Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формы государственного вмешательства



Формы государственного вмешательства

Прямое вмешательство

Косвенное вмешательство

Принятие законодательных актов Обеспечение полной занятости Стимулирование капиталовложений
Предоставление кредитов Поддержка экономического роста Стимулирование экспорта и импорта
Долевое участие в инвестициях Перераспределение доходов Воздействие на уровень цен
Собственник предприятия

Таблица 1.2.1. «Формы государственного вмешательства»

Во всех развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны.

2. Косвенное вмешательство.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

- стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;

- обеспечение полной занятости;

- стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

- воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

- поддержку устойчивого экономического роста;

- перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика реализуется через бюджетную. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами.

Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается. Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не удушить его в государственных объятиях.

Под методами государственного регулирования экономики надо понимать способы влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности соответственно национальной экономической политике.

Общепринято деление методов государственного регулирования на: правовые, административные и экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.               Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

Формирование эффективно функционирующей и развивающейся рыночной экономики - длительный и весьма ответственный для государства и общества процесс. Трудность проблемы в том, что наши теоретические воззрения и общественная практика не всегда совпадают, нет единства и во взглядах относительно места и роли государства в рыночной экономике. Крайние подходы свидетельствует об отсутствии четко выработанной программы действий, национальной стратегии по определению геополитической и экономической идентичности и выработке отвечающих российским условиям оптимальных пропорций соотношения рынка и методологии деятельности государства в экономической системе [10].

Поэтому необходимо формирование эффективной государственной экономической стратегии, обеспечивающей населению благосостояние и высокий уровень жизни в быстроменяющемся мире.

Таким образом, государство уже осознало свою новую роль и предназначение: в современных условиях развития мирового хозяйства его экономическая роль зависит не от степени вмешательства в рыночный механизм, а от участия в обеспечении внутренних и внешних условий эффективного функционирования национальной экономики. Экономически эффективным государство может быть лишь тогда, когда оно обеспечивает условия для того, чтобы была эффективной сама экономика.

 

 

1.3.Ограничение государственного вмешательства в экономику страны.

 

    Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

  Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам или организациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.

Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.

Государственное регулирование в сельском хозяйстве. В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство - далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.

Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:

а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;

б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;

в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

г) гарантированное снабжение внутреннего рынка;

д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам".

  Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет.

Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочноя цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.

 Нет таких методов государственного регулирования, которые совершенно непригодны и абсолютно неэффективны. Нужны все, и вопрос только в том, чтобы найти для каждого те ситуации, в которых его использование наиболее целесообразно. Хозяйственные убытки начинаются тогда, когда государство выходит за границы разумного, нарушая баланс соотношения экономических и административных методов.

Самими же экономическими регуляторами необходимо пользоваться предельно осторожно, не заменяя и не ослабляя рыночные стимулы. Если власть игнорирует это требование, включает регуляторы, не обращая внимания на рыночный механизм, последний начинает давать сбои.         Поскольку налоговая или денежная политика по силе своего влияния на экономику сопоставима с централизованным планированием.

Не существует идеального экономического регулятора. Любой из них, принося позитивный эффект в одной области экономики, непременно дает отрицательные последствия в других. В этом случае ничего нельзя изменить. Государство, которое использует экономические инструменты регулирования, должно их контролировать и во время останавливать.

    Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

 

 

 

 

 Вывод по 1 разделу:

       В первой главе раскрывается понятие выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

    Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

   Таким образом, экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.


 

                                     РАЗДЕЛ 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА ПЕРИОД С 2018-2019 г.г.

2.1. Анализ экономического развития России в период с 2018 по 2019г.г.

В первой половине 2019 года мировой экономический рост продолжил замедляться. Обострение торговых противоречий между крупнейшими экономиками привело к снижению темпов роста мировой торговли до уровней, наблюдавшихся в 2015–2016 годах.

    Кроме того, усиление неопределенности относительно международных «правил игры» негативно отразилось на инвестиционной активности и спросе на потребительские товары длительного пользования. В условиях ухудшения прогнозов глобального роста мировые центральные банки отложили ужесточение денежно-кредитной политики, что привело к смягчению глобальных финансовых условий. В то же время для многих стран с формирующимися рынками позитивный эффект от возобновления притока капитала был нивелирован ослаблением внешнего спроса.

