Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Г».Игра «Найди и раскрась» (лист 6, рис. 4).



 


Г МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

)( СТУПЕНЬКИ

Е.В. Колесникова

Й

МПТЕМПТИКЯ

Ш1Я ПЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Учебно методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»

Издание второе, дополненное и переработанное

Творческий

^й=ЬчЦентр


УДК 373 ББК 74.100.5 К60

Колеси икона К. И.

К(><) Мят ематика для детей 4—5 лет: Учебно-методическое

пособие к, рабочей тетради «Я считаю до пяти». 2-е изд., дополи, и перераб. —М.: ТЦ Сфера, 2014. — 80 с. (Мате- ма'гичеекие ступеньки).

1НГШ 978-5-9949-0510-4

Пособие по формированию элементарных математических пред- стпнлений — часть учебно-методического комплекта к программе «Ма­тематические ступеньки». Предназначено для работы с детьми 4— 5 лет. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познако­мятся с числами и цифрами до б, расширят свои знания о временах года и частях суток, геометрических фигурах, научатся решать логи­ческие задачи.

Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в ДОУ. Может быть использовано родителями при подготовке детей к школе.

УДК 373 ББК 74.100.5

Колесникова Елена Владимировна

МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4—5 ЛЕТ Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»

Издание второе, дополненное и переработанное

Главный редактор Т.В. Цветкова Редактор И.С. Шиловских Корректоры Т.Э. Балоунова, Л.Б. Успенская Дизайнер обложки Е.В. Кустарова Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой Сертификат соответствия № РОСС Ш7.АГ17.Н02295 с 23.03.2012 по 22.03.2015 № 0832688 Подписано в печать 8.11.13. Формат 60 х 9О'/|0. Бумягн офсетная. Уел. печ. л. 5. Тираж 5000 экз. Заказ № (Ж<>1 Отпечатано в рекламно-имиджевой компании «По.пиГрафГруп» 127106, г. Москва, ул. Гостиничная, д. 9 А, кор. ^

Тел.: (495) 984-77-98 ООО «Издательский Дом Сфера Образован шя».

Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3.

Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05.

18ВК 978-5-9949-0510-4

© ООО «ТЦ Сфера», 2012
© Колесникова Е.В., 2012, 2-е изд.


Пояснительная записка

Программа «Математические ступеньки» и учебно-методи- ческий комплект по ее реализации:

соответствует принципу развивающего обучения, цель ко­торого — развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практичес­кой применимости (содержание программы соответствует ос­новным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в мас­совой практике дошкольного образования, о чем свидетель­ствует многолетний опыт работы педагогов, работавших по данной программе на протяжении 15 лет);

соответствует критериям полноты, необходимости и до­статочности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально при­ближаясь к разумному минимуму);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе их реализации форми­руются такие знания, умения и навыки, которые имеют не­посредственное отношение к развитию детей;

строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностя­ми воспитанников, спецификой и возможностями образова­тельных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе по­строения образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самосто­ятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режим­ных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, о чем свидетельствует многолетний опыт работы пе­дагогов, работавших по данной программе на протяжении последнего десятилетия.

Содержание программы дополнено и переработано в соот­ветствии с действующими примерными основными общеоб­разовательными программами дошкольного образования: «От рождения до школы» (М., 2010), «Истоки» (М., 2013), а так­же с учетом современных психолого-педагогических исследо­ваний. Учтены пожелания и предложения педагогов, рабо­тавших по предыдущим изданиям программы.


Основополагающими в программе являются:

—  положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии;

—  теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфических детских видов деятельности»;

—  возрастная теория периодизации Д.Б. Эльконина.

При разработке программы учитывались достижения оте­чественной психологической и педагогической науки в обла­сти дошкольной математики (З.А. Михайлова, Л.Г. Петер­сон, Т.Д. Рихтерман, Л.П. Стойлова, Н.И. Фрейдах, Е.И. Щер­бакова и др.).

