Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСТОРИЧЕСКОГО. МАТЕРИАЛИЗМА. лК ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. МОсКВД 1928 ЛЕНИНГРАД



 

г



ИСТОРИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛИЗМА


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

■'•■•■•.’ДЯаг ;   ’•


 



Н. БУХАРИН


ТЕОРИЯ

ИСТОРИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛИЗМА


ПОПУЛЯРНЫЙ УЧЕБНИК
МАРКСИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Издание пятое

(стереотипное)

с приложением статьи:

лК ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА"


ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОсКВД                      1928                ЛЕНИНГРАД



ОТПЕЧАТАНО

В 1-й ОБРАЗЦОВОЙ
ТИПОГРАФИИ ГИЗА.
Москва, Пятницкая, 71.
Главл. А-3482. С.ЗЭ. Гиз 25245.

Тираж 15.000 экз.
Зак. № 349.



ПАМЯТИ ТОВАРИЩА

Николая Николаевича

ЯКОВЛЕВА

(отдал всю свою жизнь рабочему классу, расстрелян адмиралом Колчаком)



ПРЕДИСЛОВИЕ К I ИЗДАНИЮ.


Настоящая книга написана по тому же типу, что и „Азбука коммунизма". Само собою понятно, что она должна прохо­диться после „Азбуки": самый предмет здесь значительно труднее, а в связи с этим—как популярно ни старался автор писать—труднее и изложение этого предмета. Тем не менее, книжка написана прежде всего для рабочих, ищущих мар­ксистского знания.

Автор выбрал тему об историческом материализме потому, что эта „основа основ" марксистской теории не имеет систе­матического изложения. Единственная попытка—книжка Г. Гор- тера—страдает крайним упрощенством и совсем не затраги­вает ряда сложных проблем, на которые. неизбежно натыкается мысль. А лучшие работы, соприкасающиеся с теорией истори­ческого материализма, рассеяны по журналам, или изложены конспективно и трудны для понимания („Основные вопросы марксизма" Плеханова), или устарели по форме и потому не­понятны для теперешнего читателя (напр., „К вопросу о раз­витии монистического взгляда на историю"), или касаются только одной стороны вопроса (чисто философской), или пред­ставляют собой отдельные статьи в сборниках, которых нельзя достать.

С другой стороны, потребность в систематическом изложе­нии теории исторического материализма огромна. В текущей фазе революции стали в порядок дня многие проблемы, кото­рые, за остротой момента, не стояли раньше; сюда относится не малая часть вопросов так называемого „общего мировоз­зрения". Для многих эти вопросы стали впервые, ибо не за­




будем, что средний член нашей партии не принадлежит уже к тому поколению, представители которого имели возможность „грызть книгу": это—товарищи, сознательно-партийная жизнь которых поглощалась целиком потребностями узкой практиче­ской работы, которая, по причинам вполне понятным, была превыше всего.

В некоторых, довольно существенных, пунктах автор отсту­пает от обычной трактовки предмета, в других он считает возможным не ограничиваться уже известными положениями, а развивать их дальше. Было бы странно, если бы марксистская теория вечно топталась на месте. Но всюду и везде автор продолжает традиции наиболее ортодоксального,, материали­стического и революционного понимания Маркса.

Книга родилась из дискуссий на семинарии, который автор вел вместе с Ю. П. Денике. На эти дискуссии собирались то­варищи, кончившие лекторскую группу Свердловского универ­ситета, ставшие потом научными сотрудниками его—новый тип людей, которые занимаются философией и дежурят по ночам с винтовкой в руках, обсуждают наиболее абстрактные во­просы и через час пилят дрова, сидят в библиотеках и про­водят долгие часы на фабриках. Эти товарищи, строго говоря, являются тоже авторами настоящей книги. Этим своим бли­жайшим друзьям, а равно и Ю. П. Денике, я выражаю сер­дечную благодарность.

Москва, сентябрь 1921 г.


б



ВВЕДЕНИЕ.

Практическое значение общественных наук.

§ 1. Потребности борьбы рабочего класса и общественные науки. § 2. Бур­жуазия и общественные науки. § 3. Классовый характер общественных наук. § 4. Почему пролетарская наука выше буржуазной? § 5. Различные обще­ственные науки и социология. § 6. Теория исторического материализма, как марксистская социология.

