Учебно методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»
Издание второе, дополненное и переработанное
Творческий
^й=ЬчЦентр
УДК 373 ББК 74.100.5 К60
Колеси икона К. И.
К(><) Мят ематика для детей 4—5 лет: Учебно-методическое
пособие к, рабочей тетради «Я считаю до пяти». 2-е изд., дополи, и перераб. —М.: ТЦ Сфера, 2014. — 80 с. (Мате- ма'гичеекие ступеньки).
1НГШ 978-5-9949-0510-4
Пособие по формированию элементарных математических пред- стпнлений — часть учебно-методического комплекта к программе «Математические ступеньки». Предназначено для работы с детьми 4— 5 лет. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами и цифрами до б, расширят свои знания о временах года и частях суток, геометрических фигурах, научатся решать логические задачи.
Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в ДОУ. Может быть использовано родителями при подготовке детей к школе.
УДК 373 ББК 74.100.5
Колесникова Елена Владимировна
МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4—5 ЛЕТ Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»
Издание второе, дополненное и переработанное
Главный редактор Т.В. Цветкова Редактор И.С. Шиловских Корректоры Т.Э. Балоунова, Л.Б. Успенская Дизайнер обложки Е.В. Кустарова Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой Сертификат соответствия № РОСС Ш7.АГ17.Н02295 с 23.03.2012 по 22.03.2015 № 0832688 Подписано в печать 8.11.13. Формат 60 х 9О'/|0. Бумягн офсетная. Уел. печ. л. 5. Тираж 5000 экз. Заказ № (Ж<>1 Отпечатано в рекламно-имиджевой компании «По.пиГрафГруп» 127106, г. Москва, ул. Гостиничная, д. 9 А, кор. ^
Тел.: (495) 984-77-98 ООО «Издательский Дом Сфера Образован шя».
Программа «Математические ступеньки» и учебно-методи- ческий комплект по ее реализации:
соответствует принципу развивающего обучения, цель которого — развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования, о чем свидетельствует многолетний опыт работы педагогов, работавших по данной программе на протяжении 15 лет);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;
строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, о чем свидетельствует многолетний опыт работы педагогов, работавших по данной программе на протяжении последнего десятилетия.
Содержание программы дополнено и переработано в соответствии с действующими примерными основными общеобразовательными программами дошкольного образования: «От рождения до школы» (М., 2010), «Истоки» (М., 2013), а также с учетом современных психолого-педагогических исследований. Учтены пожелания и предложения педагогов, работавших по предыдущим изданиям программы.
Основополагающими в программе являются:
— положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии;
— теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфических детских видов деятельности»;
— возрастная теория периодизации Д.Б. Эльконина.
При разработке программы учитывались достижения отечественной психологической и педагогической науки в области дошкольной математики (З.А. Михайлова, Л.Г. Петерсон, Т.Д. Рихтерман, Л.П. Стойлова, Н.И. Фрейдах, Е.И. Щербакова и др.).
В нее включены разделы:
— условия реализации программы;
— планируемые результаты ее освоения на каждом возрастном этапе обучения.
Лейтмотив программы — древняя пословица «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Основные методы обучения: словесные, наглядные, практических заданий, проблемно-поисковые.
Автор выражают благодарность всем, кто давал конструктивные предложения по улучшению содержания программы: мы их учли при переработке и дополнении данного пособия.
От автора
Вашему вниманию предлагается вторая книга авторской программы «Математические ступеньки», предназначенная для работы с детьми 4—5 лет (средняя группа).
Это второе издание книги (1-е издавалось в 2000 г.), дополненное и переработанное в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Программа «Математические ступеньки» — развивающая, поскольку в процессе ее реализации у ребенка формируются математические способности:
— к обобщению математического материала;
— оперированию числовой и знаковой символикой;
— абстрагированию от конкретных количественных отношений;
— сокращению процесса математических рассуждений;
— обратимости мыслительных процессов;
— последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.
Предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания:
личностные — умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
На занятиях по формированию математических представлений дети знакомятся с пословицами и поговорками («Один раз солгал — навек лгуном стал», «Один ум хорошо, а два лучше» и т.д.), со сказками и рассказами, в которых присутствуют числа («Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Четыре желания» и т.д.). Им объясняется смысл пословиц, сказок, их учат делать самостоятельно выводы;
регулятивные — обеспечивающие организацию каждым ребенком своего рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а также формирование навыков самоконтроля и самооценки;
познавательные — в свою очередь делятся на общеучебные — ребенок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания (формируются на каждом занятии, начиная с младшей группы);
логические:
— анализ и синтез объектов с целью выделения математических признаков (количества, формы, времени, пространства, величины),
— установление причинно-следственных связей,
— построение логической цепи рассуждений,
— знаково-символическое моделирование;
коммуникативные — дети учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.
При формировании предпосылок универсальных учебных действий используются следующие элементы современного образования:
1) разрешение проблемных ситуаций;
2) побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;
3) обращение за помощью к сказочным героям.
Основное назначение программы:
помочь педагогам в подготовке и проведении занятий по формированию математических представлений в каждой возрастной группе дошкольного учреждения;
предоставить детям для самостоятельного выполнения систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическими знаками, геометрическими фигурами и т.д.;
способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые включают понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и самооценку;
развивать математические способности;
подготовить к следующему этапу обучения.
Условия реализации программы
1. Систематическое проведение занятий
Для этого имеется учебно-методический комплект, включающий демонстрационный материал, учебно-методическое пособие и рабочую тетрадь для каждой возрастной группы дошкольного учреждения.
На занятиях:
— создаются условия для усвоения программных задач;
— предпосылки универсальных учебных действий;
— условия, при которых у детей формируются не только знания, умения и навыки, но и развиваются мышление, внимание, память, речь;
— внимание ребенка целенаправленно фиксируется на математических понятиях и представлениях (число, цифра, математические знаки и т.д.);
— формируются такие знания, умения и навыки, которые станут базой успешного усвоения программы в подготовительной группе, а в дальнейшем обеспечат обучение в школе.
При проведении занятий обратите внимание на следующие моменты:
— до начала занятия внимательно прочитайте сценарий, если вас что-то не устраивает — внесите изменения;
— если есть необходимость, проведите по теме не одно, а два занятия;
— переходите к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;
— на протяжении всего занятия сохраняйте доброжелательный тон, с уважением относитесь к ребенку, даже если у него что-то не получается;
— тщательно и заранее готовьтесь к занятию;
— стремитесь к тому, чтобы ребенок сам захотел выполнить задание;
— соблюдайте правило профессии: человек человеку не навреди.
2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Очень важно не только дать дошкольнику определенные знания, умения и навыки, но и предоставить возможность использовать их в самостоятельной деятельности.
Для этого необходимо иметь достаточное количество на- стольно-печатных игр математического содержания: лото, геометрические мозаики, Лего и т.д.
В настоящее время выбор таких пособий велик, вы можете их приобрести, учитывая особенности развития детей своей группы.
3. Сотрудничество педагога с семьей
Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребенка.
Познакомить родителей с программой «Математические ступеньки» можно на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, где необходимо отразить, чем занимался ребенок, предложить материалы для домашних заданий.
Включение родителей в педагогический процесс прежде всего важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что они интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь.
Целесообразно два раза в год проводить открытые занятия, чтобы родители могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, понять, какие у него проблемы.
Деление по возрастам условно и зависит от ряда факторов:
— возраста ребенка. Если работа по данной программе начата с 5 лет, желательно пройти программу предыдущего возраста;
— состояние психического развития ребенка. Если у него задержка психического развития, желательно начинать работу с программы предыдущей группы. Если ребенок проявляет интерес и способности к усвоению математических знаний, а также при обучении индивидуальном или небольшими группами (3—4 чел.), можно использовать книги следующего этапа обучения.
Чтобы работа по нашей программе была успешна, необходимо соблюдать основные требования ее организации:
— тщательность подготовки к каждому занятию;
— творческий подход к сценарию занятия;
— проведение по одной теме не одного, а двух или нескольких занятий (при необходимости);
— переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;
— выполнять программу последовательно;
— доброжелательно и уважительно относиться к ребенку;
— поддерживать интерес ребенка к выполнению задания;
— соблюдать правило «не навреди».
ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (средняя группа)
Методические рекомендации
Проведение занятий по данному пособию предполагает работу с подгруппами 6—8 детей.
Курс обучения рассчитан на 32 занятия, однако не все дети могут выполнить четыре задания, предлагаемые на одном занятии. Это зависит как от предыдущей подготовки, так и от индивидуальных особенностей ребенка.
Вы можете провести на одну тему не одно, а два занятия, если в этом будет необходимость.
При успешном выполнении детьми предложенных заданий можно использовать книги из дополнительного комплекта.
Предложенные задания небольшие по объему для успешного их выполнения ребенком.
Занятия проводятся раз в неделю. Длительность занятия 15— 20 минут, что соответствует возрастным особенностям детей.
Первые четыре занятия посвящаются повторению пройденного материала.
Иллюстративный материал в рабочей тетради связан не только с решением программных задач, но и позволяет вовлечь детей в увлекательный процесс отгадывания загадок, закрепить знания о сказках, в которых присутствуют числа, о предметах и явлениях окружающего мира.
Художественное слово используется для повышения эффективности обучения.
У детей формируются элементарные действия самоконтроля и самооценки, которые являются важным этапом в развитии учебной деятельности.
Самоконтроль — способность сравнивать результат своей деятельности с тем, чему его обучают.
Ребенок начинает контролировать свою работу, руководствуясь данными ему пояснениями.
Самоконтроль и самооценка способствуют изменению в способе действий ребенка, его психике. Он учится не только слушать задание, но и слышать его.
Самооценка происходит по цветовой шкале: зеленый — выполнил все задания правильно; желтый — одна ошибка; красный — не справился с заданием.
Эти цвета понятны ребенку, они аналогичны сигналам светофора, с которым ребенок уже хорошо знаком.
Рекомендации по проведению самоконтроля и самооценки даны в занятии 1, п. 6, с. 20.
Физкультминутки, органически входящие в занятия, представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, основных движений, зрительно-моторной координации. Выполнение их детьми способствует закреплению математических понятий и представлений.
Каждое математическое задание, предложенное в книге, всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера. Широко представлен в сценариях проблемно-поисковый метод.
Перед тем как предложите детям задания в тетради, желательно провести с ними аналогичную работу с раздаточным материалом (объемным, плоскостным). Например, перед занятием 1 дети могут:
— положить перед собой одну матрешку и много кубиков;
— две матрешки и два кубика;
— поставить маленькую матрешку на маленький кубик, а большую матрешку на большой;
— из множества геометрических фигур найти только круги.
Такие упражнения помогут ребенку правильно выполнить задания в тетради и будут развивать математические способности.
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд).
Согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе.
Знакомить:
— с цифрами от 1 до 5;
— со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
Учить:
— писать цифры по точкам;
— соотносить цифры с количеством предметов;
— понимать отношения между числами в пределах 5;
— отгадывать математические загадки;
— порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?»;
— устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
Продолжается работа, начатая в младшей группе. Дети закрепляют понятия один и много, упражняются в сравнении .чнух групп предметов, учатся устанавливать равенство и нера- ж'иство, считать по образцу и названному числу. С этой целью им предлагаются следующие задания: нарисовать грибочков только же, сколько нарисовано белочек; нарисовать в нижнем прямоугольнике на один кружок больше, чем в верхнем.
Большое внимание в средней группе уделяется отражению в >ечи детей результатов сравнения: кукол меньше, чем конфет, 11 конфет больше, чем кукол; 3 меньше, чем 4, а 4 больше, чем 3.
: )то подготавливает их к осознанию понятий больше — меньше.
Выполняя различные задания, дети учатся понимать неза- иисимость числа от пространственного расположения предметов, их величины.
Дети знакомятся с цифрами от 1 до 5.
Рассмотрим работу с цифрой 1.
1. Дети отгадывают загадки.
Затем педагог задает детям вопросы по содержанию и проводит работу с рисунком.
2. Учат стихи про цифру 1. Предлагается какое-либо стихотворение.