В нее включены разделы:

—  условия реализации программы;

—  планируемые результаты ее освоения на каждом возра­стном этапе обучения.

Лейтмотив программы — древняя пословица «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я пони­маю». Основные методы обучения: словесные, наглядные, практических заданий, проблемно-поисковые.

Автор выражают благодарность всем, кто давал конструк­тивные предложения по улучшению содержания программы: мы их учли при переработке и дополнении данного пособия.


От автора

Вашему вниманию предлагается вторая книга авторской программы «Математические ступеньки», предназначенная для работы с детьми 4—5 лет (средняя группа).

Это второе издание книги (1-е издавалось в 2000 г.), допол­ненное и переработанное в соответствии с федеральными го­сударственными требованиями к основной общеобразователь­ной программе дошкольного образования.

Программа «Математические ступеньки» — развивающая, поскольку в процессе ее реализации у ребенка формируются математические способности:

—  к обобщению математического материала;

—  оперированию числовой и знаковой символикой;

—  абстрагированию от конкретных количественных отно­шений;

—  сокращению процесса математических рассуждений;

—  обратимости мыслительных процессов;

—  последовательному, логическому рассуждению, связан­ному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.

Предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания:

личностные — умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

На занятиях по формированию математических представ­лений дети знакомятся с пословицами и поговорками («Один раз солгал — навек лгуном стал», «Один ум хорошо, а два лучше» и т.д.), со сказками и рассказами, в которых присут­ствуют числа («Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Четыре желания» и т.д.). Им объясняется смысл пословиц, сказок, их учат делать самостоятельно выводы;

регулятивные — обеспечивающие организацию каждым ребенком своего рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а также формирование навыков самоконтроля и самооценки;

познавательные — в свою очередь делятся на общеучеб­ные — ребенок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания (формируются на каждом занятии, начиная с млад­шей группы);


логические:

—  анализ и синтез объектов с целью выделения математи­ческих признаков (количества, формы, времени, про­странства, величины),

—  установление причинно-следственных связей,

—  построение логической цепи рассуждений,

—  знаково-символическое моделирование;

коммуникативные — дети учатся вступать в диалог, уча­ствовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.

При формировании предпосылок универсальных учебных действий используются следующие элементы современного образования:

1)  разрешение проблемных ситуаций;

2)  побуждение к самостоятельному поиску ответа на по­ставленную учебно-игровую задачу;

3)  обращение за помощью к сказочным героям.

Основное назначение программы:

помочь педагогам в подготовке и проведении занятий по формированию математических представлений в каждой возрастной группе дошкольного учреждения;

предоставить детям для самостоятельного выполнения си­стему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическими знаками, геометрическими фигурами и т.д.;

способствовать формированию предпосылок универсаль­ных учебных действий, которые включают понимание учеб­ной задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и са­мооценку;

развивать математические способности;

подготовить к следующему этапу обучения.

Условия реализации программы

1. Систематическое проведение занятий

Для этого имеется учебно-методический комплект, вклю­чающий демонстрационный материал, учебно-методическое пособие и рабочую тетрадь для каждой возрастной группы дошкольного учреждения.

На занятиях:

—  создаются условия для усвоения программных задач;

—  предпосылки универсальных учебных действий;

—  условия, при которых у детей формируются не только знания, умения и навыки, но и развиваются мышление, внимание, память, речь;


—  внимание ребенка целенаправленно фиксируется на ма­тематических понятиях и представлениях (число, циф­ра, математические знаки и т.д.);

—  формируются такие знания, умения и навыки, которые станут базой успешного усвоения программы в подгото­вительной группе, а в дальнейшем обеспечат обучение в школе.

При проведении занятий обратите внимание на следую­щие моменты:

—  до начала занятия внимательно прочитайте сценарий, если вас что-то не устраивает — внесите изменения;

—  если есть необходимость, проведите по теме не одно, а два занятия;

—  переходите к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;

—  на протяжении всего занятия сохраняйте доброжелатель­ный тон, с уважением относитесь к ребенку, даже если у него что-то не получается;

—  тщательно и заранее готовьтесь к занятию;

—  стремитесь к тому, чтобы ребенок сам захотел выпол­нить задание;

—  соблюдайте правило профессии: человек человеку не на­вреди.

