Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Путанка. Расслабься и летай



 

Игра -символическую деятельность, моделирующую и преображающую реальность, отличающуюся высокой степенью спонтанности и свободы, но протекающую в рамках четко заданных правил и реализующуюся как в группе, так и индивидуально.

Теперь определимся с понятием «психологическая игра». Если к вышеприведенному определению добавить «решающая конкретные психологические задачи», то это и будет «психологическая игра». В ней можно выделить две основные группы:

— игровые упражнения, которые выполняют прикладные, частные функции (снятие напряжения, концентрация внимания и пр.);

— собственно психологические игры, которые решаютобучающие и развивающие задачи.

- рефлексия.

Ну и наконец, мы подошли к определению большой психологической игры, которое тоже логично вытекает из предыдущих определений.

Итак, психологическая игра — это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил. Реализуется как в группе, так и индивидуально, решает конкретные психологические задачи, работает с личностью как целостной структурой и имеет своей целью индивидуацию личности через осознание человеком актуального жизненного опыта.

Опыт показывает, что познавательная психологическая игра помогает подросткам, юношам и девушкам достаточно серьезно и глубоко воспринимать реальность их психологической жизни.

Необходимо напомнить организатору игры ряд существенных моментов в ее организации:

1. Необходима, обязательна мотивация участников на игру (в частности, через показ взаимосвязи умения общаться с успешностью в обществе), максимальное подчеркивание преимуществ активности, но ни в коей мере не выступать в жесткой роли взрослого организатора, «не тащить на сушу». Всячески поддерживайте тех, что вышел, принял участие в игре. Стимулируйте сопереживание и поддержку зала тем участникам, кто находится в центре внимания в процессе игры. Постоянно отмечайте наиболее сильные стороны участников.

2. Подробно разъясняйте цели каждого задания, внутренний психологический механизм действий, предлагаемых участникам, приводя в качестве примеров реальные жизненные ситуации.

3. Обязательно контролируйте эмоциональное состояние групп. Для этого Вам важно владеть приемами создания эмоционального настроя в аудитории, следить за динамикой происходящих событий, чтобы не допускать затягивания. Поддерживайте, в случае необходимости, уровень личной конкуренции и ситуацию соревнования команд.

4. Организуйте после каждого упражнения совместный анализ увиденного вместе со всеми участниками игры. Постарайтесь вывести итог в алгоритм оптимального поведения в подобных ситуациях реально и жизни.

5. При возможности, осуществляйте коррекционную работу на сцене: работайте на уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов, преодоление застенчивости, умение быть в центре внимания и т.д.

6. Работая с зажатыми ребятами, помните о причинах застенчивости:

§ негативный опыт общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как «другие погорели»;

§ отсутствие «правильных» навыков общения;

§ предчувствие неадекватности собственного поведения и, как следствие, постоянная тревога по поводу своих действий;

§ привычка к самоунижению из-за своей «неадекватности» (я застенчивый, я жалкий, я неспособный, я без мамы не могу).

Согласно бихевиоральной концепции, застенчивость может сформироваться у ребенка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где господствуют взрослые. Предусмотрите в конце игры оценку участниками того, что они взяли для себя, а также ряд заданий на применение полученной информации в ситуациях повседневного общения в школе, дома и т.д.

7. Больше давайте возможности участникам выступать в иной ролевой позиции с целью раскрытия каких-то новых сторон своего Я. Игровая ситуация дает для этого дополнительные возможности, поскольку в игре подросток чувствует себя более защищенным.

Каких целей можно достичь при проведении психологических игр?

§ Помочь детям почувствовать свое единство с другими.

§ Помочь детям повысить собственную самооценку.

§ Помочь детям уважать себя и других.

§ Помочь детям научиться анализировать жизненные ситуации.

§ Помочь детям научиться принимать индивидуальные и групповые решения.

§ Научить детей сочувствие к другим.

§ Развивать в детях открытость к другим.

§ Научить детей преодолевать собственные страхи и комплексы.

§ Развивать у детей чувство юмора и т.д..

Как организовать проведение психологических игр?

- Позади остались вопросы размещения детей в помещении, наконец группа собралась вместе. Чувствуется определенная тревога и неуверенность. Дети еще не знакомы друг с другом, кто комплексует из-за собственной застенчивости, кто переживает, что не найдет друзей по душе подобное. Поэтому все с надеждой смотрят на взрослого, от которого ждут поддержки и помощи.

- На начальном этапе действия педагога должны быть четкими, понятными и однозначными. Конечно, все начинается со знакомства. Уместно будет рассказать детям о себе, свой профессиональный опыт, планы на время пребывания детей в лагере. Это поможет членам группы почувствовать уверенность и оптимизм.

- После этого дайте возможность детям рассказать о себе, о собственных увлечениях, сильные и слабые стороны. Знакомясь с членами группы, каждый стремится, чтобы его приняли таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Кроме того, при знакомстве ребенок выясняет, чем она похожа на других и чем отличается, чьи ценности ей близки и приемлемы, а чьи - нет. Используйте для этого психологическую игру, которая поможет детям сблизиться друг с другом и почувствовать себя членом детского коллектива (хотя и временного).

- Возможен такой вариант игры, благодаря которой участники получают богатую и разностороннюю информацию друг о друге.

Данные игры способствуют формированию и развитию дружного детского коллектива, раскрепощают детей.

Путанка

Описание: Участники становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо распутаться. В результате распутывания должен получиться круг.

Комментарий: Упражнение можно сделать игрой, если добавить азарта и соревновательности: разделить отряд на две команды и из каждой выбрать по водящему, который выходит из комнаты или отворачивается. Участники команд запутываются самостоятельно, взявшись за руки. После чего водящие возвращаются и должны распутать круг команды - соперника, кто быстрее.

Расслабься и летай

Описание: Одного из участников укладывают на ровную поверхность. Остальные поднимают его при помощи двух пальцев каждой руки на счет раз, два, три.

Комментарий: В целях безопасности лежащего участника необходимо приподнять слегка над землей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.