|
|||
словосочетания, предложения, текста ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 словосочетания, предложения, текста По предмету исследования: формальный(традиционный, изучает форму и структуру словосочетаний и предложений, типы словосочетаний и предложений, виды и средства синтаксической связи: сочинение, подчинение, управление, согласование, примыкание, виды подчинительной связи в словосочетаниях, сложные и простые предложения, сложнососчиненные, сложноподчиненные) коммуникативный(занимается высказыванием т.е предложением в речи, движение информации в тексте, как рема превращается в тему, главное достидение- учение об актуальном членении предложений), генеративный синтаксис( связан с именем Ноам Хомский, от англ. generate- порождать, алгоритм порождения высказывания: как от глубинной структуры переходим к поверхностной). Синтаксис может быть общим, частным, описательным, сравнительным. В рамках одного объекта можно выделить разные предметы Предмет-исследовательская задача Предложение как главная единица синтаксиса. Главные категории предложения- предикативность и модальность Предложение- минимальная коммуникативная, предикативная единица Предикация-соотнесение содержания высказывания с действительностью В любоиъм предложении называется предмет мысли и об этом предмете мысли что-то сообщается(минимальная информация-данное явление существует). Чаще всего предикативность выражается сочетанием подлежащего и сказуемого. В любом случае предложение интонационно оформляется и соотносится с ситуацией. Отдельно выделяют предикативную связь. С одной стороны есть зависимость, но с другой-нет. Что главное подлежащее или сказуемое, ведь у глагола есть повторяющиеся категории, но есть и отличные. Весна. Весна существует Модальность- семантико-функциональная категория, охватывающая широкий круг разнородных явлений( уточняет, как именно предложение соотносится с действительностью) К сфере модальности относится соотнесения различных типов предложения с действительностью(побуждение, повествование), противопоставление по принципу утверждения-отрицания( мама пришла- мама не пришла), градация по шкале реальность-ирреальность( изъявительное, сослагательное, условное наклонение), выражение субъективного отношения говорящего к содержанию высказывания( якобы, как будто, должен, может) Различают субъективную(выражает отношение говорящего, может выражаться вводными и модальными словами: наверно, конечно, якобы, как будто, модальными глаголами: может, должен, станет он тебя слушать, ) и объективную(выражается наклонением, временем, есть у любого предложения) модальность При актуальном членении предложения выделяют тему и рему, они могут прийтись на любой член предложения. Рема-та часть предложения, которая передает новую информацию Тема- предмет обсуждения, известный собеседникам Учение разработал чешский ученый Матезиус( вторая половина 20 века) В русской лингвистике кроме темы и ремы существуют новое(рема) и данное(тема) Иван Ивановия(тема) подошел к окну и вздохнул Средства выражения темы и ремы 1. Интонация(на рему падает логическое ударение: мы сегодня сдаем экзамен) 2. Порядок слов( в европейских языках рема находитсяя в конце предложения 3. Артикли(неопределенный- что-то новое(данное) 4. Специальное выделительное слово(местоимение)
|
|||
|