2.  Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Очень важно не только дать дошкольнику определенные знания, умения и навыки, но и предоставить возможность использовать их в самостоятельной деятельности.

Для этого необходимо иметь достаточное количество на- стольно-печатных игр математического содержания: лото, геометрические мозаики, Лего и т.д.

В настоящее время выбор таких пособий велик, вы можете их приобрести, учитывая особенности развития детей своей группы.

3.  Сотрудничество педагога с семьей

Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педа­гог и родитель осознают важность целенаправленного педаго­гического воздействия на ребенка.

Познакомить родителей с программой «Математические ступеньки» можно на родительском собрании, в индивиду­альных беседах, через информационный стенд группы, где необходимо отразить, чем занимался ребенок, предложить материалы для домашних заданий.


Включение родителей в педагогический процесс прежде всего важно ребенку, который сможет проводить с ними боль­ше времени, осознавать, что они интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь.

Целесообразно два раза в год проводить открытые заня­тия, чтобы родители могли увидеть своего ребенка в коллек­тиве сверстников, понять, какие у него проблемы.

Деление по возрастам условно и зависит от ряда факторов:

—  возраста ребенка. Если работа по данной программе на­чата с 5 лет, желательно пройти программу предыдуще­го возраста;

—  состояние психического развития ребенка. Если у него задержка психического развития, желательно начинать работу с программы предыдущей группы. Если ребенок проявляет интерес и способности к усвоению математи­ческих знаний, а также при обучении индивидуальном или небольшими группами (3—4 чел.), можно исполь­зовать книги следующего этапа обучения.

Чтобы работа по нашей программе была успешна, необхо­димо соблюдать основные требования ее организации:

—  тщательность подготовки к каждому занятию;

—  творческий подход к сценарию занятия;

—  проведение по одной теме не одного, а двух или несколь­ких занятий (при необходимости);

—  переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;

—  выполнять программу последовательно;

—  доброжелательно и уважительно относиться к ребенку;

—  поддерживать интерес ребенка к выполнению задания;

—  соблюдать правило «не навреди».


ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (средняя группа)

Методические рекомендации

Проведение занятий по данному пособию предполагает ра­боту с подгруппами 6—8 детей.

Курс обучения рассчитан на 32 занятия, однако не все дети могут выполнить четыре задания, предлагаемые на одном за­нятии. Это зависит как от предыдущей подготовки, так и от индивидуальных особенностей ребенка.

Вы можете провести на одну тему не одно, а два занятия, если в этом будет необходимость.

При успешном выполнении детьми предложенных заданий можно использовать книги из дополнительного комплекта.

Предложенные задания небольшие по объему для успеш­ного их выполнения ребенком.

Занятия проводятся раз в неделю. Длительность занятия 15— 20 минут, что соответствует возрастным особенностям детей.

Первые четыре занятия посвящаются повторению пройден­ного материала.

Иллюстративный материал в рабочей тетради связан не только с решением программных задач, но и позволяет во­влечь детей в увлекательный процесс отгадывания загадок, закрепить знания о сказках, в которых присутствуют числа, о предметах и явлениях окружающего мира.

Художественное слово используется для повышения эффек­тивности обучения.

У детей формируются элементарные действия самоконтро­ля и самооценки, которые являются важным этапом в разви­тии учебной деятельности.

Самоконтроль — способность сравнивать результат своей деятельности с тем, чему его обучают.

Ребенок начинает контролировать свою работу, руковод­ствуясь данными ему пояснениями.

Самоконтроль и самооценка способствуют изменению в способе действий ребенка, его психике. Он учится не только слушать задание, но и слышать его.