 
ВВП (%) 1,3 1.7 3,1 3,2
Инфляция (%) 3,8 3,0 4,0 4,0
Инвестиции (%) 2,0 5,0 6,5 5,8
Реальные доходы (%) 0,8 1,7 2,3 2,4
USDRUB 65,4 65,7 66,1 66,5
Urais 62,2 57,0 56,0 55,0

Таблица: 2.1.1.

   В 2019 году рост мировой экономики, по оценке Минэкономразвития России, опустится ниже отметки в 3,0 % впервые с 2009 года. По прогнозу МВФ, мировой экономический рост в текущем году замедлится до 3,2 % с 3,6 % в 2018 году. С апреля прошлого года прогноз МВФ на 2019 год был снижен в общей сложности на 0,7 п.п. При этом МВФ отмечает, что риски прогноза смещены вниз. Они связаны с эскалацией взаимных торговых противоречий и повышенной волатильностью финансовых рынков. В целом, направление серии последовательных пересмотров МВФ оценок ситуации в мировой экономике подтверждает гипотезу Минэкономразвития России о постепенном замедлении мирового экономического роста. На прогнозном горизонте ожидается последовательное снижение темпов роста в крупнейших мировых экономиках.

  По прогнозу Минэкономразвития России, рост экономики США составит 2,1 % в текущем году. В дальнейшем ожидается его замедление до 1,0–1,2 % к 2024 году по мере исчерпания стимулирующего эффекта налоговой реформы. Сдерживающее влияние на экономическую активность будут также оказывать введенные торговые ограничения и ответные меры со стороны торговых партнеров. При этом дальнейшая эскалация торговых конфликтов может привести к еще более существенному замедлению американской экономики. На этом фоне будет происходить ослабление доллара США относительно евро (а также других валют стран G-20) до уровня 1,25 доллара США за евро к 2024 году, что является рыночным консенсусом.

   Определенную поддержку росту будет оказывать более мягкая денежно-кредитная политика Европейского центрального банка, а также умеренное смягчение бюджетной политики в крупнейших экономиках еврозоны. Вместе с тем фактором замедления роста европейских стран станет окончание циклического восстановления, наблюдавшегося в 2017 году – первой половине 2018 года. Методы поддержки экономического роста с помощью мер бюджетной политики будут использоваться ограниченно с учетом высокого уровня государственного долга в ряде стран. При этом потенциальные темпы роста остаются низкими на фоне увеличения доли населения в старших возрастах и медленного роста производительности труда.

    Кроме того, сохраняются существенные дисбалансы между странами «ядра» и «периферии» еврозоны, при этом до сих пор не завершено создание механизмов координации макроэкономической политики. Существенным фактором неопределенности остаются Министерство экономического развития Российской Федерации Страница 9 условия выхода Великобритании из Евросоюза, который должен состояться в текущем году. В этих условиях рост экономики Евросоюза будет сохраняться на низких уровнях на прогнозном горизонте (с замедлением с 1,0 % в 2019 г. до 0,7 % к 2024 году).

    Темпы прироста японской экономики в 2019 году составят 0,8 % на фоне слабого внешнего спроса и повышения налога на добавленную стоимость в октябре 2019 года, которое будет лишь отчасти смягчено стимулирующими мерами фискальной политики. К 2024 году прогнозируется замедление роста в Японии до 0,4 % по мере нарастания демографических ограничений на рынке труда.

     Экономики стран с формирующимися рынками будут испытывать негативное воздействие замедления внешнего спроса. При этом снижение уровня инвестиционной активности будет препятствовать расширению производственного потенциала.

Фактором риска для стран с формирующимися рынками остаются эпизоды волатильности на мировых финансовых и товарных рынках, при этом в «группе риска» находятся страны с накопленными макроэкономическими дисбалансами. В этих условиях ожидается замедление роста мировой экономики до 2,7 % к 2024 году.

