Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подробнее см. комментарий к ст. 19.) 23 страница



Заслуживает внимания, что не так давно, а именно уже после 1 января 2010 г., когда вступили в законную силу поправки, внесенные в ЛК РФ Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ, наделившие государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ, в пределах полномочий этих органов осуществлять государственный лесной контроль и надзор, за лесничествами такие полномочия признавать отказывались.

Так, в Определении Верховного Суда РФ от 17.03.2010 N 47-Г10-4 указывалось следующее: "Ссылка на то, что с 1 января 2010 г. стало возможным осуществление государственного лесного контроля и надзора государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ, в частности, лесничествами, имеющими статус госучреждений... основаны на неправильном истолковании закона".

Верховный Суд РФ определил, что до тех пор, пока Правительство РФ ввиду требований ч. 2.2 ст. 96 ЛК РФ не установило особенности правового положения вышеназванных госучреждений, действующее законодательство не допускает осуществление государственного лесного контроля (надзора) лесничествами. Более того, лесничества, под которыми понимается категория, определенная ст. 23 ЛК РФ, "не могут сами за собой осуществлять контроль и надзор".

Однако еще большее любопытство вызывает принятое полгода спустя (по прошествии трагически запомнившегося небывалыми лесными пожарами летнего сезона) Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2010 N 47-Г10-32.

В данном решении Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (включая одного судью, входившего в состав "тройки" при принятии предыдущего Определения) высказала прямо противоположную позицию. Поскольку право подведомственных государственных учреждений осуществлять государственный лесной контроль и надзор в рамках полномочий органов государственной власти субъектов РФ установлено нормами ЛК РФ, а также содержится в Положении об осуществлении государственного контроля и надзора (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394), правительство Оренбургской области правомерно возложило эти функции на областные государственные учреждения (лесничества). При этом на момент вынесения данного Определения особенности правового положения таких государственных учреждений Правительством РФ установлены не были (ч. 2.2 ст. 96 ЛК РФ).

4. В ч. 3 комментируемой статьи устанавливается перечень прав, которыми наделены субъекты федерального государственного лесного надзора для осуществления возложенных на них функций. Законодатель прямо в тексте нормы относит к таким субъектам должностных лиц уполномоченных органов государственной власти РФ, субъектов РФ и должностных лиц государственных учреждений (государственных лесных инспекторов или лесничих).

Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор, обладают следующими правами:

1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

2) осуществлять патрулирование лесов <1> в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 804, внесшим изменения в Положение о Рослесхозе, в перечень нормативных правовых актов, принимаемых Рослесхозом, был включен акт, устанавливающий нормативы патрулирования лесов (пп. 5.3.48(2));

--------------------------------

<1> Приказом Рослесхоза от 22.09.1997 N 122 "Об утверждении Инструкции по авиационной охране лесов" был установлен порядок организации и проведения авиационного патрулирования лесов, которое заключается в систематическом наблюдении с воздуха лесной территории с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах. Выбор режима и интенсивности (кратности) авиапатрулирования в каждый период зависит от класса пожарной опасности в лесу по условиям погоды.

О ходе и результатах проведения авиационной охраны лесов в 2009 году см.: Приказ Рослесхоза от 29.01.2010 N 31 "Об итогах работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, по борьбе с лесными пожарами в 2009 году и организации работы по охране лесов от пожаров в 2010 году".

 

3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных ЛК РФ документов;

5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах (порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах устанавливается Рослесхозом (пп. 5.3.31(3) Положения о Рослесхозе);

6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства (в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ такие проверки могут быть плановыми и внеплановыми, документарными и выездными);

7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание (совершение лесными инспекторами досмотра транспортных средств регулируется ст. 27.9 КоАП РФ);

10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;

11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;

12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (основание - ст. 23.24, п. 32 ч. 2, п. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);

14) привлекать в установленном законодательством РФ порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах.

В Лесном кодексе РФ приведенный перечень открытый. Таким образом, должностные лица органов и государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, могут обладать иными предусмотренными федеральными законами полномочиями.