Самооценка происходит по цветовой шкале: зеленый — выполнил все задания правильно; желтый — одна ошибка; красный — не справился с заданием.

Эти цвета понятны ребенку, они аналогичны сигналам све­тофора, с которым ребенок уже хорошо знаком.

Рекомендации по проведению самоконтроля и самооценки даны в занятии 1, п. 6, с. 20.

Физкультминутки, органически входящие в занятия, пред­ставляют собой игровые упражнения, направленные на раз­витие мелкой моторики, основных движений, зрительно-мо­торной координации. Выполнение их детьми способствует закреплению математических понятий и представлений.

Каждое математическое задание, предложенное в книге, всегда связано с темой и целью занятия и предполагает вклю­чение ребенка в выполнение заданий практического харак­тера. Широко представлен в сценариях проблемно-поиско­вый метод.

Перед тем как предложите детям задания в тетради, жела­тельно провести с ними аналогичную работу с раздаточным материалом (объемным, плоскостным). Например, перед за­нятием 1 дети могут:

—  положить перед собой одну матрешку и много кубиков;

—  две матрешки и два кубика;

—  поставить маленькую матрешку на маленький кубик, а большую матрешку на большой;

—  из множества геометрических фигур найти только круги.

Такие упражнения помогут ребенку правильно выполнить за­дания в тетради и будут развивать математические способности.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь пра­вильными приемами счета (называть числительные по поряд­ку, указывая на предметы, расположенные в ряд).

Согласовывать в роде, числе и падеже числительное с суще­ствительным; относить последнее числительное ко всей группе.

Знакомить:

—  с цифрами от 1 до 5;

—  со стихами, загадками, считалками, в которых присут­ствуют числа.

Учить:

—  писать цифры по точкам;

—  соотносить цифры с количеством предметов;

—  понимать отношения между числами в пределах 5;

—  отгадывать математические загадки;


—  порядковому счету в пределах 5, различать количествен­ный и порядковый счет, правильно отвечать на вопро­сы: «сколько?», «который?», «какой по счету?»;

—  устанавливать равенство и неравенство групп предме­тов, когда предметы находятся на различном расстоя­нии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.

Продолжается работа, начатая в младшей группе. Дети за­крепляют понятия один и много, упражняются в сравнении .чнух групп предметов, учатся устанавливать равенство и нера- ж'иство, считать по образцу и названному числу. С этой целью им предлагаются следующие задания: нарисовать грибочков только же, сколько нарисовано белочек; нарисовать в ниж­нем прямоугольнике на один кружок больше, чем в верхнем.

Большое внимание в средней группе уделяется отражению в >ечи детей результатов сравнения: кукол меньше, чем конфет, 11 конфет больше, чем кукол; 3 меньше, чем 4, а 4 больше, чем 3.

: )то подготавливает их к осознанию понятий больше — меньше.

Выполняя различные задания, дети учатся понимать неза- иисимость числа от пространственного расположения предме­тов, их величины.

Дети знакомятся с цифрами от 1 до 5.

Рассмотрим работу с цифрой 1.

1.  Дети отгадывают загадки.

Затем педагог задает детям вопросы по содержанию и про­водит работу с рисунком.

2.  Учат стихи про цифру 1. Предлагается какое-либо сти­хотворение.

3.  Пишут цифру 1 по точкам.

4.  Находят ее среди множества других цифр.

5.  Заштриховывают и закрашивают количество предметов, которое эта цифра обозначает.

Дети знакомятся с порядковым счетом, слушая известные им сказки и литературные произведения, что делает процесс обучения увлекательным и соответствует психологическим особенностям дошкольника.

Например, читается отрывок из стихотворения К. Чуков­ского «Доктор Айболит»:

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом* сидит.

Приходи к нему лечиться И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!


Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!

Дети рассматривают рисунок по тексту стихотворения.

На вопрос педагога: Сколько животных пришло к докто­ру Айболиту? — дети отвечают: Пять.

На вопрос: Какой по счету пришла к Айболиту корова? Волчица? Червячок? — отвечают: Первая, вторая, четвертый.