  В условиях слабого глобального спроса цены на основные биржевые товары (газ, уголь, основные черные и цветные металлы, древесину) после снижения в 2019 году будут расти умеренными темпами, не превышающими в среднем 3–4 % в год. Замедление мирового роста будет оказывать сдерживающее влияние и на цены на нефть. Одновременно ожидается дальнейшее наращивание предложения со стороны США. Понижательное давление на нефтяные котировки на прогнозном горизонте может также оказывать восстановление объемов предложения со стороны отдельных стран, где сейчас наблюдаются перебои поставок.

 
ВВП, % реальный рост 1,9 1,4 2,0
ВВП номинал (млрд.руб.)
ИПЦ (на конец года) 3,1 4,3 3,8
Курс доллара 60,8 63,2 63,8
Инвестиции в основной капитал (млрд.руб.)
Оборот розничной торговли (млрд.руб.)
Реальная з/п % 6,3 0,8 1,5
Номинальная з/п % 9,0 5,1 5,2
Номинальный з/п бюджетный сектор 13,1 2,7 4,6
Частный сектор % 7,5 6,0 5,4
ФЗП номинальный (млрд.руб)
Индекс промышленного производства % 2,5 2,1 2,6
Счет текущих операций 83,2 67,4 46,2
Финансовый счет 18,0 14,0 4,0
Экспорт товаров
Импорт товаров

Таблица: 2.1.2. «Основные показатели прогноза социально-экономического прогноза»

    В дальнейшем прогнозируется выход потребительского кредитования на темпы роста, близкие к темпу роста доходов населения. После замедления экономического роста в 1П19 прогнозируется, что годовой темп роста ВВП во втором полугодии 2019 года выйдет на уровень 1,5–2,0 % г/г под воздействием «догоняющего» роста бюджетных расходов (преимущественно инвестиционного характера), а также постепенного смягчения денежно-кредитных условий. В 2020 году прогнозируется, что темп роста ВВП сохранится на уровне 1,7 процента. В 2021–2023 годах прогнозируется ускорение темпа роста ВВП до уровня около 3 % г/г, основанное на опережающем росте инвестиций в основной капитал, повышении конкурентоспособности российской экономики и реализации внешнеэкономического потенциала. Основу для ускорения экономического роста должна создать реализация структурных реформ.

     Структура совокупного спроса также претерпит существенные изменения в 2019–2020 годах. В 2020 году ожидается замедление темпов роста потребительского спроса (до 0,6 % после 1,0 % в 2019 году) под воздействием замедления роста потребительских кредитов. Однако в дальнейшем ожидается ускорение роста потребительского спроса (до 2,9 % в 2020 году), которое произойдет, в первую очередь, под влиянием восстановления динамики реальных располагаемых денежных доходов населения.

  Развернувшиеся «торговые войны» негативно отразятся и на экономике Китая. В базовый вариант прогноза Минэкономразвития России заложена предпосылка о замедлении роста китайской экономики до 5,9 % в текущем году. Несмотря на меры, принимаемые китайскими властями для поддержки экономического роста, нерешенными остаются структурные проблемы, связанные с высокой долговой нагрузкой, избыточным объемом инфраструктурных инвестиций и экологическими вызовами. В этих условиях ожидается снижение темпов роста китайской экономики до уровня 5,1 % к 2024 году. Замедление мирового экономического роста и мировой торговли уже оказывает выраженное негативное влияние на производственную активность и экспорт Евросоюза.

   После периода сильного рубля валютный курс вернулся к своим фундаментальным значениям. На прогнозном горизонте последовательная реализация макроэкономической политики в рамках бюджетного правила обеспечит сохранение низкой зависимости курса рубля к доллару США от динамики цен на нефть. При этом фундаментальные факторы, определяющие курс рубля к иностранным валютам (положительное сальдо текущего счета, устойчивые показатели государственных финансов, экономический рост), будут оставаться благоприятными. В этих условиях реальный валютный курс на прогнозном горизонте будет оставаться достаточно стабильным, при этом в номинальном выражении обменный курс будет ослабляться умеренными темпами, близкими к инфляционному дифференциалу между Россией и странами-торговыми партнерами.

