|
|||
И в качестве эпилога ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 И в качестве эпилога Чтобы добраться до Красной Ляги, надо съехать с дороги, идущей от Каргополя через Печняково к Лядинам, вправо на просёлок. Далее по разбитой грунтовке по перелескам. И, наконец… Открываются широкие поля, лес вдали. И тут глаз ловит одиноко стоящий величественный деревянный шатёр Сретено-Михайловской церкви (1655) в бывшей деревне Красная Ляга Каргопольского района (Илл. 23-25) — один из самых выдающихся памятников деревянного зодчества. Исчезло поселение, земля не используется, люди ушли — и только древняя церковь упрямо возвышается к небу. Надо лишь однажды прийти сюда, и будешь помнить об увиденном всю жизнь… По архитектурному решению Сретено-Михайловская церковь представляет собой архаичный тип — восьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Над алтарем — бочка, восьмерик завершается шатром. За историю своего существования церковь перестраивалась не менее трех раз. В прошлом Красноляжский приход включал окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. В деревне Кучепалда жило 469 человек, в Максимовской — 148 человек, в Часовенской — 9 человек. Сейчас постоянно здесь не живет никто. В сфере реставрации деревянных памятников в стране сложилась особенно тяжелая ситуация. Имеются законодательные, кадровые, технологические и иные проблемы. Выделяемые средства используются малоэффективно, в итоге памятники исчезают либо в результате естественного разрушения, либо искажаются вследствие грубых реставраций. Если так будет продолжаться и далее, то через несколько десятилетий страна лишится наиболее самобытной и яркой части своего культурного наследия. Деревянная архитектура наиболее уязвима После создания, зачастую безвестным мастером, она, деревянная архитектура, меняется: утрачивает некоторые детали; под воздействием осадков и солнца, приобретает удивительной красоты серебристо-серый цвет; врастает в землю; обрастает мхами, травой, деревцами. При этом она становиться похожей на нерукотворное создание, органично вписанное в окружающий её ландшафт, без которой он, ландшафт, уже не мыслится… Поможем же ей, этой древней страннице, перейти в следующую эпоху. Протянем ей руку помощи, как помогаем мы перейти автотрассу престарелому человеку, в прошлом, возможно, приложившему свои думы и силы к тому, чтобы наша жизнь состоялась.
|
|||
|