§ 1. Потребности борьбы рабочего класса и обществен­ные науки. Буржуазные ученые, когда начинают говорить о какой-нибудь науке, говорят о ней таинственным топотом, точно это есть вещь, рожденная не на земле, а на небесах. На самом же деле всякая наука, какую ни возьми, вырастает из потребностей общества или его классов. Никто не подсчи­тывает числа мух на окне или воробьев на улице, а рогатый скот, скажем, считают. Первое не нужно никому, а второе знать полезно. Но не только полезно иметь знание о природе, из составных частей которой мы получаем всяческие материалы, инструменты, сырье и т. д. Точно так же практически необхо­димы и сведения об обществе. Рабочий класс на , каждом шагу своей борьбы наталкивается на необходимость таких сведений. Чтобы правильно вести борьбу с другими классами, ему нужно предвидеть, как эти классы себя поведут. А чтобы пред­видеть это, нужно знать, от чего зависит поведение различ­ных классов при различных условиях. До завоевания власти рабочим классом ему приходится жить под гнетом капитала и в своей борьбе за освобождение постоянно считаться с тем, как будут вести себя те или иные классы. Для этого же нужно знать, отчего зависит и чем определяется поведение классов.




А на этот вопрос может ответить только общественная наука. После завоевания власти рабочему классу приходится бороться с капиталистическими государствами других стран, с остатками домашней контр-революции; но ему приходится тогда решать и величайшей трудности задачи по организации производства и распределения. Каков должен быть хозяйственный план, как нужно использовать интеллигенцию, как воспитать к комму­низму крестьянство и мелкую буржуазию, как подготовлять опытных администраторов из рабочих, как подойти к широким, часто еще очень несознательным слоям своего собственного класса, и так далее, и тому подобное,—все эти вопросы для правильного своего разрешения требуют знаний об обще­стве, его классах, их особенностях, их пйведёйий в том или другом случае; они требуют знаний и об общественном хозяй­стве, и об общественном мышлении разных групп общества. Они, словом, требуют общественной науки. Практическая за­дача переустройства общества может быть правильно решена при научной политике рабочего класса, то-есть при поли­тике, опирающейся на научную теорию, которую пролета­рий имеет в виде теории, обоснованной Марксом.

§ 2. Буржуазия и общественные науки. И буржуазия со­здавала свои общественные науки, исходя из потребностей своей практики.

Поскольку она является господствующим классом, ей приходится решать массу вопросов: как поддерживать капита­листический порядок вещей, как обеспечить так называемое „нормальное развитие" капиталистического общества, то-есть правильное получение прибылей, как организовать для -этой цели свои хозяйственные учреждения, как вести политику по отношению к другим странам, как обеспечить свое господство над рабочим классом, как устранять разногласия в своей соб­ственной среде, как подготовлять кадры своих чиновников, попов, полицейских, ученых; как постазить дело преподавания, чтобы рабочий класс не был дикарем, который бы портил ма­шины, но в то же время был послушен сзоим угнетателям й т. д.

Поэтому буржуазии нужны общественные науки: ей они по­могают разобраться в сложной общественной жизни и взять правильный курс, чтобы решить практические жизненные за­дачи. Интересно, например, что первыми буржуазными эконо­




мистами (учеными, изучавшими хозяйство) были крупные прак­тики-купцы и государственные деятели, а величайший теоретик буржуазии, Рикардо, был очень ловким банкиром.

§ 3. Классовый характер общественных наук. Буржуазные ученые всегда утверждают, что они являются представителями так называемой „чистой' науки“, что все земные страсти, борьба интересов, житейские треволнения, погоня за барышом и про­чие земные и низменные вещи не имеют к их науке никакого отношения. Они представляют себе дело так, что ученый — это бог, восседающий на высокой горе и бесстрастно наблю­дающий общественную жизнь во всем ее многообразии; они ду­мают (а еще больше говорят), что грязная „практика" не ока­зывает никакого действия на чистую „теорию". Из предыду­щего мы видим, что это совершенно неверно. Наоборот. Сама паука родится из практики. А раз это так, то совершенно по­нятно, что общественные науки имеют классовый характер. Каждый класс имеет свою практику, свои особые задачи, свои интересы и поэтому свой взгляд на вещи. Буржуазия за­ботится в первую очередь о том, чтобы сохранить, увекове­чить, упрочить, распространить господство капитала. Рабочий Класс заботится в первую очередь о том, чтобы разрушить капиталистический строй и обеспечить господство рабочего класса, чтобы перестроить весь мир. Не мудрено понять, что буржуазная практика требует одного, а пролетарская—другого, что у буржуазии один взгляд на вещи, а у рабочего класса— другой, что общественная наука у буржуазии одна, а у проле­тариата—неизбежно другая.

