Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формат кинопленок.. Глава 2. Киносъемка



Формат кинопленок.

Главным критерием при классификации форматов киноплёнок служит её ширина. В начале XXI века выпускаются четыре основных формата киноплёнки: 70-мм (65-мм для негатива), 35-мм, 16-мм и 8-Супер.

В отличие от фотоплёнки, часть которой выпускается неперфорированной, вся производимая киноплёнка имеет перфорационные отверстия для обеспечения высокой точности перемещения на шаг кадра и устойчивости изображения на экране. Форматы 35, 65 и 70-мм снабжаются двухсторонней перфорацией, 16-мм — как двухсторонней, так и односторонней, а киноплёнка шириной 8-мм — только односторонней перфорацией.

Один и тот же формат киноплёнки может использоваться в разных кинематографических форматах. Основные форматы киноплёнки и основанные на них кинематографические системы сведены в таблицу. Размеры кадра указаны для негатива или обращённого позитива в миллиметрах. Шаг кадра и перфорации — для позитива.

 

Глава 2. Киносъемка

 

Киносъёмочный аппарат -  устройство, предназначенное для записи движущегося изображения на киноплёнку. Процесс записи называется киносъёмкой, а полученное в результате изображение используется для создания кинофильма. В процессе киносъёмки при помощи объектива на светочувствительной киноплёнке последовательно фиксируются фотографические изображения отдельных фаз движения объекта съёмки с частотой, превышающей порог человеческого восприятия. В результате при воспроизведении полученного фильма зрители воспринимают последовательность неподвижных изображений как одно непрерывно движущееся. Стандартная частота киносъёмки звукового кинематографа во всём мире составляет 24 кадра в секунду.

Схема кинокамеры

Основой любого киносъёмочного аппарата является лентопротяжный механизм, который служит для подачи неэкспонированной киноплёнки к фильмовому каналу, удержания её в строго определённой плоскости относительно съёмочного объектива, прерывистого перемещения на шаг кадра и намотки экспонированной киноплёнки в приёмный рулон. Лентопротяжный механизм содержит кассеты, зубчатые барабаны, ролики, фильмовый канал и грейферный механизм.

Лентопротяжный механизм - элемент конструкции киносъёмочной, кинопроекционной, монтажной и кинокопировальной аппаратуры, осуществляющий транспортирование киноплёнки. Лентопротяжный механизм предназначен для подачи киноплёнки к фильмовому каналу, удержания её в строго определённой плоскости относительно объектива, прерывистого передвижения на шаг кадра и намотки в рулон.

Фильмовый канал - элемент лентопротяжного тракта фотоаппарата, киносъёмочного аппарата, кинопроектора, телекинопроектора и кинокопировального аппарата, в котором плёнка  движется строго ориентированно в определённом точном положении относительно объектива для обеспечения максимальной резкости изображения. Фильмовый канал является наиболее ответственным узлом лентопротяжного тракта, от точности изготовления которого зависит качество получаемого изображения.

Смазывание изображения в момент перемещения киноплёнки грейфером предотвращается обтюратором, который одновременно выполняет функцию фотозатвора и перекрывает свет от объектива.

Грейферный механизм - разновидность скачкового механизма в лентопротяжных механизмах киноаппаратуры, служащий для прерывистого перемещения киноплёнки на шаг кадра. По сравнению с другими типами скачковых механизмов грейферный механизм обеспечивает наиболее высокую точность перемещения киноплёнки при наименьших массе и шумности, и поэтому получил наибольшее распространение в киносъёмочной аппаратуре.

Мальтийский механизм — механизм прерывистого движения, преобразующий равномерное вращательное движение в прерывистое вращательное движение. Основное применение механизм получил в кинопроекторах в качестве скачкового механизма для прерывистого перемещения киноплёнки на шаг кадра.

 Обтюратор - механизм оптических приборов, предназначенный для периодического прерывания потока излучения. Одна из ключевых деталей кинотехники, в том числе кинопроекторов и кинокопировальных аппаратов. В киносъёмочном аппарате обтюратор выполняет ту же роль, что и затвор в фотоаппарате. Работа обтюратора синхронизируется со скачковым механизмом таким образом, чтобы киноплёнка оставалась неподвижной от начала открытия обтюратора до его полного закрытия.

