Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПАЛИМАЯ КУПИНА». О СУДЬБАХ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА РУССКОГО СЕВЕРА)



 

Алексей Сергеевич Шеболдаев
профессор кафедры рисунка и живописи
Московского государственного университета дизайна и технологии,

член Товарищества живописцев Московского союза художников (г. Москва)

«ОПАЛИМАЯ КУПИНА»

(О СУДЬБАХ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА РУССКОГО СЕВЕРА)

На Русском Севере сохранился ещё значительный пласт деревянных архитектурных памятников. Это, прежде всего, жилые дома крестьян, купцов, а иногда и дворянского сословия, несущие в себе те или иные черты того или иного стиля. Не забудем и о мелких формах архитектурных объектов, как-то: беседки, мосты, целые системы деревянных изгородей и заборов с воротами, пешеходные мостки, поминальные или поклонные кресты. Везде талант русского крестьянина создавал рукотворный пейзаж, где природный ландшафт, насыщенный творениями, зачастую простого плотника, становился
истинным явлением искусства. Отметим тут и удивительную тягу к декорированию архитектурных памятников. Резные наличники, конек и или охлупень, подзоры, причелины или «полотенца», «курицы», дымоходы и многое другое (Илл. 1-5). Ярким явлением русской культуры стали деревянные церкви, колокольни и часовни, получившие широкое распространение именно на Русском Севере. Причиной тому можно назвать прежде всего доступность строительного материала и высокое мастерство местных плотников. Именно тут мы видим появление подвергшихся «гонениям» в центральных губерниях шатров, удивительно гармонично «вошедших» в северный ландшафт. При этом надо отметить, что из 115 исторических городов России лишь 16 имеют памятники деревянного зодчества. Серьёзной проблемой является сохранение не только отдельных памятников, но и целостной историко-архитектурной среды, являющейся неотъемлемой частью исторического города.

«В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными), объёмно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, объёмом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретённые им в процессе развития, а также другие ценные объекты». Федеральный Закон РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Обратимся к судьбе северной красавицы — Вологде. Несмотря на защиту закона, государственная охрана неэффективна, и целостность ансамбля деревянной архитектуры Вологды непрерывно разрушается. Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры. К началу XXI века в Вологде насчитывается от 105 до170 деревянных памятников архитектуры.

В Вологде представлены все основные типы деревянных особняков XIX – начала XX века — дворянские, купеческие и мещанские, а среди архитектурных стилей — классицизм, ампир и модерн.

В городе в конце XIX – начале XX века сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа»: двухэтажный особняк, по форме параллелепипед, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом (Илл. 6-10). Особую тревогу как в Вологде, так и в других городах, вызывают жилые деревянные дома, состоящие на балансе ЖКХ муниципальных образований, многие из которых требуют капитального ремонта, но не ремонтируются. Здания приходят в такое состояние, когда ремонт становится невозможным.

Обратимся теперь к современному состоянию дел. Часть архитектурных деревянных памятников перевезены в различные музеи под открытым небом. Обычно они грамотно отреставрированы, снабжены громоотводами и находятся под наблюдением музейных работников. Недостатков почти нет. Точнее он один — памятник вырван из естественной среды обитания. И часто, гуляя по ухоженным дорожкам такого музея, на ум приходит мысль, что находишься в своеобразной резервации, где собранные «аборигены» ради сохранения подверглись насильственному переселению с родных мест обитания. Другим архитектурным объектам повезло меньше. Они или перестроены до неузнавания, или утрачены. Некоторые, возможно, не доживут до момента издания этого текста.

Немного позитива. К северу от Петрозаводска, в небольшом карельском городке Кондопога, находится один из шедевров северного
деревянного зодчества — Церковь Успения Богородицы, построенная в 1774 году. Церковь расположена на берегу узкого залива Онежского озера, на самой высокой точке небольшого скалистого полуострова.

Бережно реставрируется древнейшая деревянная церковь Ризоположение из села Бородава (1485), в своё время перевезённая на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. И, наконец, впечатления последних дней августа 2013 года. Село Вирма. Я не мог не остановить свой «Patriot» и более часу пробыть у церкви Петра и Павла, которая построена не ранее 1625 года (Илл. 11). Церковь расположена на берегу узкого залива Онежского озера, на самой высокой точке небольшого скалистого полуострова. В обоих случаях величественный, устремлённый ввысь силуэт завершает и организует окружающее пространство.