3. Пишут цифру 1 по точкам.
4. Находят ее среди множества других цифр.
5. Заштриховывают и закрашивают количество предметов, которое эта цифра обозначает.
Дети знакомятся с порядковым счетом, слушая известные им сказки и литературные произведения, что делает процесс обучения увлекательным и соответствует психологическим особенностям дошкольника.
Например, читается отрывок из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит»:
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом* сидит.
Приходи к нему лечиться И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!
Дети рассматривают рисунок по тексту стихотворения.
На вопрос педагога: Сколько животных пришло к доктору Айболиту? — дети отвечают: Пять.
На вопрос: Какой по счету пришла к Айболиту корова? Волчица? Червячок? — отвечают: Первая, вторая, четвертый.
На вопрос: Кто пришел к доктору Айболиту третьим? — отвечают: Жучок.
ВЕЛИЧИНА
Учить:
— сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров);
— употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.);
— выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Задача педагога — продолжать учить детей сравнивать одинаковые и разные по величине предметы. Когда дети научатся сравнивать размеры (длину, ширину, высоту) двух предметов, предлагаются задания на сравнение трех, пяти предметов.
Детей учат: чтобы разложить предметы в ряд по порядку от самого длинного, можно выбирать каждый раз самый длинный предмет из оставшихся. Внимание фиксируется на том, что тот предмет, который они выбрали, самый длинный.
Задания, предлагаемые в тетради «Я считаю до пяти», способствуют развитию глазомера.
Для закрепления полученных знаний используются игровые упражнения «Найди такой же», «Построй ворота».
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
Дошкольники учатся находить заданную фигуру среди множества других. Их знакомят с тем, что фигуры могут
Г>мть разного размера. Продолжается работа по развитию умения видеть в предметах окружающего мира геометрические фигуры.
В середине года детям предлагаются задания на развитие умения зрительно расчленять форму изображения предмета на части. К этому они подготовлены играми с мозаиками, занятиями по аппликации, на которых из геометрических фигур наклеивали предметы: домик, машину, елку, неваляшку.
Детям предлагаются символическое изображение предмета и геометрические фигуры; нужно закрасить только те фигуры, из которых состоит заданный предмет.
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закреплять:
— умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
— времена года: осень, зима, весна, лето.
Учить:
— отгадывать загадки о частях суток, временах года;
— различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;
— различать понятия: быстро, медленно.
Детей учат устанавливать последовательность частей суток, с этой целью используется иллюстративный материал. Такая же работа проводится по уточнению и закреплению знаний о временах года.
Ознакомление с частями суток, временами года осуществляется в основном на чувственной основе. Во время режимных моментов педагог уточняет, что они делают утром, днем, вечером, ночью; на прогулке рассказывает детям о характерных признаках каждого времени года (осенью часто идут дожди, опадают листья; зимой идет снег, можно кататься на санках, лепить снеговиков; весной на деревьях появляются листья, первые цветы; летом, жарко, можно купаться). Детям читают стихи о временах года.
Дошкольников подводят к пониманию того, что времена года идут друг за другом по порядку. Они осознают, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня; которьТе прошли, называются вчера; которые только наступят, называются завтра.
Проводятся словесные игры «Закончи предложение», «Что сначала, что потом?».
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Продолжать учить:
— различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо;
— обозначать словами положение предмета относительно себя;
— ориентироваться на листе бумаги.
Программные задачи по ориентировке в пространстве решаются в единстве с другими задачами. Взаимообратные обозначения пространственных отношений, направлений, расстояний всегда предлагаются детям попарно и одновременно (слева — справа, далеко — близко, вверху — внизу). Например: найти верхнюю и нижнюю полоску, нарисовать определенное количество предметов вверху, внизу.
Игра «Парные картинки». Ребенку предлагается соединить картинки, на которых предметы расположены одинаково (слева, в середине, справа).
Игра «Кто внимательный?». Ребенок находит различия между двумя картинками, ориентируясь на пространственные признаки.
Игра «Закрась правильно» (закрась зайку, который далеко от морковки, и морковку, которая близко от зайки).