На вопрос: Кто пришел к доктору Айболиту третьим? — отвечают: Жучок.

ВЕЛИЧИНА

Учить:

—  сравнивать предметы контрастных и одинаковых раз­меров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров);

—  употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.);

—  выделять признаки сходства разных и одинаковых пред­метов и объединять их по этому признаку.

Задача педагога — продолжать учить детей сравнивать оди­наковые и разные по величине предметы. Когда дети научатся сравнивать размеры (длину, ширину, высоту) двух предметов, предлагаются задания на сравнение трех, пяти предметов.

Детей учат: чтобы разложить предметы в ряд по порядку от самого длинного, можно выбирать каждый раз самый длин­ный предмет из оставшихся. Внимание фиксируется на том, что тот предмет, который они выбрали, самый длинный.

Задания, предлагаемые в тетради «Я считаю до пяти», спо­собствуют развитию глазомера.

Для закрепления полученных знаний используются игро­вые упражнения «Найди такой же», «Построй ворота».

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квад­рат, треугольник, прямоугольник, овал.

Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

Учить видеть геометрические фигуры в формах окружаю­щих предметов, символических изображениях предметов.

Дошкольники учатся находить заданную фигуру среди множества других. Их знакомят с тем, что фигуры могут


Г>мть разного размера. Продолжается работа по развитию умения видеть в предметах окружающего мира геометричес­кие фигуры.

В середине года детям предлагаются задания на разви­тие умения зрительно расчленять форму изображения пред­мета на части. К этому они подготовлены играми с мозаи­ками, занятиями по аппликации, на которых из геометри­ческих фигур наклеивали предметы: домик, машину, елку, неваляшку.

Детям предлагаются символическое изображение предме­та и геометрические фигуры; нужно закрасить только те фи­гуры, из которых состоит заданный предмет.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закреплять:

—  умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

—  времена года: осень, зима, весна, лето.

Учить:

—  отгадывать загадки о частях суток, временах года;

—  различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;

—  различать понятия: быстро, медленно.

Детей учат устанавливать последовательность частей су­ток, с этой целью используется иллюстративный материал. Такая же работа проводится по уточнению и закреплению знаний о временах года.

Ознакомление с частями суток, временами года осуществ­ляется в основном на чувственной основе. Во время режим­ных моментов педагог уточняет, что они делают утром, днем, вечером, ночью; на прогулке рассказывает детям о характер­ных признаках каждого времени года (осенью часто идут дожди, опадают листья; зимой идет снег, можно кататься на санках, лепить снеговиков; весной на деревьях появляют­ся листья, первые цветы; летом, жарко, можно купаться). Детям читают стихи о временах года.

Дошкольников подводят к пониманию того, что времена года идут друг за другом по порядку. Они осознают, что все­гда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня; которьТе прошли, называются вчера; которые только наступят, называются завтра.

Проводятся словесные игры «Закончи предложение», «Что сначала, что потом?».


ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Продолжать учить:

—  различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо;

—  обозначать словами положение предмета относительно себя;

—  ориентироваться на листе бумаги.

Программные задачи по ориентировке в пространстве ре­шаются в единстве с другими задачами. Взаимообратные обо­значения пространственных отношений, направлений, рассто­яний всегда предлагаются детям попарно и одновременно (сле­ва — справа, далеко — близко, вверху — внизу). Например: найти верхнюю и нижнюю полоску, нарисовать определен­ное количество предметов вверху, внизу.

Игра «Парные картинки». Ребенку предлагается соединить картинки, на которых предметы расположены одинаково (сле­ва, в середине, справа).

Игра «Кто внимательный?». Ребенок находит различия между двумя картинками, ориентируясь на пространствен­ные признаки.

Игра «Закрась правильно» (закрась зайку, который дале­ко от морковки, и морковку, которая близко от зайки).