    Экономический рост. В базовый сценарий прогноза, предполагающий стабильное развитие российской экономики, закладывается предпосылка о замедлении темпов роста портфеля потребительских кредитов. В то же время более быстрое снижение ключевой процентной ставки Банком России приведет к росту других видов кредита и снижению нормы сбережения по другим каналам (главным образом, через скорость накопления депозитов населением), что частично смягчит негативный эффект замедления потребительского кредитования на конечный спрос.

    Таким образом, реализация национальных проектов и ряда других запущенных к настоящему времени мер направлены на решение задачи обеспечения сбалансированного, устойчивого и инклюзивного экономического роста. Дополнительными факторами ускорения инвестиционной активности и, соответственно, роста экономики должны стать меры, включенные в план дополнительных мер по ускорению экономического роста, который Минэкономразвития России подготовило по поручению Президента Российской Федерации. В базовый сценарий социально-экономического развития заложена успешная реализация ряда структурных мер.

2.2. Перспективы развития функций государственного регулирования в российской экономике.

Очевидно, что без государственного регулирования современный рынок невозможен. Государственное регулирование — это составная часть воспроизводственного процесса и решает следующие задачи: регулирование занятости, поддержка экспорта, стимулирование экономического роста, поддержка неприбыльных, но стратегически важных экономических отраслей.

Гарантия минимума заработной платы Имеет исключительное социальное значение, так как образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной зарплаты составляет основной элемент государственной «политики доходов».
Обеспечение занятости Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условия относятся: свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности; получение желаемого уровня общего и специального образования; материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).
Индексация фиксированных доходов. Речь о частичном возмещении государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. Следует, однако, иметь в виду, что индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»). Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит: за счет государственного бюджета; за счет предпринимательской прибыли. Индексации подлежат также сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы.

Таблица 2.2. «Перспективные направления для ГРЭ»

     

 Государственное регулирование имеет 2 уровня: научный и практический. Практический — это совокупность мер, которые направлены на то, чтобы реализовать регулирование. Теоретическим уровнем государственного регулирования называется систематическое научное исследование способов влияния на экономику для более эффективного функционирования процессов рыночной системы. В конечном счете, цель обоих уровней — это повышение общественного благосостояния.

   Государственное воздействие на экономику предполагает синтез государственных регулятивных мер и рыночного саморегулирования. Отсюда вытекают 2 вида регуляторов: плановые и рыночные.

  Плановыми регуляторами являются действия человека, которые направлены на налаживание определенной экономической деятельности; рыночными регуляторами являются объективно существующие и являющиеся результатом взаимодействия потребителей и производителей определенных услуг и товаров.

    Основные инструменты государственного воздействия на экономику — это методы и формы госрегулирования:

  Административные (прямые) — не связаны с формированием дополнительных материальных инструментов стимулирования для их реализации, основываются на авторитете государства, содержат меры запрещения, разрешения, принуждения. Так, к прямому воздействию относят меры, которые связаны с кредитованием по льготным ставкам с (целевое кредитование), а также со ставкой рефинансирования, установлением ЦБ.

    Косвенные (экономические) основаны на инструментах экономического программирования, прогнозирования, налоговой и бюджетной систем, денежно-кредитной, таможенной, валютной политики и пр.

   Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночного хозяйства значительно расширяется, при этом сужая возможности прямого государственного вмешательства в экономические процессы. Так, мощный инструмент регулирования экономики — это бюджетная политика, формируемая Бюджетным посланием Президента России Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентирован Бюджетным кодексом РФ. Бесспорно, ключевое место в государственном регулировании занимает Министерство экономического развития и торговли РФ.

Большое значение в настоящее время в государственном регулировании отведено на решение задач в области социально-экономической политики: «создаются ориентиры для ресурсного обеспечения государственных программ и оценки рисков бюджетной разбалансированности в разных прогнозных сценариях, кроме того, рекомендуемый алгоритм мероприятий при их реализации».

   Вопрос пенсионной реформы наиболее актуальна. Первостепенная задача государства — это принятие новой понятной, стабильной пенсионной формулы, мотивирующей граждан на более поздний выход на пенсию, причем страховая нагрузка должна быть приемлемой для частного сектора. В Бюджетном Послании Президента России реформа пенсионной системы одна из ключевых задач, которая требует наискорейшего решения.

