Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Категория грамматического класса



 

Классификация языков:

1) Генеологическая( по родству, те, языки, которые восходят к одному предку-праязыку, единица классификации- семья. В семье выделяются группы(ветви): романская группа или романская ветвь, в группах выделяются подгруппы )

Разработкой генеалогической классификации занимается сравнительно-историчекое языкознание(компаравистика)

Охватывает все языки языки, язык может входить только в одну семью

Индоевропейский праязык 5 тыс.до н.э.

Праязыки существовали на относительно небольшой территории, но с ростом населения они распадались на промежуточные и постепенно дошли до современных языков.

2) Типологическая( выделяются типы, к одному типу относятся языки со схожей структурой вне зависимости от родства: сама распространенная морфологическая( флективные и агглютинативные)

Типологическая основана на структурном сходстве(одинаковая организация материала), а генеологическая на материальном(сходство звуковой оболочки, сходство как звучания, так и значения)

3) Ареальная лингвистика( 3 классификация, менее значимая, так как охватывает не все языки мира)

Единица- языковой союз(в него входят языки, расположенные на смежных территориях, в результате длительных языковых контактов в них сформировались черты сходства, прежде всего речь идет о структурном сходстве. Самый известный пример Балканский языковой союз(румынский, хорватский, албанский, греческий, сербский), общие черты: постпозитивный характер( артикль стоит после существительного, отсутствие инфинитива. Поволжский языковой союз: тюркские и финно-угорские языки. Сродство языков- благоприобретенное сходство, обусловленное длительными контактами. В один языковой союз могут входить близкородственные языки, малородственные и даже не имеющими родства.

Сравнительно-историческое языкознание и доказательство родства языков

19 в, начало научного периода, первая парадигма

Цель: установить родство языков, объединить родственные языки в семьи, реконструировать праязык, проследить дальнейшую эволюцию( научно-теретические задачи, не связанные с практическими задачами), вырабатываются научные методы доказательства родства языков, подход дескрептивные, а не прескрептивный

3 этапа сравнит-истр. язык:

1. первая половина 19 в, Франц Бопп- основоположник, окончательно установил состав индоевропейских языков, какие ветви входят в индоевропейские языки. "Сравнительная грамматика индоевропейских языков", " О спряжении". Показал, что для доказательства родства языка важнее сравнение флексии(окончаний), так как флексии редко заимствуются.

Расмус Раск был моложе Боппа, был главным библиотекарем в академии Парижа, принял участие в конкурсе сочинений, написал работу по происхождению древнесеверного языка( исландский), установил контуры индоевропейской семьи, совершил ряд ошибок: не отнес кельтские языки к инюоевропейским. Достижения: 1)метод расширяющихся кругов, 2)отделил исконную лексику от более поздней, к исконной лексике относится та, которая соответствует образу жизнии мышлению древних, относятся к частотным словам, которые не заимствуются( термины родства, части тела, явления природы, глаголы, которые обозначают основные движения, личные местоимения, числительные до 10, к сравнению также привлекаются названия животных, растений и предметов обихода), 3) первый стал устанавливать фонетические законы.

Якоб Гримм занимался историей германских языков, как они развивались, детально проработал фонетические законы, которые описывают эволюцию германских языков от индоевропейского праязыка. Закон "Раска-Гримма". Был великим патриотом Германии, говорил, что изучая древние языки, изучаем и культуру народов, которые на них говорили. Сформировалась лингвистическая палеонтология( по остаткам слов восстанавливали образ народов).

Александр Христофорович Востоков про происхождению немец, знаток русских летописей, собирал их в монастырях, заведовал Румянцевской библиотекой, был одним из составителем словаря старославянского языка, написал школьную грамматику языка, написал небольшую работу об истории стихосложения, изучал родство славянских языков( восточные, западные, южные), сделал много открытий: пояснил чтение некоторых букв старославянского языка.

2. конец 40-х-нач.50-х 19 в.

Август Шлейхер:

1) реконструкция праязыка(написал басню на индоевропейском праязыке "Овца и лошадь"), исходит из того, что в родственных языках совпадает(хотя бы часично), то и было в праязыке, то, чем они отличаются, возникло потом.Все знания о праязыке являются гипотетическими, обозначаются и.е. и звездочку наверху.

2) генеологическое древо индоевропейских языков- схема распада праязыка, т.е, в каком порядке от праязыка отделилялись различные ветви.

3. 70-е гг. Движение младограмматиков

Пауль, Остгоф, Бругман, Дельбрюк

Отказались от глобальных гипотез, лингвист должен изцчать конкретные факты, принмать во внимание факты живых языков, тщательно описали фонетику и морфологию индоевропейских языков и уделяли особое внимание фонетическим законам.