На прогулках и физкультурных занятиях дети закрепля­ют полученные знания в игровых упражнениях («Чей мяч покатился дальше?», «Куда упал снежок?», «Кто поднимется выше?», «Подняли руки вверх и опустили вниз»).

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Детям средней группы предлагаются более сложные зада­чи на сравнение, установление закономерностей, последова­тельности событий, анализ и синтез, чем детям младшей.

Например, в задании «Дорисуй недостающую фигуру» дети должны установить, какой фигуры нет, ориентируясь на вер­хний ряд, в котором все фигуры нарисованы. В игре «Дори­суй предметы» дети должны понять, что каждый предмет отличается от другого размером в ряду образцов, и по анало­гии нарисовать недостающие предметы в следующих рядах.

Выполняя игровое упражнение «Сколько зайцев в корзи­не?», необходимо решить для себя, что у каждого зайца два уха, поэтому их спряталось в корзине трое, а четвертый заяц виден, поэтому их в корзине четверо.

Задание «Закрась только те геометрические фигуры, из которых состоит нарисованный предмет» способствует разви­тию таких мыслительных операций, как анализ и синтез.


Дети учатся устанавливать последовательность событий, когда картинки с изображением частей суток, времен года расположены не по порядку.

Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети должны:

—  считать в пределах пяти, относить последнее числитель­ное ко всей группе предметов, согласовывать числитель­ное с существительным в роде, числе и падеже;

—  называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотно­сить количество предметов с цифрой;

—  понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;

—  отгадывать математические загадки;

—  различать количественный, порядковый счет;

—  устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;

—  находить заданные геометрические фигуры среди мно­жества других;

—  сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ши­рине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;

—  выделять признаки сходства и различия между предме­тами и объединять их по этому признаку;

: отгадывать загадки о временах года;

 различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, мед­ленно-,

—  уметь ориентироваться на листе бумаги;

—  решать простые логические задачи на сравнение, клас­сификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

—  понимать задание и выполнять его самостоятельно;

—  проводить самоконтроль и самооценку выполненной ра­боты.

Каждое занятие, предложенное в книге, соответствует фе­деральным государственным требованиям к структуре обяза­тельной общеобразовательной программы дошкольного обра­зования, так как построено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными воз­можностями и особенностями воспитанников.


Интегрируемые образовательные области

«Познание» включает в себя формирование понятий и пред­ставлений о числе, форме, величине, ориентировке во време­ни и пространстве, а также овладение математической терми­нологией.

«Коммуникация» представляет речевое развитие. Основная функция — общение. Задача речевого математического раз­вития имеет свою специфику и включает в себя:

обогащение словаря ребенка словами, обозначающими ма­тематические понятия и представления (больше, меньше, плюс, минус и т.д.);

формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);

формирование диалогической речи (ответы на вопросы).

«Чтение художественной литературы» включает в себя:

—  чтение стихотворений о цифрах, частях суток, време­нах года, геометрических фигурах; отгадывание детьми загадок, в которых присутствуют числа;

—  заучивание пословиц, поговорок, в каждой из которых обязательно присутствует число («Один раз солгал — навек лгуном стал»).

«Физическая культура» представлена физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выпол­няют несложные движения по тексту стихотворений, что спо­собствует развитию мелкой моторики, основных движений.

На занятиях дети выполняют несложные задания на со­единение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года), штриховку (раскрась только те пред­меты, которых по два; только круги и т.д.).

«Художественное творчество» обеспечивает единство вос­питательных, развивающих и образовательных задач.

Образовательные задачи*

Воспитательные задачи решаются на каждом занятии.

У детей формируются с младшей группы навыки учебной деятельности:

—  умение не мешать товарищам;

—  заниматься сообща;

—  готовить материалы, необходимые для занятия;

—  желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми;

—  умение самостоятельно выполнять задание;

* См. текст программы.


интерес к занятиям математикой;

- самостоятельность при выполнении учебно-игровых за­даний.