    Регулирование экономики государством не может эффективно функционировать без хорошо продуманной сильной законодательной базы. Развитая конкурентоспособная налоговая система — путь к более эффективному государственному регулированию экономики. Необходимо упростить налоговый учет и сделать его более приближенным к бухгалтерскому учету, увеличить эффективность мероприятий по противодействию уклонения от обложения налогами.

      Также в приоритет своих задач государство ставит поддержку среднего и малого бизнеса. «По данным Министерства экономического развития РФ, в последние десять лет организации малого бизнеса показывают темпы роста, которые превышают общеэкономические показатели.

  Сегодня, очевидно, что средний и малый бизнес выполняют ряд государственных задач: развитие конкуренции, регулирование занятости, внедрение инноваций. Но до сих пор имеют место быть проблемы по развитию среднего и малого бизнеса: трудности в поиске финансовых ресурсов, высокие налоговые отчисления, отсутствие благоприятной деловой среды, монополизация локальных рынков и пр.

Таким образом, основные задачи государства — это обеспечение комплексности решения задач институционального, социального и экономического развития, а это является условием обеспечения высоко уровня качества экономического роста, и, соответственно, создание условий для того, чтобы повышать уровень благосостояния населения.

 

 

2.3. Основные тенденции развития функций государственного регулирования современной экономики.

   Цель долгосрочной денежно-кредитной и бюджетной политики - создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 6-7 процентов в год в период до 2020 года, темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции.

  Целевые ориентиры: рост потребительских цен в 2015 году должен составить не выше 4,5%, в 2020 году - 3%, повышение уровня монетизации (финансовой глубины) экономики до 65-75% ВВП.

    В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы.

В этих условиях достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.

Первое - снижение инфляции до уровня 3 процентов в год.

Реализация данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг.

  Рост экономики и увеличение национальных сбережений создают условия для дальнейшего роста спроса на деньги. В целом уровень монетизации экономики (отношение среднегодового значения денежного показателя М2 к ВВП) может повыситься с 28,3% ВВП в 2009 году до 60-65% в 2015 году и 70-75% в 2020 году, что создаст предпосылки для сближения российской экономики по глубине развития финансовых институтов с развитыми странами Евросоюза. Значительно повысится роль процентных ставок, устанавливаемых Банком России, и его операций на открытом рынке в регулировании денежного рынка и снижении инфляции.

Третье направление - усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.

Реализация указанного приоритетного направления должна производиться через совершенствование налоговой политики.

   Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.

   Следует также последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения налоговых вычетов, совершенствовать в стимулирующих целях механизмы налогообложения доходов населения (введение налога на недвижимость, зависящего от рыночной стоимости объектов недвижимости). При этом в долгосрочной перспективе не будет пересматриваться плоская шкала подоходного налога или увеличиваться его ставка. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

Потенциальный уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации к 2020 году будет снижаться, в первую очередь в результате сокращения доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджетной системы и в ВВП, а также сокращения доли налогов и сборов на импорт. С другой стороны, повышение собираемости налогов и выход бизнеса из тени должны способствовать подержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы.

В результате этих тенденций уровень налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе, при сохранении действующих ставок основных налогов, снизится с 39,8% ВВП в 2007 году до 32,8-33,5% ВВП в 2020 году и 31-32%ВВП в 2025 году.

Четвертое направление - повышение вклада государственных расходов в устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения.

  Модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений потребуют поддержания величины государственных инвестиций на уровне не ниже 4% ВВП. Основная доля инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь, в транспортную инфраструктуру, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Кроме того, для развития отраслей образования и здравоохранения требуется рост инвестиций в социальную инфраструктуру.

Пятое направление - повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования.

Необходимость реализации приоритетов в области расходов в условиях ограничения на величину ресурсов бюджетной системы ставят задачу повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. С течением времени актуальность задачи будет увеличиваться.

- стоимость финансовых ресурсов на внутреннем рынке является высокой на фоне низких ставок на иностранных рынках, при этом в реальном выражении из-за высокой инфляции ставки остаются отрицательными, что снижает стимулы к сбережению и не способствует повышению эффективности кредитования;

- наблюдается дефицит качественных инвестиционных проектов и вмес<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.