Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фрагмент урока по русскому языку в 3-м классе по теме: Одушевлённые и неодушевлённые существительные (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)



Фрагмент урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые существительные" (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)

Цель:создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие интереса к учению;
  • освоения понятия “Одушевлённые и неодушевлённые существительные”;
  • выработку навыков культурного общения.

ХОД УРОКА

Учитель: Объектом нашего исследования будет имя существительное. Мы знаем, что у каждого слова есть лексическое значение и грамматическое. Лексическое значение – это что слово называет (неживой предмет или живое существо) и об этом нам рассказывает основа слова. Носителем грамматического значения является окончание. Назовите грамматические значения имени существительного.

Дети:Это значение падежа, числа, рода (постоянное), одушевлённости, неодушевлённости.

Учитель: Мы сегодня поговорим об одушевлённости и неодушевлённости существительных. Попробуйте разобраться со словом стол. Сначала разберитесь с лексическим значением этого слова, а потом – с грамматическим.

Дети: Стол по лексическому значению – это неживой предмет. По грамматическому значению – неодушевлённое существительное, так как отвечает на вопрос что это?.

Учитель: Сравните лексическое значение этого слова с грамматическим.

Дети:Неживой предмет, неодуш. существительно, т. е. лексическое значение совпадает с грамматическим.

Аналогичная работа проводится со словами конь, паук,сын, лес, пень.

Учитель: Вы замечательно справились с этим заданием. Как же вы определяли грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительного?

Дети:По вопросам: одушевлённое – кто? неодушевлённое – что?

Учитель: Попробуйте разобраться со “страшным” словом мертвец.

Работу лучше проводить в группах .

Дети:Лексическое значение определить легко – это неживой предмет. А по грамматическому – непонятно: кто? или что?

Учитель: Давайте проверим, какие существительные по грамматическому значению мы отнесли к одушевленным, а какие к неодушевленным, а также грамматическое значение нашего слова мертвец.

Дети:одушевлённое – ед. ч., м. р., и. п.
неодушевлённое – ед. ч., м. р., и. п. или в. п.
мертвец – ед. ч., м. р., и. п.
Всё одинаково. Признаки различия выделить нельзя.

Учитель: Согласны искать дальше признаки, по которым можно определить грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительных? Мы знаем, что у каждого слова есть ещё много его изменений. Как может изменяться имя существительное?

Дети:По числам, по падежам.

Учитель: Будем проверять?

Дети:Изменяем по числам:

кон[и] паук[и] сын[ы] стол[ы] пн[и] лес[а] мертвец[ы]

Везде фонема [и], есть [а]. Единого признака не видим.

Изменяем по падежам:

И.п. Р. п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. паук пау[ка] пауку пау[ка] пауком о пауке стол[ ] стола столу стол[ ] столом о столе

Учитель: Сравните окончания существительных в каждом столбике.

Дети:Мы заметили, что у одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного.

Учитель: Вот вы и нашли признак по которому можно определить грамматическое значение одушевленности или неодушевленности существительных. Пользуясь открытым вами способом, определите грамматическое значение одушевленности или неодушевленности слова мертвец.

Дети:

и.п. – мертвец;
р. п. – мертве[ца];
в. п. – мертве[ца].

Совпадают окончания родительного и винительного падежа, следовательно, это – одушевлённое существительное.

Учитель: Сравните лексическое значение этого слова и грамматическое.

Дети:По лексическому значению – это неживой предмет, а по грамматическому – одушевлённое существительное.

Учитель: Как видите, лексическое значение не всегда совпадает с грамматическим.

Для работы в группах можно предложить слово народ.

– Если вам понравилась работа, попробуйте в группах разобраться со словом матрёшка.

Дети выйдут на то, что открытый ими способ не срабатывает.

– Вспомните, как мы с вами изменяли слово. А есть ли ещё у слова какие-нибудь изменения?

Дети:Да. Во множественном числе тоже можно изменять по падежам.

Дети выполняют работу, находят совпадающие окончания.

и.п. – матрёшки;
р.п. – матрёш[ек];
в.п. – матрёш[ек].

Следовательно, это по грамматическому значению – одушевлённое существительное, а по лексическому – неживой предмет.

Учитель: Как видим, лексическое значение опять не совпадает с грамматическим. Давайте попробуем записать наш способ так, чтобы он был понятен и для нашего робота Сам Самыча.

Выслушать все предложения детей и выбрать самый удобный.

  • одушевлённые существительные: окончания в.п. совпадают с окончаниями родительного падежа (в обоих числах или хотя бы только во множественном числе).
  • неодушевлённые существительные: окончания винительного падежа совпадают с окончаниями именительного падежа (хотя бы в одном из чисел).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.