|
||||||||
Фрагмент урока по русскому языку в 3-м классе по теме: Одушевлённые и неодушевлённые существительные (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Фрагмент урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые существительные" (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) Цель:создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на
ХОД УРОКА Учитель: Объектом нашего исследования будет имя существительное. Мы знаем, что у каждого слова есть лексическое значение и грамматическое. Лексическое значение – это что слово называет (неживой предмет или живое существо) и об этом нам рассказывает основа слова. Носителем грамматического значения является окончание. Назовите грамматические значения имени существительного. Дети:Это значение падежа, числа, рода (постоянное), одушевлённости, неодушевлённости. Учитель: Мы сегодня поговорим об одушевлённости и неодушевлённости существительных. Попробуйте разобраться со словом стол. Сначала разберитесь с лексическим значением этого слова, а потом – с грамматическим. Дети: Стол по лексическому значению – это неживой предмет. По грамматическому значению – неодушевлённое существительное, так как отвечает на вопрос что это?. Учитель: Сравните лексическое значение этого слова с грамматическим. Дети:Неживой предмет, неодуш. существительно, т. е. лексическое значение совпадает с грамматическим. Аналогичная работа проводится со словами конь, паук,сын, лес, пень. Учитель: Вы замечательно справились с этим заданием. Как же вы определяли грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительного? Дети:По вопросам: одушевлённое – кто? неодушевлённое – что? Учитель: Попробуйте разобраться со “страшным” словом мертвец. Работу лучше проводить в группах . Дети:Лексическое значение определить легко – это неживой предмет. А по грамматическому – непонятно: кто? или что? Учитель: Давайте проверим, какие существительные по грамматическому значению мы отнесли к одушевленным, а какие к неодушевленным, а также грамматическое значение нашего слова мертвец. Дети:одушевлённое – ед. ч., м. р., и. п. Учитель: Согласны искать дальше признаки, по которым можно определить грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительных? Мы знаем, что у каждого слова есть ещё много его изменений. Как может изменяться имя существительное? Дети:По числам, по падежам. Учитель: Будем проверять? Дети:Изменяем по числам:
Везде фонема [и], есть [а]. Единого признака не видим. Изменяем по падежам:
Учитель: Сравните окончания существительных в каждом столбике. Дети:Мы заметили, что у одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного. Учитель: Вот вы и нашли признак по которому можно определить грамматическое значение одушевленности или неодушевленности существительных. Пользуясь открытым вами способом, определите грамматическое значение одушевленности или неодушевленности слова мертвец. Дети: и.п. – мертвец; Совпадают окончания родительного и винительного падежа, следовательно, это – одушевлённое существительное. Учитель: Сравните лексическое значение этого слова и грамматическое. Дети:По лексическому значению – это неживой предмет, а по грамматическому – одушевлённое существительное. Учитель: Как видите, лексическое значение не всегда совпадает с грамматическим. Для работы в группах можно предложить слово народ. – Если вам понравилась работа, попробуйте в группах разобраться со словом матрёшка. Дети выйдут на то, что открытый ими способ не срабатывает. – Вспомните, как мы с вами изменяли слово. А есть ли ещё у слова какие-нибудь изменения? Дети:Да. Во множественном числе тоже можно изменять по падежам. Дети выполняют работу, находят совпадающие окончания. и.п. – матрёшки; Следовательно, это по грамматическому значению – одушевлённое существительное, а по лексическому – неживой предмет. Учитель: Как видим, лексическое значение опять не совпадает с грамматическим. Давайте попробуем записать наш способ так, чтобы он был понятен и для нашего робота Сам Самыча. Выслушать все предложения детей и выбрать самый удобный.
|
||||||||
|