§ 4. Почему пролетарская наука выше буржуазной? Те­перь перед нами стоит вот какой вопрос. Если общественные науки имеют классовый характер, то почему пролетарская паука выше буржуазной? Ведь и рабочий класс имеет свои интересы, стремления, практикуй и буржуазия—тоже. И тот, и другой класс в равной мере заинтересованные» величины. Дело нисколько не меняется от того, что один класс—добрый, ве­ликодушный, заботится о благе челозечества, а другой—жад­ный, гоняющийся за прибылью и т. д. У одного — одни очки, красные. У другого—другие очки, белые. Почему же красные очки лучше белых? Почему через них лучше можно рассмотреть действительность? Почему через них лучше видно?




На этот вопрос ответить нужно с некоторым подходцем.

Посмотрим на положение буржуазии. Мы видели, что она заинтересована в том, чтобы сохранить капиталистический строй. А между тем известно, что „ничто не вечно под луной". Был рабский строй, был строй помещичий, был и есть капи­талистический, были и другие формы человеческого общества. Раз это так,—а это безусловно так,—то отсюда вытекает сле­дующее: кто хочет по-настоящему понять общественную жизнь, тот должен понять в первую голову, что все изменяется, что одна форма общества идет на смену другой. Представим, на­пример, себе помещика-крепостника, жившего до освобождения крестьян от крепостной зависимости. Он не мог часто даже и вообразить себе, что может существовать такой порядок, когда нельзя будет мужиков продавать или выменивать на борзых щенят. Мог бы такой помещик понять развитие общества по- настоящему? Конечно, нет. Почему? Да потому, что на его глазах были не очки, а шоры. Он не мог видеть дальше своего носа, а потому не мог понимать даже и того, что у него под носом.

Такие же шоры имеет и буржуазия. Она заинтересована в сохранении капитализма и верит в его прочность и в его веч­ность. Поэтому она не в состоянии подглядеть и подметить такие явления и такие черты в развитии капиталистического общества, которые указывают на его непрочность, на его не­избежную гибель (или даже на его возможную гибель), на его превращение в какой-нибудь другой строй жизни. Лучше всего это видно на примере мировой войны и революции. Кто из более или менее крупных буржуазных ученых предвидел последствия мировой потасовки? Никто! Кто из них предска­зывал наступление революции? Никто! Все они занимались тем, что поддерживали свои буржуазные правительства и предска­зывали победу капиталистов своей страны. А ведь такие явле­ния, как всеобщее разорение в силу войны и невиданные ни­когда революции пролетариата, решают судьбы человечества, изменяют все лицо земли. И как раз здесь буржуазная наука ровно ничего не предвидела. А предвидели все это комму­нисты—представители пролетарской науки. Это случилось по­тому, что пролетариат не заинтересован в сохранении старого и поэтому он гораздо более дальнозорок.




Теперь нетрудно понять, почему пролетарская общественная наука выше буржуазной. Она выше нее потому, что глубже* и шире рассматривает явления общественной жизни; потому, что она способна заглядывать дальше и подмечать то, что не в состоянии подмечать общественная наука буржуазии. Отсюда понятно также, что мы, марксисты, имеем полное право счи­тать истинной именно пролетарскую науку и требовать ее об­щего признания

§ 5. Различные общественные науки и социология. Чело­веческое общество очень сложная вещь; очень сложны и раз­нообразны и все общественные явления. Тут есть и хозяй­ственные явления, экономический строй общества, и государ­ственная его организация, и область морали, религии, искус­ства, науки, философии, и область семейных отношений и г. д. Все это переплетается часто в очень причудливых соче­таниях и образует поток общественной жизни. Само собой по­нятно, что для познания этой сложной общественной жизни приходится подходить с разных концов, приходится делить на­уку на ряд наук. Одна изучает хозяйственную жизнь обще­ства (экономическая наука) или даже специально общие законы капиталистического хозяйства (политическая экономия); дру­гая изучает право и государство и сама дробится на спе­циальности; третья изучает, скажем, мораль и т. д.