Программа соответствует принципу развивающего обуче­ния, ее цель — развитие ребенка, которое непосредственно происходит и в рамках формирования математических пред- г г.шлений.

Развивающие задачи в первую очередь направлены на развитие мышления, памяти, внимания, речи, а также ов- чадение предпосылками к универсальной учебной деятель­ности.

Содержание программы соответствует основным положе­ниям возрастной психологии и дошкольной педагогики, со­здана более 15 лет назад и успешно реализуется и в настоя­щее время:

—  сочетает принцип научной обоснованности и практичес­кой применимости;

—  соответствует критериям полноты, необходимости и до­статочности;

—  основывается на комплексно-тематическом принципе;

—- предусматривает решение программных задач в совмест­ной деятельности взрослого и детей, а также в самосто­ятельной деятельности каждого ребенка.

В программе для каждой возрастной группы дано пример­ное комплексно-тематическое планирование («Число и циф­ра 1», «Число и цифра 2» и т.д.).

Тема отражается в подборе учебно-игровых заданий (сти­хи, пословицы, физкультминутки, проблемно-поисковые иг­ровые упражнения и т.д.).

Такой подход дает большие возможности для формирова­ния математических понятий и представлений, развития ма­тематических способностей.

Таким образом, работа по данной программе:

—  задает содержание математического развития детей до­школьного возраста на современном этапе обучения;

—  открывает большие возможности для творчества педаго­га (наличие УМК, который педагог может использовать по своему усмотрению; в зависимости от уровня разви­тия детей, вносить изменения и дополнения в сценарии);

—  способствует развитию математических способностей у детей;

—  обеспечивает необходимый уровень математического раз­вития для успешного усвоения математики в начальной школе.


Примерное комплексно-тематическое планирование занятий

Занятие 1

Интегрируемые образовательные области*: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей.

Программные задачи

Количество и счет: один и много; сравнение множеств и установление соответствия между ними.

Величина: большой и маленький.

Геометрические фигуры: круг (находить среди множества фигур).

Цели

Закреплять:

—  умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много;

—  сравнивать две группы предметов, устанавливать равен­ство между ними;

—  знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку;

—  считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильны­ми приемами счета;

—  считать слева направо, называть числительные по по­рядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже.

—  знания о геометрической фигуре круг (находить среди других геометрических фигур).

Учить:

—  отгадывать загадки на основе зрительно воспринимае­мой информации;

—  понимать учебную задачу и выполнять ее самостоя­тельно.

* Интегрируемые образовательные области и формы деятельности идентич­ны для всех последующих занятий.


<Нормировать:

—  представление, что круги могут быть разного размера;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

*

1. Игра «Загадки и отгадки» (лист 1, рис. 1).

Предложите детям отгадать загадки:

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

( Елка.)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

( Солнце.)

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Ежик.)

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть — нет головы.

(Гриб.)

Задание и вопросы

“Ф- Каких предметов на картинке много? (Шишек, ежей.) -Ф- Каких предметов по одному? (Солнце, гриб, елка.)

-Ф- Закрасьте предметы, которых по одному.

2. Игра «Соедини правильно» (лист 1, рис. 2).

Задание и вопросы

-ф- Сколько шариков на карточке в левом верхнем углу, в нравом нижнем углу? (Один..)

-Ф- Сколько пирамидок на карточке в правом верхнем углу, к левом нижнем углу? (Две.)

-Ф- Чего больше: шариков или пирамидок? (Шариков мень­ше, а пирамидок больше.)


-Ф- Предложите детям соединить линией карточки с одина­ковым количеством предметов.

3.  Физкультминутка «Медвежата».

Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили

Вот так, вот так, вот так, вот так.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так, вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали

Вот так, вот так, вот так, вот так.

4.  Игра «Проведи дорожку» (лист 1, рис. 3).

Предложите детям провести дорожку от большой матреш­ки к большому ведру, а от маленькой матрешки к маленько­му ведру.

Спросите детей, как они провели дорожки (от большой матрешки к больш<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.