На прогулках и физкультурных занятиях дети закрепляют полученные знания в игровых упражнениях («Чей мяч покатился дальше?», «Куда упал снежок?», «Кто поднимется выше?», «Подняли руки вверх и опустили вниз»).
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Детям средней группы предлагаются более сложные задачи на сравнение, установление закономерностей, последовательности событий, анализ и синтез, чем детям младшей.
Например, в задании «Дорисуй недостающую фигуру» дети должны установить, какой фигуры нет, ориентируясь на верхний ряд, в котором все фигуры нарисованы. В игре «Дорисуй предметы» дети должны понять, что каждый предмет отличается от другого размером в ряду образцов, и по аналогии нарисовать недостающие предметы в следующих рядах.
Выполняя игровое упражнение «Сколько зайцев в корзине?», необходимо решить для себя, что у каждого зайца два уха, поэтому их спряталось в корзине трое, а четвертый заяц виден, поэтому их в корзине четверо.
Задание «Закрась только те геометрические фигуры, из которых состоит нарисованный предмет» способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Дети учатся устанавливать последовательность событий, когда картинки с изображением частей суток, времен года расположены не по порядку.
Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети должны:
— считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
— называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
— понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;
— отгадывать математические загадки;
— различать количественный, порядковый счет;
— устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
— находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
— сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
— выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;
—: отгадывать загадки о временах года;
— различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно-,
— уметь ориентироваться на листе бумаги;
— решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
— понимать задание и выполнять его самостоятельно;
— проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Каждое занятие, предложенное в книге, соответствует федеральным государственным требованиям к структуре обязательной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как построено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Интегрируемые образовательные области
«Познание» включает в себя формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве, а также овладение математической терминологией.
«Коммуникация» представляет речевое развитие. Основная функция — общение. Задача речевого математического развития имеет свою специфику и включает в себя:
обогащение словаря ребенка словами, обозначающими математические понятия и представления (больше, меньше, плюс, минус и т.д.);
формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);
формирование диалогической речи (ответы на вопросы).
«Чтение художественной литературы» включает в себя:
— чтение стихотворений о цифрах, частях суток, временах года, геометрических фигурах; отгадывание детьми загадок, в которых присутствуют числа;
— заучивание пословиц, поговорок, в каждой из которых обязательно присутствует число («Один раз солгал — навек лгуном стал»).
«Физическая культура» представлена физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.
На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года), штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).
«Художественное творчество» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач.
Образовательные задачи*
Воспитательные задачи решаются на каждом занятии.
У детей формируются с младшей группы навыки учебной деятельности:
— умение не мешать товарищам;
— заниматься сообща;
— готовить материалы, необходимые для занятия;
— желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми;
— умение самостоятельно выполнять задание;
* См. текст программы.
интерес к занятиям математикой;
- самостоятельность при выполнении учебно-игровых заданий.
Программа соответствует принципу развивающего обучения, ее цель — развитие ребенка, которое непосредственно происходит и в рамках формирования математических пред- г г.шлений.
Развивающие задачи в первую очередь направлены на развитие мышления, памяти, внимания, речи, а также ов- чадение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, создана более 15 лет назад и успешно реализуется и в настоящее время:
— сочетает принцип научной обоснованности и практической применимости;
— соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
— основывается на комплексно-тематическом принципе;
—- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности каждого ребенка.
В программе для каждой возрастной группы дано примерное комплексно-тематическое планирование («Число и цифра 1», «Число и цифра 2» и т.д.).
Тема отражается в подборе учебно-игровых заданий (стихи, пословицы, физкультминутки, проблемно-поисковые игровые упражнения и т.д.).
Такой подход дает большие возможности для формирования математических понятий и представлений, развития математических способностей.
Таким образом, работа по данной программе:
— задает содержание математического развития детей дошкольного возраста на современном этапе обучения;
— открывает большие возможности для творчества педагога (наличие УМК, который педагог может использовать по своему усмотрению; в зависимости от уровня развития детей, вносить изменения и дополнения в сценарии);
— способствует развитию математических способностей у детей;
— обеспечивает необходимый уровень математического развития для успешного усвоения математики в начальной школе.