В каждой из этих областей науки, в свою очередь, распа­даются на два класса: один класс наук исследует, что было в такое-то время в таком-то месте, — это исторические науки. Например, из области права: можно прослеживать и подробно описывать, как возникало право и государство и как менялись его формы. Это будет история права. А можно исследовать и разрешать общие вопросы: что такое право, при каких условиях оно возникает, при каких исчезает, от чего зависят его формы и т. д. Это будет теория права. Такие науки будут теоретическими

Есть среди общественных наук две важные науки, которые рассматривают не отдельную область общественной жизни, а всю общественную жизнь во всей ее сложности; другими сло­вами, они берут не один какой-нибудь ряд явлений (или хо­зяйственные, или правовые, или религиозные и т. д.), а ис­следуют всю жизнь общества целиком, берут все ряды обще­




ственных явлений. Такими науками являются история, с одной стороны, социологи я-—с другой. После того, что мы сказали выше, нетрудно видеть разницу между ними. Исто­рия прослеживает и описывает, как протекал поток обще­ственной жизни в такое-то время в таком-то месте (например, как развивались и хозяйство, и право, и мораль, и наука, и це­лый ряд других вещей в России, начиная с 1700 по 1800 гг.; или в Китае с 2000 до Р. X. по 1000 после Р. X.; или в Германии после франко-прусской войны 1871 г., или за какую-нибудь другую эпоху в какой-нибудь другой стране, или же ряде стран). Социо­логия же ставит общие вопросы: что такое общество? от чего зависит его развитие или его гибель? в каком отношении друг к другу находятся различные ряды общественных явлений (хозяй­ство, право, наука и т. д.)? чем объясняется их развитие? каковы исторические формы общества? чем объясняется их смена? и т. д. и т. д. Социология есть наиболее общая (абстрактная) из общественных наук. Часто ее преподносят под другими на­званиями: „философия истории", „теория исторического про­цесса" и проч.

Из этого видно, в каком отношении друг к Другу стоят история и социология. Так как социология выясняет общие законы человеческого развития, то она служит методом для истории. Если, напр., социология устанавливает общее поло­жение, что формы государства зависит от форм хозяйства, то историк должен в любой эпохе искать и находить именно эту связь и показывать, как она конкретно (т.-е. в данном случае) выражается. История дает материал для социологических выводов и обобщений, потому что эти выводы высасываются не из пальца, а из действительных исторических фактов. Социо­логия в свою очередь указывает определенную точку зрения, способ исследования или, как говорят, метод для истории.

§ 6. Теория исторического материализма, как марксист­ская социология. У рабочего класса есть своя, пролетарская со­циология, известная под именем исторического материа­лизма. В основном эта теория выработана Марксом и Энгельсом. Иначе она называется материалистическим мето­дом в истории, или просто „экономическим материализмом". Эта гениальнейшая теория является самым острым орудием человеческой мысли и познания. При ее помощи пролетариат




разбирается в самых запутанных вопросах общественной жизни и классовой борьбы. При ее помощи коммунисты правильно предсказали и войну, и революцию, и диктатуру пролетариата, и поведение разнообразных партий, групп, классов в великом перевороте, который переживает человечество. Ее изложению и развитию будет посвящена вся наша книга.

Некоторые товарищи считают, что теория исторического материа­лизма ни в коем случае не может рассматриваться как марксистская социология, и что она не может быть изложена систематически. Эти товарищи думают, что она есть лишь живой метод исторического познания, что ее истины доказуемы лишь постольку, поскольку мы го­ворим о конкретных и исторических событиях. К этому присоединяется еще тот аргумент, что самое понятие социологии весьма неопределен­но, и под „социологией** понимают то науку о первобытной культуре и происхождении основных форм человеческого общежития (напр., семьи), то в высшей степени расплывчатые рассуждения о разного ро­да общественных явлениях „вообще**, то некритическое уподобление общества ооганизму (органическая, биологическая школа в социоло­гии) и т. д.

Эти аргументы не верны. Во-первых, из путаницы, царящей в бур­жуазном лагере, не следует создавать путаницы у себя. Где место тео­рии исторического материализма? Это не есть политическая экономия. Это не есть история. Это есть общее учение об обществен законах его развития, т.-е. социология. Во-вторых, то обстоя­тельство, что она (теория исторического материализма) есть метод для истории, ни в коей мере не уничтожает ее значения, как социоло­гической теории. Очень часто более абстрактная наука дает точку зрения (т^е. метод) науке менее абстрактной. Так обстоит дело и здесь, как мы видели из основного текста




ГЛАВА I.

