России». По возвращении из Москвы Джафер Сейдамет и Челеби Челебиев приступили к организации националистической партии «Милли-Фирка», программа которой была принята на съезд в начале ноября 1917 года

Айвазов дважды избирался председателем Курултая (январь и май 1918 года), посол Крымского краевого правительства в Турции.

После установления в Крыму Советской власти, Айвазов работал в отделе переводов ЦИК, с 1922 г. в должности старшего ассистента в Крымском университете, в педагогическом институте преподает арабский и турецкий языки. Сторонник перевода родного языка на латиницу.

В 1926—1927 годах опубликовал много статей по языкознанию в газете «Енъи дунья», журналах «Илери» и «Окъув ишлери». Некоторое время редактировал детский журнал на латинице «Козь-айдын».

В 1930 году Айвазов был арестован, однако через два месяца освобождён. Вместо судебной скамьи его направляют на лечение в Кисловодск. Из более поздних документов становится ясным, что произошло в следственных кабинетах крымского ГПУ.

Являясь активнейшим участником национального движения, по мнению сотрудников контрразведки, Айвазов мог стать ценным источником информации о настроениях крымскотатарской интеллигенции. После заключения, находясь в тяжелейших условиях, Айвазов даёт согласие на сотрудничество с органами ОГПУ.

В 1959 году на дополнительном следствии в г. Симферополе супруга Асана Айвазова — Ольга Васильевна вспоминала:

...через некоторое время после ареста мужа к ней стали являться сотрудники контрразведки, в том числе следователь Кемалов, и приносить продукты: какао, масло, печенье...

Через семь лет 5 апреля 1937 года вновь арестован. 27 декабря 1937 года, находясь вновь в заключении, Асан Айвазов заявил следователю, что состоял секретным агентом органов НКВД с 1930 года. Согласно протоколу допроса, Айвазов сознался, что «действительно состоя агентом НКВД, я занимался двурушничеством […], скрывал известные мне данные об антисоветской деятельности других»

Расстрелян 17 апреля 1938 году. 21 января 1960 года определением военной коллегии Верховного суда СССР признан невиновным.

 

2. Асан Сабри Айвазов - литературный критик и публицист (1878-1938)

Крымскотатар. писатель, общ. деятель, лингвист и литературовед. Род. в г. Алупка. Ок. медресе, пед. ин-т в Стамбуле (1892-96). В 1908 совершил поездку с образовательными целями в Каир. По возвращении учитель в Алупке, с 1913 в Бахчисарае. Преп. некоторое время в ЛИВЯ. С 1900-х известен как писатель и публицист. Выступал как ред. ряда г. ("Терджиман" с 1914; "Миллет" - 1917-18). По полит. убеждениям был близок к ПСР. Дважды избирался предс. Курултая (янв., май 1918), посол Крым. краевого прав-ва в Турции. Один из организаторов и рук. крымскотатар. нац. партии "Милли-Фирка". В сов. время работал в отделе переводов ЦИК, с 1922 преп. араб. и тур. яз. КрымГУ/КПИ. В 1926 участник 1-го Всесоюз. тюркологич. съезда в Баку. Участник 1-й (1927) и 2-й (1929) крым. языковых конференций. Участник движения за латинизацию крымскотатар. письменности. Уволен из КПИ в 1932 (или 1934). Тщетно пытался выехать в Турцию, бежать в Польшу. Арестован 5 апр. 1937. Расстрелян 5 апр. 1938 в Симферополе. До сих пор не реабилитирован.

Соч.: Новый путь: О латинском алфавите. Симферополь, 1927 (на татар. яз.); Октябрьская революция и татарская интеллигенция // Илери. 1927. № 10. С. 51-57 (на татар. яз.); К правильному литературному языку! // Керим. 1997. C. 115-118 (на татар. яз.); К современной культурной письменности! // Там же. С. 119-134 (на татар. яз.).

Вот одна из публикаций Асана Сабри Айвазова в газете «Миллет», издававшейся в Симферополе (Акмесджиде) в 1917-1919 гг. Путь, по которому идем 1917г.

 

Сегодня в газете «Миллет», которую нам посчастливилось создать в политическом центре Крымского полуострова Акмесджиде, опубликованы слова уважаемого поэта Фикрета (из произведения «Миллет шаркысы» турецкого поэта Тевфика Фикрета «Путь нации — это путь истины, путь, по которому идем!..»

