Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И.Т.Огородников, Ю.К. Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.)



 

1вопрос

Системно- деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.

Системно-деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена.

Задача педагога - превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности, построив образовательный процесс как цепь разнообразных видов деятельности, которая должна носить творческий, самостоятельный, общественно полезный характер и быть построена как последовательность событий, способствующих решению личностно значимых проблем школьников, ставящих их условия, когда объективно актуализируется акмеологическое развитие

Системно-деятельностный подход обеспечивает деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности, при этом результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики. Принципиальным отличием является то, что описывается деятельность не учителя, а учащихся.

Учебно-воспитательный процесс организуется не как формализированная передача ученику знаний, умений, навыков, социальных норм, а как поиск и открытие своего мира ценностей, знаний, умений, стимулирующих развитие, становление самой познающей личности. При этом создаются ситуации, когда учащемуся самому нужно извлечь знания из окружающего мира, самому найти свой собственный путь и через это открыть мир и найти свое место в нем. Школьник действует сам в ситуации поиска и получал знания, непосредственно связанные с проблемами реальной жизни, из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.

. Учителя привлекают школьников к планированию, построению занятий, предоставляют возможность самим находить пути решения возникающих проблем и задач, выбирают такие формы коллективной и индивидуальной работы, при реализации которых сами выступают в роли советчика, старшего товарища.

Системно-деятельностный подход предполагает не только обеспечение субъектной позиции школьника в образовательном процессе, но и формирование компетентности к обновлению компетентности, т.е. не дать объём знаний, а научить учиться - дать представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах (индивидуальной или совместной) ее организации и научить учащихся применять их на практике.

Относясь к ученику как субъекту деятельности, интегральной индивидуальности, сложному синтезу индивидных, личностных свойств, педагог глубоко изучает личность ребенка, определяет направленность развития жизненных стремлений, ценностей, на основе которых он развивается и учитывает индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.

На основании знания личностных потенциалов каждого из своих ребят, пределов их возможностей педагог ведет их по максимуму их возможностей, по верхнему барьеру компетентности (“зона личностного развития”), не позволяя брать на себя невыполнимых обязательств, заданий, с которыми они не могут справиться.

На основе педагогической диагностики, с учетом реальных возможностей, особенностей, интересов реальных детей отбираются оптимальные для конкретного класса, учащегося, пути, методы, приемы обучения и воспитания, т.е. обеспечивается разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системно-деятельностный подход предполагает переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества (совместная работа обучающихся, учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем) в достижении целей обучения, что предполагает формирование образовательной среды, вкоторой исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, которое создает осо­бый образ жизни, мир гуманности, взаимного уважения и до­верия.

Одной из продуктивных технологий, обеспечивающих сотрудничество, является вовлечение учащихся в групповую деятельность, в которой дети приобретают энергетический заряд и эмоциональ­ный накал, их психические состояния, настроения, переживания приобретают яркую эмоциональную окрашенность, что способствует психическому заражению и заряжению, подражанию, направленному на воспроизведение определенных внешних черт поведения, манер, действий поступков. В процессе группо­вой деятельности проявляется сотрудничество (взаимное содей­ствие) и соревнование (соперничеств).

Системно-деятельностный подход предъявляет требования к отбору и работе с учебным материалом. Приоритет отдается учебному материалу, имеющему общекультурное значение. При этом работа с ним нацеливается педагогами на познание учащимися социокультурных ценностей, ценностей духовно-нравственных возможностей человека и выработку к ним личностного отношения на основе своих потребностей, склонностей и возможностей, формирование обобщенного, целостного представления о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

Системно-деятельностный подход предусматривает деятельностный метод, который вбирает в себя продуктивные технологии:

- технология проблемного обучения;

- технология исследовательской деятельности;

- технология проектной деятельности;

- технология групповой работы;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии

- игровые технологии

- эвристические технологии

- диалоговые технологии и т.д.

-технология уровневой дифференциации. В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнёр, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.).

-проблемно-диалогическое обучение или проблемный диалог – это универсальная технология, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний учениками.

-учебно-исследовательская деятельность учащихся – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

-технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

2 вопрос

(И.Т.Огородников, Ю.К. Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.)

Метод в переводе с греческого языка означает «способ», «путь». В философии метод рассматривается как способ достижения целей, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом обучения понимается «способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта» (И. Я. Лернер).

В составе методов выявляются приемы.

Прием – это элемент действия, его структурная часть, разовое действие определенный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательных задач (В. А. Сластенин).

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система.

Одна из первых классификаций методов обучения была предложена

Е. В. Перовским и Е. Я. Голант. Эта классификация отражает в основном виды деятельности учителя. Кроме того, она была ориентирована на «золотое правило» дидактики.

В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены три группы методов:

- словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой);

- наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов, гербариев и т.д. в последние десятилетия видео в сочетании с новейшими компьютерными системами);

- практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторная работа, наблюдения, выполнение измерений на местности и др.).

Достаточно широкое распространение получила классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный. Это наиболее экономичный метод, дающий возможность учителю передавать школьникам накопленный человечеством обобщенный и систематизированный опыт. С помощью этого метода актуализируется восприятие, память, формируется эмпирическое мышление.

Репродуктивный метод. Он ориентирован на запоминание, воспроизведение и повторение способа деятельности по конкретному заданию учителя.

Задача учителя разработать эффективную систему упражнений, программированные материалы, составить определенный алгоритм, т.е. правила и порядок выполнения действий. При этом обеспечить обратную связь о выполненных заданиях, самоконтроль.

Проблемное изложение. Сущность состоит в постановке проблемы учителем, определения путей, этапы ее разрешения. Ученик не только воспринимает определенные знания, но и усваивает способ и логику решения поставленной проблемы.

Частично-поисковый метод. Этот метод позволяет учителю включить школьников в поиск решения поставленной проблемы.

Для этого учителю необходимо конструировать задание с учетом знаний, возможностей, чтобы в полной мере обеспечить им самостоятельный поиск.

Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Классификация методов обучения по дидактическим целям (дидактическим задачам) (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников и др.):

Дидактические задачи Методы обучения
1. Сообщение и разъяснение знаний с целью их восприятия и запоминания устное изложение; показ; самостоятельная работа
2. Закрепление полученных знаний обсуждение изученного; самостоятельная работа
3. Закрепление навыков и умений показ; упражнения (игра, самостоятельная работа)
4. Применение знаний, навыков и умений на практике метод практических работ; самостоятельная работа

Классификация методов обучения, предложенная М. И. Махмутовым, исходит из различения понятий «преподавание» и «учение», а, следовательно, и понятий «метод преподавания» и «метод учения», которые в совокупности составляют «бинарные методы обучения».

Метод преподавания Метод учения
1. Информационно-сообщающий (сообщение знаний) исполнительский метод учения (заучивание)
2. Объяснительный метод (раскрытие сущности явления) репродуктивный метод учения (осознанное усвоение знаний)
3. Объяснительно-побуждающий метод преподавания (частичное объяснение учебного материала, частично-проблемно-познавательная задача для школьников) частично-поисковый метод учения (сочетание восприятия объяснений учителя с его поисковой деятельностью)
4. Побуждающий метод преподавания (постановка проблемных вопросов и задач перед школьниками) поисковый метод учения (самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы)

Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю. К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности,

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

3 вопрос

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.