Понятие фонетическго закона.

Установление фонетической корреспонденции самое главное при установлении родства языка

Фонетическая корреспонденция- регулярное соответствие звуку Х одного языка звуку У другого, начальному латинскому ф соответствует б( frater, брат)

 Ferum, а по-русски Берут

Фонетические корресподенции охватывают и близкородственные, и неблизкородственные языки одной семьи, языки восходят к общему предку

Фонтичекие законы- регулярный переход звука Х одного языка в звук У другого языка, законы связыыают только близкородственные языки

Самый знаменитый зако-закон Раска-Гримма(первое германское передвижение согласных). Произошло, когда германские языки выделялись из индоевропейских, состоит из 3 этапов:

1) индоевропейские, в праязыке бх, дх, гх=》потеряли придыхание и перешли в б,д,д'

2) в,д,г=》p,t,k

3) p,t,k=》f, th, h

Pedis- англ. foot

Младограмматики придавали особое значение фонетическим законам, по началу считали, что фонетические законы не знали исключений. Исключения объясняют поздними заимствованиями, было действие встречного закона

4 этап сравнительно-исторического яз. 20-21 век

На примере родства были исследованы подавляюще большинство языков мира и были объединены в семьи. Хуже всего исследованы на предмет родства языки Африки и индейцев. Гримберг объединил их в большие семьи. Все языки индейцев объединил в 4 семьи. Доказательства были обнаружены в популяционной генетики.

В 20 веке целый ряд семей объединили в макросемьи( уральские, алтайские семьи)

Стали сравнивать праязыки, уральские и алтайские- их родство считается доказанным, были выдвинуты более радикальные гипотезы.Гипотеза о существовании ностратических языков, к которым относится все языки Евразии, было предположение о сущестовании о синокавказских языков( например, в одну группу входили китайский и грузинский языки).

Продолжают заниматься праязыкком, реконструкция продолжается, праязык не был единым: в нем были территориальные диалекты, отсутствие школы, грамматик; существовал тысячелетия, менялся в истории, какие диалекты существовали, какие этапы развития были, валидность реконструкции)

Фердиннад де Соссюр предположил, что в праязыке был звук Х, который не сохранился ни в одном языке, этот звук был активнм, а следы его влияния остались.

Реконструировали хеттский язык, древнейший из индоевропейских письменных языков, в этом языке этот звук сохранился. Гипотезы-научные.

Искали прародину индоевропейцев, это можно сделать по исследованию словарного запаса.

Искали прародину в Индии, исконные- выдра, ёж

Балканская гипотеза, Передняя Азия, Кавказ

Методы доказательства родства языков:

1) Сравнение лексики(личные местоимения, явления природы)

2) Сравнение окончаний(флексий) глаголы н.в,изьявительного наклонения( лежу, лежишь, лежим)

3) Установление фонетической корреспонденции и фонетических законов

Типологическая классификация языков.

Самая знаменитя классификация- морфологическая, учитывает характер морфем, механизм их соединения.

Разработали братья Шлегели, Вильгельм фон Гумбольдт, Август Шлейхер

Первые языки-флективные( индоевропейские, семито-хамитские языки: иврит, древнеегипетский) и говорит на них около половины человечества

Особенности флективных языков:

1) В них есть внутренняя флексия: значимая чередование в корне, это чередование передает разные грамматические значения: speak, spoke, ring, rang, rung, man, men, mouse, mice, foot, feet, собирать, собрать, зелен, зелень, гол, голь

2) Наличие фузий( fusion)- сплав морфем, тесное взаимодействие морфем в слове, самое яркое проявление фузии- стирание границ между морфемами

городской, сзади. Менее яркие примеры- избирательная сочетаемость морфем: пеку, печешь, пехота, пеший, бегу, бежишь

3) Нестандартность и многозначность аффиксов( парта- окончание у сущ. указывает на род, число, падеж, одно форматическое значение выражается разными аффиксами: а. о, э, нулевой аффикс) читают(ут) и летят(ат)

Агглютинативные(агглютинирующие)

К ним относятся уральские, алтайские, корейский,японский, языки Банту, около четверти человечества

Характеристики прямо противоположны флективным:

1) Нет внутренней флексии, корень не меняется

2) Нет фузии, есть агглютинация(glue- клей)

3) Стандартные и однозначные аффиксы

Агглютинация(присоединение, без процессов на стыке морфем): At(лошадь), atlar лошади, atlarim моя лошади, atlarimda на моих лошадях

Корневые языки(изолирующие). К ним относятся китайско-тибетские и монкхмерские, тайский

1) Отсутствие аффиксов=》единственный способ словообразования-сложение корней(нихао, atlarimda)