Утраты. При советской власти, преследовавшей церковь и стремившейся физически уничтожить духовенство и храмовые постройки, в ходу были все возможные методы. Церкви сносили и сжигали, священников сажали в лагеря и расстреливали, иконы рубили на дрова, из них делали сани и корыта, а иногда также расстреливали как людей. По словам историка архитектуры Михаила Михеева, теперь главным врагом деревянных храмов являются безразличие и отсутствие заботы. Последние оставшиеся деревянные церкви России находятся
в серьезной опасности, об этом свидетельствуют и российские реставраторы, и иностранные путешественники, побывавшие на русском севере. В Вологде, например, утрачена треть памятников деревянного зодчества. Под государственной охраной в Вологде состоит 105 деревянных памятников. В 1990–2000-е годы многие памятники затронул незаконный или необоснованный снос. По данным на 2005 год, из 105 памятников утрачено полностью 25, частично — 4, в аварийном состоянии — 4. Искажены переделками 10 объектов. Реставрации подверглись 26 объектов.

Часто деревянные церкви гибнут в огне. Иногда причиной является
брошенный окурок, иногда пожар возникает из-за неисправной печи или обвалившегося дымохода, и слишком часто причиной пожара оказывается молния. Хотя скорость приезда пожарных не бывает решающим фактором, произошедшее укладывается в обычный для таких памятников сценарий. Огонь возникает то в результате поджога, то по человеческой небрежности, иногда он спускается с небес. В Верхней Мудьюге раньше был великолепный трехчастный ансамбль, но случился пожар… Пожарные добрались сюда, когда все уже сгорело. В данном случае (произошедшем в 1997 году), шансов противостоять огню почти не было. До ближайшей пожарной станции в Онеге — 70 километров. Как выяснилось, причиной пожара стали подростки, курившие в заколоченном храме.

Известная в прошлом политика уничтожения «неперспективных» деревень привела к тому, что положение деревянных церквей в деревнях российского севера кажется довольно безнадежным, в первую очередь по причине их обезлюдения. Многие деревни, имеющие какое-то население летом, зимой пусты.

Но бывает и иначе. Страшное событие весны 2013 года произошло
не в пустом, а в довольно населённом месте. Село Лядины Каргопольского района Архангельской области. Кто хоть раз там побывал до мая 2013, поймет меня. Моё горе, мою боль…

Место, удалённое от озёр и рек, достаточно сухо. Так и называется «сушь каргопольская». Недаром местные колодцы снабжены придуманными в прошлом огромными колёсами, с помощью которых даже слабосильный человек может поднять полное водой ведро с приличной глубины (Илл. 12-13). Традиционный в иных местах «журавель» — тут не помощник. Знаменитый трехчастный ансамбль (Илл. 16-19) поддерживал небольшой, но постоянный поток местных и даже иностранных посетителей.

Одной из интереснейших особенностей, характерных для северных русских церквей, является их так называемое «небо». Это низкий расписной потолок, составленный из деревянных панелей, предназначенный для сохранения тепла в храме. «Небеса» традиционно покрываются изображениями «небесного воинства» — ангелов и святых. В Покровско-Власьевской церкви сохранялось двенадцатичастное «небо» с изображениями четырех евангелистов, архангелов и ангелов, а также ценное собрание икон.

Из трёхчастного ансамбля уцелела лишь двенадцатикупольная Богоявленская церковь 1793 года постройки с уникальным веерным крыльцом (Илл. 14-15).

5 мая, в Пасхальное воскресенье, две части уникального трехчастного ансамбля были уничтожены пожаром (Илл. 20-21). «Тройник» (летняя церковь, зимняя церковь и колокольня) был последним подобным памятником, сохранившимся в Каргополье, и одним из всего лишь четырех на всю Россию. На сегодня их осталось три.

Великолепная Покровско-Власьевская церковь 1761-го года постройки загорелась от удара молнии и сгорела дотла. Со слов очевидцев, два разряда молнии одновременно ударили в деревянный крест, горящие фрагменты креста зажгли купол. Дождя не было, и огонь быстро охватил весь шатер. Первые сообщения о пожаре поступили в 20:45 по московскому времени. Несмотря на нелучшее состояние дороги, две местные пожарные команды прибыли в течение получаса. Но, даже с пятью пожарными машинами, 14 пожарных не смогли справиться с огнем из-за высоты церкви. Огонь охватил храм целиком, а затем перекинулся на стоящую рядом 20-метровую колокольню. По-видимому, Покровско-Власьевская церковь имела молниеотвод, установленный в 2009 году, и, по-видимому, он был должным образом закреплен и заземлен. Очевидно, что все деревянные церкви
должны быть оборудованы молниеотводами, но, к сожалению, это не всегда так. Было высказано предположение о том, что в действительности может быть более эффективным строительство отдельно стоящих мачт-громоотводов возле высоких деревянных церквей.

Но российский краевед Александр Можаев утверждает, что и этого недостаточно, остро необходимо более серьезное противопожарное оборудование: водонапорные башни, насосы, лестницы, пожарные рукава, а также профессиональные пожарные, находящиеся поблизости от пожароопасных шедевров.

А вот другие истории. Живы чудесная часовня (Илл. 22) в деревни Низ и Богоявленская церковь (ХVIII век) с колокольней в селе Погост того же Каргопольского района.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.