Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 1.1. «Функции государства»



 

                 Автономная некоммерческая организация

       «Образовательная организация высшего образования»

                 «Университет экономики и управления»

                             

 

 

             Курсовая работа

                              по дисциплине «Макроэкономика»

                                                На тему

                   «Роль государства в рыночной экономике»

 

                                                         

                                                                               Выполнила обучающаяся

                                                                               2 курса, 201 группы

                                                                               Патюк Т.В.

                                                                               Руководитель:

                                                                               Мининок Я.В.

                                                                               Результаты защиты:

 

                          

Симферополь

                                СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....2

РАЗДЕЛ 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ …………………………………………6

1.1.Функции и основные инструменты государственного регулирования…... 6

1.2. Способы вмешательства государства в экономику ……………………....10

1.3. Ограничение государственного вмешательства в экономику страны...…14

ВЫВОД ПО 1 РАЗДЕЛУ …………………………………………………...…17

РАЗДЕЛ 2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА ПЕРИОД С 2018-2019 г.г……………………………….18

2.1.Анализ экономического развития России в период с 2018 по 2019...……18

2.2.Перспективы развития функций государственного регулирования в российской экономике …………………………….............................................24

2.3.Основные тенденции развития функций государственного регулирования современной экономики..……………………………………………………….28

ВЫВОД ПО 2 РАЗДЕЛУ………………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….35

ПРИЛОЖЕНИЯ  ……………………………………………………………....36

 

Введение

Проблемы государственного вмешательства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории государства. Особо большое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночному механизму отведена роль регулятора хозяйственных связей.

Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся меха­низм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решает, что, когда и сколько покупать. Производи­тели также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Но, преследуя свои частные инте­ресы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего об­щества.

Рыночный механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Однако по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Ры­нок не гарантирует реализацию социаль­но-экономического права человека на достойное существование незави­симо от форм и результатов экономической деятельности. То, что справедливо с рыночной точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной. Общество понимает необходимость поддержки престарелых, многодетных, одиноких матерей, инвалидов. Понятно, что решить проблему перераспределения только через рынок, путем регулирования цен невозможно, для этого нужны коллективные усилия общества, которые организует правительство.

Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить про­изводство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потребле­нии которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана об­щественного порядка, государственное управление, энергетическая       сис­тема и т.д. Особенность общественных товаров состоит в том, что достаются они всем потребителям в основном поровну и часто потребляют­ся коллективно.

    Актуальность темы заключается в том, что роль государства в рыночной экономике важна. Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства. Роль государства в рыночной экономики - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующих соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования.

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна допол­няться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики России, по­рождает негативные последствия.

      Цель данной курсовой работы выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать их состоятельность в практике на конкретном примере.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-Функции и основные инструменты государственного регулирования;

-Способы вмешательства государства в экономику;

-Ограничение государственного вмешательства в экономику страны;

-Анализ экономического развития России в период с 2018 по 2019;

-Перспективы развития функций государственного регулирования в российской экономике;

-Основные тенденции развития функций государственного регулирования современной экономики;

Объект исследования – механизм государственного регулирования в экономике.

Предмет исследования – роль государства в рыночной экономике.                                                 

 

                                                   РАЗДЕЛ 1

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

1.1. Функции и основные инструменты государственного регулирования.

Главная задача государства в экономике — это его уровень вмешательства в народное хозяйство и его контроль правительством. Сегодня существует три главные модели политики государства.

Государственная политика классифицируется по таким основаниям:

-сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.;

-уровни реализации политики – международная, общегосударственная,    региональная, местная;

-функции политики – внешняя, внутренняя;

-структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная.

                               ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

    Внутренние                     Внешние
Экономическая Оборонная
Социальная Дипломатическая
Политическая Торгово-экономическая
Культурно-воспитательная Миротворческая
Экологическая Гуманитарная
Правоохранительная  

Таблица 1.1. «Функции государства»

Государственная экономическая политика-совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные инструменты государственного регулирования экономики
                      правовое регулирование экономики
                      финансовое регулирование
                      государственное предпринимательство
                      социальное регулирование

Таблица 1.1.2. «Основные инструменты государственного регулирования экономики»

Основные экономические инструменты:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Общепризнанными целями государственной экономической политики считаются:

-обеспечение роста социально-экономической эффективности, т. е. рациональное и экономически выгодное использование ресурсного потенциала страны;

-обеспечение общеэкономического равновесия, которое предполагает баланс между четырьмя элементами – стабильностью цен, высоким уровнем занятости населения, соразмерным экономическим ростом и внешнеэкономическими операциями.

Виды государственной экономической политики.В зависимости от срока реализации государственной программы экономических действий, т. е. по временному диапазону, различают краткосрочнуюи долгосрочную политику.

Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы.

Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств – распределение этих средств – обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров.

Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики(в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Монетарная экономическая политикаэто непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. Сообразно цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр.

Элементами, составляющими монетарную политику, являются:

1) политика рефинансирования, или учетная политика – воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов;

2) операции на открытом рынке – продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг;

3) политика резервирования – воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы («принуждая» коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ);

4) политика обеспечения ликвидности, т. е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

Таким образом, отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

 

 

1.2. Способы вмешательства государства в экономику.

 

  Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы этого процесса: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

1. Прямое вмешательство.

Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.