Оптическая система кинокамеры включает в себя объектив и видоискатель. Кроме определения границ снимаемого изображения, видоискатель в большинстве случаев применяется для фокусировки съёмочного объектива.

Объектив — оптическая система, являющаяся частью оптического прибора, обращённая к объекту наблюдения или съёмки и формирующая его действительное или мнимое изображение. Обычно объектив состоит из набора линз (в некоторых объективах — из зеркал), рассчитанных для взаимной компенсации аберраций и собранных в единую систему внутри оправы.

Анаморфотные насадка  оптическая система, располагаемая перед объективом обычного киноаппарата для сжатия или растяжения изображения в горизонтальной плоскости. Она позволяет использовать обычную киноаппаратуру и стандартную киноплёнку для съёмки и проекции широкоэкранных фильмов. При съёмке на обычном кинокадре получается изображение, сжатое по ширине, а при проекции на экран оно растягивается, в результате чего происходит восстановление действительных соотношений размеров изображения снимаемых сцен.

Афокальная оптическая система - оптическая система (фокусное расстояние которой неограниченно большое), преобразующая параллельный световой пучок в параллельный же, но с другим углом наклона оптической оси. Предназначена главным образом для наблюдения удалённых объектов.

Состоит из объектива, обращённого к наблюдаемому объекту, и окуляра, обращённого к глазу наблюдателя или объективу съёмочного аппарата. Оптическая длина такой системы равна сумме фокусных расстояний объектива и окуляра.

Вспомогательные устройства служат для облегчения проведения киносъёмки и монтажа кинофильма. К ним относятся: счётчики метража плёнки, переключатели и индикаторы частоты киносъёмки (тахометры), синхроотметчики, устройства записи на киноплёнку служебной информации, механизмы автоблокировки, встроенные экспонометрические устройства, звукопоглощающие боксы и светозащитные экраны. Также в качестве вспомогательных устройств используются специальные направляющие («риги») для крепления тяжелой оптики, компендиумов и фоллоу-фокусов, дополнительные видеоконтрольные устройства и устройства дистанционного управления. Все перечисленные части помещаются в корпус, который служит для удержания их в строго определённом положении друг относительно друга, защиты киноплёнки от засветки и механизмов от воздействия окружающей среды, а также для заглушения шума работающего механизма.

В профессиональном кинематографе совместно с киносъёмочными аппаратами эксплуатируется целая группа устройств, предназначенных для организации движения камеры и стабилизации изображения. Совокупность этих приспособлений получила название вспомогательной операторской техники. Так, для панорамирования и повышения устойчивости кинокамеры устанавливают на панорамную головку, которая в свою очередь может крепиться на штатив, операторскую тележку «Долли» или на операторский кран для съёмки с движения. В последние десятилетия для съёмки подвижной камерой большую популярность приобрело устройство стабилизации киносъёмочного аппарата «Стэдикам»

Разные виды киносъемок.

Съёмка несколькими камерами

При съёмке фильмов одновременно могут использоваться два и более киносъёмочных аппаратов. Это, как правило, происходит при многокамерной съёмке в художественном кинематографе и при производстве телефильмов.

Киносъёмочные аппараты для съёмки фильмов 3D

Для съёмки кинофильмов 3D используются как сдвоенные стандартные киносъёмочные аппараты, так и специально спроектированные камеры, оснащённые двумя объективами, разнесёнными на расстояние стереобазиса. Советский стандарт «Стерео-70» предусматривал съёмку стереопары одним киносъёмочным аппаратом на одну киноплёнку шириной 70 мм. При этом как на негативе, так и на фильмокопии оба кадра каждой стереопары располагались на одной киноплёнке попарно горизонтально. Для съёмки 3D фильмов по стандарту IMAX также используется специально спроектированный аппарат с двумя лентопротяжными трактами и двумя объективами.