2) Используются исключительно аналитические способы(важен порядок слов, интонация, есть служебные слова)

3) Есть музыкальное ударение

4) Слог= морфеме

Инкорпорирующие(полисинтетические) распространены среди индейцев Северной и Южной Америки, в Чукотке, Сибири

Большие инкорпорированные блоки, которые цельно оформлены как слова, но функционируют как предложения

Явление инкорпорации

Соединяются друг с другом корни, потом-все аффиксы

Выделяется глубокая и мелкая инкорпорация

При глубокой: в единый комплекс объединяется предложение

При мелкой: обстоятельства в инкорпорационный комплекс не включаются, а объединяются- подлежащее, сказуемое и другое дополнение

Чукотский язык-мелкая инкорпорация

Пример: В Юрте пахнет рыбой

Марак ынныткркын

В юрте ынны -рыба ркын-глагольный показатель настоящего времени тк-запах, пахнуть

Рукоприкладствую, рукоплещу не инкорпорация

Иногда инкорпорирующие языки не считают отдельным типом, их рассматривают как агглютинативные

Недостатки типологии языков:

1) нет единого основания для сравнения(разные типы выделяются на основе разных параметров), хорошо противопоставлены- флективные и агглютинативные

2) выяснилось, что все языки политипологичны( не до конца вписываются в тот или иной тип, есть исключения)

во флективных языках-многозначность и стандартность, но в русском есть исключение- суффикс л, показывающий прошедшее время глагола, который не подходит под признаки флективных языков

В 20 веке вклад в типологию внес Эдвард Сепир, американский ученый, 1921 г.- научный труд "Язык"

В 60-е гг. Джозеф Гримберг попробовал присвоить языкам цифровые показатели, чтобы показать в какой степенито или иное явление присуще языку

Первый индекс- идекс синтетичности( брал 100 слов и считал, сколько в них морфем. Потом делил количество морфем на количество слов, т.е. на 100)

В конце 20 в, с 70-х годов стали разрабатывать еще 1 классификацию, основанную на других признаках- контенсивная типология(Клинов, Мещанинов)

На основе того, как вырастают субъектно-объектные отношения, выделяют:

-номинативные( индоевропейские, тюркские, китайско-тибетские)- подлежащие всегда в именительном падеже

-эргативные(кавказские: подлежащее в разных падежах, пример с падающим человеком)

-активные( не принимаем во внимание переходность- непереходность- языки Северной и Южной Америки)

Категории аффиксов:

Интерфикс-соединительная гласная/согласная, соединяющая корни(строевая функция) земледелие, пароход

Инфикс- вставляется внутрь корня, для индоевропейских- не характерны, в латинском vinco n-инфикс, остатки от древнего образования, для передачи времени

Внутренняя флексия-видоизменение( модификация) самого корня(speak-spoke)

Трансфикс-прерывистая морфема, которая вставляется между звуками корня

Ktb, kataba, katabty

Ktl, katala

Конфиксы- одновременное присоединение к корню префикса и постфикса с одним значение( в русском их нет)

Machen-делать

Gemacht-сделанный

Аффиксы- у них есть звуковая оболочка, наряду с этим есть нулевые аффиксы. Нулевой аффикс-значимое отсутствие аффикса, оно значимо только в том случае, если в других формах этого слова аффиксы присутствуют

У неизменяемых слов нулевых аффиксов быть не может

Стол(нулевой аффикс), есть формы столы, столом

Тут(отсутствует нулевой аффикс)

Части речи. Лексико-грамматические категории.

Принципы выделения частей речи, те соображения, по которым мы относим слово к той или иной части речи:

1) Семантический- слова одной части речи имеют общее, категориальное значение( у существительных-предметность, у глагола-действие, у прилагательного- признак, у наречия- признак признака)

2) Словообразовательный: слова одной части речи образуются по одной модели: бакренок

3) Словоизменительный( слова одной части речи имеют одинаковые грамматические категории, которые выражаются сходным образом, существительное изменяется по падежам)

4) Синтаксический(функция в предложении)

Части речи в разных языках мира

В разных языках мира система частей речи может иметь свои особенности, в английском, немецком, арабском есть артикли

В китайском языке прилагательное и глагол объединяются в одну часть речи-предикатив

Неб синь(предикатив)

Небо синее, небо синеет

В русском языке есть слова, которые относятся к категории состояния(внешне напоминают существительное или наречия, но выполняют иную синтакисческую функцию)

Он холодно пожал плечали, мне холодно

Наступила жаркая пора, мне пора

Также относятся вводные слова(как бы, возможно, несомненно)