Причина и цель в общественных науках (каузаль­ность и телеология).

§ 7. Правильность явлений вообще и общественных явлений—в частности. § 8. Характер закономерности. Постановка вопроса. § 9. Телеология вообще и ее критика. Имманентная телеология. § 10. Телеология в общественных науках. § 11. Причинность и телеология. Научное объяснение, как причинное объяснение.

§ 7. Правильность явлений вообще и общественных явле­ний—в частности. Если' мы присмотримся к окружающим нас явлениям природы и общественной жизни, то мы увидим, что эти явления вовсе не представляют из себя какой - то каши, где нельзя ничего ни разобрать, ни понять, ни предвидеть. Наоборот, повсюду, при пристальном рассмотрении, мы видим некоторую правильность в явлениях. Ночь сменяется днем, а день так же правильно сменяется ночью. Времена года пра­вильно чередуются друг с другом, и вместе с ними целый ряд других сопутствующих явлений повторяется из года в год: рас­пускаются и облетают деревья, прилетают и улетают разные породы птиц, люди сеют или жнут, и проч. Или другой, почти шуточный, пример. Всякий раз, как падают теплые дожди, уси­ленно растут грибы, и у нас есть даже выражение: „расти, точно грибы после дождя“. Все мы знаем, что ржаное зерно, попавшее в гемлю, даст росток, и из него в конце концов разовьется, при определенных условиях, колос. Зато мы ни­когда не наблюдали, чтобы этот колос возник, ну, скажем, из лягушечьей икры или из частиц известняка. Таким образом, в природе все, начиная от движения гигантских планет и кон­чая зерном или грибами, подчинено известной правильности, или, как говорят, известной закономерности,

Й



То же мы наблюдаем и в общественной жизни, т.-е. в жизни человеческого общества. Как ни сложна, как ни разнообразна эта жизнь, а все-таки мы подмечаем и открываем в ней извест­ную закономерность. Например, повсюду, где развивается ка­питализм (в Америке или в Японии, в Африке или Австралии), растет и ширится рабочий класс, появляется социалистическое движение, распространяется теория марксизма. Вместе с ростом производства растет и „духовная культура": число грамотных, например. В капиталистическом обществе через определенные промежутки времени возникают кризисы, которые чередуются с подъемом промышленности точно так же, как день чередуется с ночью. Когда делается какое-нибудь крупное изобретение, переворачивающее технику, быстро изменяется и вся обще­ственная жизнь. Или возьмем такие примеры: подсчитаем, ска­жем, число вновь рождающихся людей за год в какой-нибудь стране, и мы увидим, что в следующий год увеличение населения в процентах будет, примерно, такое же. Вычислим количество пива, выпиваемого в Баварии за год, и найдем, что это величина более или менее постоянная, увеличивающаяся с ростом насе­ления. Если бы никакой правильности, никакой закономерности не было, тогда, ясное дело, ничего нельзя было бы ни пред­видеть, ни сделать. Сегодня день следовал за ночью, а потом, может быть, не будет света целый год. В этом году зимой выпал снег, а в следующем зацветут апельсины. В Англии вме­сте с капитализмом развивался рабочий класс, а в Японии, быть может, будет увеличиваться число помещиков. Теперь хлебы пекут в печи, а—чем чорт не шутит!—быть может, они начнут расти вместо шишек на елках?

В действительности, однако, никто так не думает. Потому {то все ясно сознают, что хлебы не будут расти на елках. Все замечают, что есть и в природе, и в обществе опреде­ленная правильность, определенная закономерность. О т- крыть эту правильность и составляет первую за­дачу науки.