Как становится ясно из провозглашенного от имени нашего знамени (газеты) лозунга, стремления и цели, которые «Миллет» поставил перед собой, — служить народу, его интересам. Поэтому «Миллет» прежде всего нацелен на то, чтобы вскрывать в крымскотатарском обществе политические, общественные, экономические, научные, литературные недуги, искать возможности и пути их преодоления, делать все, что в его силах, для того, чтобы наш народ не остался позади и ниже других народов.

«Миллет», борясь за права, за совесть, за защиту нашего народа, где бы то ни было, неотступно, будет называть правду — правдой, кривду — кривдой, выступать против несправедливостей, чинимых народу, от кого бы они не исходили.

Миллетовцы ни на шаг не отступят от своего пути, правого пути народа, провозглашенного газетой «Миллет», будут противостоять любым невзгодам, трудностям, преградам с открытым лицом, благими намерениями, чистой совестью, своими правыми делами давать ответ всем притязаниям и поползновениям.

Чтобы достичь своих целей, если будет в этом необходимость, под лозунгом «Смерть или свобода», на пути правды, на пути народа, смерть свою примут достойно, сочтя за честь.

Составленный из избранных 25 марта (1917 г. прим. пер.) из числа молодых крымских татар, Мусульманский Исполнительный Комитет, готовый служить народу верой и правдой, отбросив личные интересы, поклявшийся умереть за счастье своего народа, взявший на себя и готовый честно исполнить тяжелую и ответственную задачу, с целью максимального информирования народа, представил народу газету «Миллет», которая будет насколько возможно полно освещать положение, прошлое, будущее народа, предстоящие мероприятия Государственного съезда Курултая, проводимые нами политические мнения, мысли, течения.

Как Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет в политической жизни прежде всего считает своим долгом обеспечить благополучие крымскотатарского народа, защитить права мусульман и для этого рука об руку действовать со сторонниками свободы в России, так и его печатный орган газета «Миллет» прежде всего будет сотрудничать со сторонниками свободы за обеспечение счастливого будущего, за свободу, за возрождение национальных устремлений татар России, возвышать свой голос совести против былых и будущих несправедливостей и насилия по отношению ко всем мусульманам.

Как Мусульманский Исполнительный Комитет, в целях осуществления своих целей, подает руку помощи свободной от религиозного фанатизма истинной вере, свободным от мечтаний и фантазий настоящим политическим партиям, так и газета «Миллет» на своих страницах будет пропагандировать каноны подлинной веры, подлинные политические устремления.

Как крымская молодежь до сегодняшнего дня в политической и общественной жизни целеустремленно занимается политическими и общественными делами, точно так сегодня на страницах ее печатного органа — газеты «Миллет» не будет места личным интересам, будет только лишь порождающая правду дискуссия и борьба мыслей.

Одна из целей газеты «Миллет», являющейся для крымской молодежи разъяснителем, — когда каждая пядь крымской земли смешана с кровью наших предков, когда у каждого камня — могилы наших прадедов, дедов, отцов — страдающим по причине безземелья, на протяжении многих лет в горестях, нищете, нужде крымским татарам — дать возможность получить землю, и на этой земле быть не как сегодня — слабым, бедным, увядающим, погибающим народом, а народом, нацеленным на воспитание здорового, светлого, крепкого поколения.

Кроме этого, с целью познакомить народ, у которого оборваны связи с его славной, яркой историей, с его прошлым, и восстановить эти связи, в газете будут публиковаться документы по истории Крыма, литературное национальное наследие.

Одним словом, крымскотатарская народная газета «Миллет» не отступит от своих идей и предпримет все, что надо предпринять, чтобы сделать народ народом в полном смысле этого слова. «Миллет» будет прилагать все усилия для того, чтобы народ шел по пути развития и роста по всем направлениям, завоевывал уважение со стороны других народов.

В осуществлении и достижении всех поставленных целей опорой и силой для миллетовцев является народ.

В этой ситуации мы не сомневаемся, что созданный в одном из политических центров Крыма среди политических течений и революционных волнений, встреченный народом с воодушевлением «Миллет» будет воспринят с большим желанием.

Поскольку и «Миллет», и миллетовцы — для народа и от народа.

Да здравствует наш народ, благодаря которому будет жить «Миллет»!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.