Киносъёмочные аппараты для ускоренной киносъёмки

Большинство киносъёмочных аппаратов общего назначения оснащены механизмами регулировки частоты киносъёмки и пригодны для производства съёмок с повышенной частотой, как правило, до 72—150 кадров/с. Ускоренная киносъёмка применяется при комбинированных съёмках с использованием уменьшенных макетов, для создания иллюзии достоверности движения на экране.

Замедленная и покадровая киносъёмка

Для ускорения движения объекта съёмки на экране применяется замедленная или цейтраферная киносъёмка с частотой, меньшей стандартных 24 кадров/с. Степень ускорения движения обратно пропорциональна соотношению частоты киносъёмки и частоты кинопроекции.

Цейтраферная (покадровая) киносъёмка позволяет наблюдать на экране процессы, невидимые глазом: суточное движение небесных светил, рост растений и тому подобное. Большинство современных киносъёмочных аппаратов рассчитаны на покадровую съёмку и пригодны для любого ускорения времени на экране. В современном цифровом кинопроизводстве для цейтраферной съёмки используется цифровой зеркальный фотоаппарат и последующая цифровая склейка видеопоследовательности из полученных фотографий.

 

 

Глава 3. Кинопроекция

Кинопроекционный аппарат - аппарат, предназначенный для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на киноплёнке. Большинством кинопроекторов изображение демонстрируется на большом экране диаскопическим методом, то есть при помощи света, проходящего через прозрачную киноплёнку. Для массового просмотра кинофильмов существуют кинотеатры, оснащённые кинопроекторами.

Принципиальная схема пленочного проектора.

Существует два способа кинопроекции:

1) кинопроекция с прерывистым движением киноленты в фильмовом канале кинопроектора;

2) кинопроекция с равномерным движением киноленты в фильмовом канале кинопроектора.

При демонстрировании кинофильмов на киноустановках применяют первый способ кинопроекции, а в телекинопроекторах, звукомонтажных столах киностудий и контор кинопроката — второй способ кинопроекции.

Осветительно-проекционная система кинопроектора состоит из проекционного объектива, источника света и оптических элементов: конденсора, отражателя, контротражателя и теплофильтра. В качестве источника света в кинопроекторах используются лампы накаливания или ксеноновые лампы сверхвысокого давления.

Киноэкраны.

Геометрические размеры кадра и соотношение сторон экранного изображения при проекции широкоэкранных кинофильмов с анаморфированным и кашитированным кадром.

Широкоформатный кинематограф - разновидность кинематографических систем, в основе которых лежит использование киноплёнки с шириной, превосходящей стандартную 35-мм. Широкоформатные киносистемы отличаются большой площадью кадра, не требующего сильного увеличения и позволяющего получать высококачественное изображение на больших экранах, превосходящих по размерам экран форматов с анаморфированием. Угловой размер изображения для зрителей при этом достигает 128° по горизонтали, приближаясь к полю бинокулярного зрения. Для системы IMAX этот же параметр превышает угловое поле зрения человека, делая границы экрана малозаметными.

Круговая кинопанорама — разработанная в СССР кругорамная кинематографическая система, использующая 11 35-мм киноплёнок для создания изображения с горизонтальным углом обзора 360°. В зрительном зале, расположенном внутри цилиндрического экрана, нет сидячих мест и зрители смотрят фильм стоя

Сте́реокинемато́граф — разновидность кинематографических систем, имитирующих наличие третьего измерения, или вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства. В основе лежит феномен бинокулярного зрения человека и оптический эффект параллакса.

Метод, как правило, предполагает одновременную съёмку с помощью двух синхронизированных плёночных или цифровых кинокамер с идентичными техническими характеристиками, объективы которых расположены на расстоянии стереобазиса, равного или большего, чем расстояние между глазами взрослого человека.

При демонстрации фильма по специальной технологии каждый глаз зрителя видит только предназначенную для него часть стереопары, в результате чего зрительная зона коры головного мозга воспринимает эти изображения как одно объёмное целое.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.