Эта правильность (закономерность) в природе и обществе совер­шенно независима от того, познают ее люди или нет. Другими сло­вами, зто есть объективная (независимая от сознания людей1) закономерность. Но первым шагом науки и является вскрыть эту за кономерность и вышелушить ее из хаоса явлений. М а о к с видел

ъ



признак научного знания в том, что оно дает „целостность многих определений и отношений" (ТсЫйаЬ уоп ук1еп Везбттип^еп шк! Вс21сЬип(гсп) в противоположность „хаотическому представлению" (сИаобвсЬе Уогз^Пип^; смотри „ЕткНип^ ги стег КгШк йсг рсПк Оскопсппе", 8. XXXV). Этот признак науки, которая „систематизи­рует", „приводит в порядок", „организует", создает „систему" и т. д.,' признается решительно всеми. Так, Мах („Познание и заблуждение") определяет процесс научного мышления, как приспособление мыслей к фактам и мыслей к мыслям. Английский профессор К. Пирсон („Грамматика науки", изд. „Шиповник", стр. 26) пишет: „Не факты сами по себе образуют науку, но метод, которым они обработаны"; первоначальным приемом науки является „классифицирование" фактов, что не есть простое их собирание, а „систематическое соединение" (стр. 100). Однако, у громадного большинства современных буржуаз­ных философов роль науки состоит не в раскрытии тех правильностей (закономерностей), которые объективно существуют, а в со чг п с н и и этих правильностей человеческим умом. Ясно, однако, что чередование дня и ночи, времен года, правильная смена естественных и общественных явлений существует независимо от того, хочет' или нс хочет того разум ученого буржуа. Закономерность явлений есть объективная их закономерность.

§ 8. Характер закономерности. Постановка вопроса. Если о природных и общественных явлениях замечается та правиль ность, о которой мы говорили выше, то спрашивается, что же это за правильность? Когда мы имеем перед собой часовой механизм с правильным его ходом, когда мы рассматриваем, как великолепно прилажены там колесики одно к другому, зуб­чик в зубчик, тогда нам понятно, почему это так происходит. Часы сделаны по определенному плану; этот инструмент построен для определенной цели, и каждый винтик посажен тут на свое место именно для достижения этой цели. Не то ли происходит во всем мире? Планеты движутся строго и плавно по своим путям; природа мудро сохраняет особенно развитые формы жизни. Стоит только рассмотреть устройство глаза ка­кого-нибудь животного, чтобы сразу увидеть, как хитро и ловко, как целесообразно построен этот глаз. И как все в при­роде действительно целесообразно: у крота, который живет под землей, маленькие, слепые глазки, зато прекрасный слух; у глубоководных рыб, на которых давит вода изнутри, тоже такое же давление (если их вынуть, они лопаются) и т. д. А в человеческом обществе? Разве не ставит себе человече­ство великую цель—коммунизм? Разве не ведет все истори­




ческое развитие к этой великой цели? А если так, если и в природе, и в обществе все имеет цели, которые не всегда нам понятны, но кэторые состоят в вечном совершенствовании, то нельзя ли рассматривать все с точки зрения этих целей? Тогда закономерности, о которых. мы говорили, будут представляться целевыми закономерностями (или закономерностями телео­логическими; по-гречески слово „телос“ значит „цель"). Такова одна возможность, такова одна постановка вопроса о характере закономерности.

Другая постановка исходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Человечество идет к коммунизму потому, что в капиталистическом обществе вырос пролетариат, который не вмещается в рамках этого общества; у крота плохое зре­ние и хороший слух потому, что в течение тысячелетий на этйх животных влияла природная обстановка, а те изменения, которые она вызывала, передавались по наследству, при чем выживали, плодились и размножались именно те, кому, так сказать, легче было выжить, кто был более приспособлен к этой обстановке. День сменяется ночью и наоборот потому, что земля вращается вокруг своей оси и подставляет солнцу то один бок, то другой и т. д. Во всех этих случаях не спра­шивают о цели (не спрашивают „для чего?"), а спрашивают о причине (т.-е. спрашивают „почему?"). Это есть каузаль­ная (причинная; по-латыни „кауза" значит „причина") поста­новка вопроса. Закономерности явлений представляются при­чинными закономерностями.

Таков спор между каузальностью и телеологией. Этот спор. нужно нам разрешить в первую голову.

§ 9. Телеология вообще и ее критика. Имманентная телео­логия. Если мы спрашиваем о телеологии, как всеобщем прин­ципе, т.-е. если мы разбираем тот взгляд, по которому все в мире подчиненно определенным целям, то совсем нетрудно понять всю вздорность этой телеологии. В самом деле, что такое цель? Понятие „цели" предполагает понятие того, кто эту цель ставит именно как цель, т.-е. сознательно. Цель без того, кто эту цель ставит, не существует. Камень не ставит себе никаких целей, точно так же, как солнце, или любад^ планета, или вся солнечная система, или млечный путь. Цель есть понятие, которое приложимо только к сознатель




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.