Части речи делятся на знаменательные(члены предложения) и служебные

Грамматическое значение и средства(способы) его выражения

У слова есть лексическое и грамматическое значение

Грамматическое значение- более абстрактное, обобщенное, чем лексическое, присуще большой группе слов, определенное, указывает на наиболее общее свойство слов и их форм, и только косвенно указывает на наиболее общие свойства окружающей действительности( степени сравнения связаны с категорией качества)

Выражаются определенным способом: синтетические и аналитические, соответственно различаются синтетические и аналитические формы слов. Если форма синтетическая, то у нее грамматическое и лексическое значения выражаются одновременно внутри слова( если слово извлечь из контекста, то легко понять, что оно значит и какие у него характеристики, читаю)

В аналитических- лексическое и грамматическое значение выражается порознь( буду(что -то в будущем времени) читать(показывает, что будут делать, но непонятно как)

По преобладанию этих форм выделяются: синтетические(русский) и аналитические(китайский, французский, английский), поэтому говорят о степени аналитичности или синтетичности)

Синтетические способы:

1) Аффиксация(см.выше), используется как для словообразования, так и для словоизменения

2) Внутренняя флексия( значимое чередование в корне: man-men, собрать, собирать)

3) Супплетивизм(образование форм слова от разных корней или основ, характерен для местоимений: я, меня, он, его, он, нас, образование некоторых  форм прилагательных: хорошо, лучше, плохой, хуже, go-went, ребенок, дети)

Основа-неизменяемая часть слова без словоизменительного аффикса

поросенок-поросята

козленок-козлята

дворянин-дворяне

4) Редупликация-повтор(в иднонезийском языке повтор используется для выражения множественного числа: мобил, мобил мобил; повтор может быть полным и частичным хито-человек, хито бито- люди, яма-гора, яма яма-горы; добрый, предобрый; китаб- китаб митаб-книжонка, шашлык-башлык, для русского не характерны повторы, иногда используются для словообразования: тик-так, еле еле, чуть чуть, повтор указывает на многократность и нерезультативность)

5) Перенос ударения( руки- рукИ, ноги-ногИ, рассыпать-рассыпАть, в английском языке ударение различает части речи: существительное и глагол: present, presEnt)

6) Сложение корней( как правило используется для словообразования: пароход)

Аналитические:

1) с помощью служебных слов( предлоги, союзы, частицы, вспомогательные глаголы, слова степени, артикли). Многие служебные слова образовались из полнозначных слов: have, have done, to be, is, как правило короче и являются сокращением полнозначных: I've done, процесс превращения полнозначного слова в служебное называется грамматиколизацией)

2) порядок слов( различает подлежащее и прямое дополнение: бытие определяет сознание, сознание определяет бытие; определение и определяемое слово: слепые ученые, ученные слепые, paper wall(бумажная стена), wall- paper(обои, стенгазета)

3) интонация- различает коммуникативные типы предложения( вопросительные, побудительные, повествовательные), указывает на связи между словами и границы синтагм(казнить нельзя помиловать), в бессоюзных предложениях указывает на тип связи( лес рубят- шепки летят, подчинительная связь), в русском- различает сложные и простые предложения

Понятие грамматической категории- совокупность грамматических форм слов, объединенных грамматическим значением, противопоставленных по частным грамматическим значениям, которые регулярно выражаются теми или иными грамматическими способами.

Грамматические формы различаются не только грамматическими, но и лексическими значениями(стол, столы), объединены частным(падежным) значением слов.

В русском языке порядок слов указывает на определенность/неопределенность

Книга на столе, на столе книга

The book is on the table. There is a book on the table.

Он приедет дней через десять, Через десять дней он приедет.

В русском такой категории нет, потому что она выражается нерегулярно.

Категория лица у глагола, но самой категории глагола нет. Так как глаголы по значению не противопоставлены, значит это не категории

Существительное( категории рода, числа, падежа)

Падеж в английском(the posessive case, притяжательный падеж)

В тюркских языках есть категория принадлежности(атларында, ын обозначает категорию принадлежности)

Категория грамматического класса

Категории глагола: вид, лицо, время, наклонение(сослагательное, повелительное, изъявительное), залог(активный, пассивный, возвратный)

Существуют еще и лексико-грамматические категории: одушевленность, неодушевленность, переходность, непереходность.

Я вижу девочку, мальчика

Доклады на семинары. План

1.Определение грамматической категории( что выражает грамматическая категория)

Категория падежа выражает связи и отношения между словами

Время- отношение действия к моменту действия

2. В каких языках есть эта категория

3. В каких языках ее нет

4. Как представлена эта категория в языке(каким числом граммем представлена категория)

В истории языка

В кавказских до 50 падежей, в финно-угорских до 20

5. Какими способами выражается данная категория( использование модальных глаголов, аффиксов)

Синтаксис

С точки зрения объекта исследования бывает синткаксис:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.