Что касается включения новелл в перечень полномочий, то в сравнении с редакцией Федерального закона N 442-ФЗ объем прав лиц, выполняющих функцию лесной охраны, расширен двумя новыми полномочиями:

- задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы (п. 14.1 ч. 3 ст. 96 ЛК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ);

- изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы (п. 14.2 ч. 3 ст. 96 ЛК РФ, ст. 27.10 КоАП РФ).

5. Исходя из ч. ч. 3.1 - 3.5 комментируемой статьи должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в установленном порядке. Порядок приобретения, ношения, хранения и использования указанных видов оружия регулируется Федеральными законами от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране", а также Правилами хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 N 47.

Правительство РФ устанавливает перечень и предельную численность должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, разрешенного в качестве служебного оружия, а также перечень типов, моделей и количество единиц такого оружия.

6. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи государственному лесному инспектору или лесничему выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца. Перечень форменной одежды работников лесного хозяйства, норм ее выдачи, порядка учета и ношения утвержден Приказом Рослесхоза от 14 декабря 2005 года N 331. Образец служебного удостоверения государственного лесного инспектора содержится в приложении 1 к Приказу МПР РФ от 11 июня 2002 года N 358.

7. В ч. 5 комментируемой статьи закрепляется обязательность исполнения решений органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, всеми участниками лесных отношений. Относительно данного положения можно привести по крайней мере два существенных замечания. Во-первых, как уже отмечалось, участниками лесных отношений в силу ч. 1 ст. 4 ЛК РФ являются публично-территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования), юридические лица и граждане. Руководители и иные должностные лица юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители в этом перечне не поименованы, в то время как в соответствии с комментируемой статьей ЛК РФ федеральный государственный лесной надзор осуществляется в том числе и в отношении этих лиц.

Кроме того, в комментируемой норме законодатель фиксирует обязательность решений, принятых органами исполнительной власти, осуществляющими функции лесной охраны. Что касается решений государственных учреждений, которые наравне с указанными органами наделены полномочиями в этой сфере, о них в норме упоминаний не содержится.

Далее рассматриваемой частью статьи устанавливается право участников лесных отношений на обжалование решений органов исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсюда можно заключить, что для признания решений органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов лиц, в отношении которых было вынесено такое решение.

 

Статья 97. Федеральный государственный пожарный надзор в лесах

 

Комментарий к статье 97

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, которым передаются полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции.

Фактическое распределение полномочий по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ, а также органы государственной власти, реализующие такие функции, аналогичны органам федерального государственного лесного надзора и установленному ЛК РФ разделению полномочий между ними (см. комментарий к ст. 96 ЛК РФ).

Так, к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) относится принятие целого массива нормативных правовых актов, направленных на регулирование лесных отношений в сфере осуществления федерального государственного пожарного надзора, в том числе:

1) правила пожарной безопасности в лесах (включая леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, - по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии РФ) (пп. 5.3.31 Положения о Рослесхозе) (ныне действуют Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417);

2) порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма предоставления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (пп. 5.3.31(2) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (далее - Положения о Рослесхозе)). По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров Рослесхоз принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с разработанным межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования (пп. 5.4.28, 5.20(1) Положения о Рослесхозе);

3) правила тушения лесных пожаров (пп. 5.3.31(3) Положения о Рослесхозе);

4) порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах (пп. 5.3.31(4) Положения о Рослесхозе);

5) акт, устанавливающий нормативы противопожарного обустройства лесов (пп. 5.3.31(5) Положения о Рослесхозе);

6) акт, определяющий виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов (пп. 5.3.31(6) Положения о Рослесхозе).

Кроме того, Рослесхоз непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет федеральный государственный пожарный надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных на территории Московской области; лесов, расположенных на землях обороны и безопасности; в случаях, когда переданные Российской Федерацией полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ. Согласно пп. 5.4.19(1) Положения о Рослесхозе в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных на территории Московской области, Рослесхоз уполномочен принимать меры пожарной безопасности и осуществлять тушение лесных пожаров.

Также к полномочиям Рослесхоза, существенно расширенным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 804, с 18 октября 2011 г. относится согласование сводных планов тушения лесных пожаров на территориях субъектов РФ (пп. 5.4.27 Положения о Рослесхозе).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Во всех остальных случаях полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах делегированы органам исполнительной власти субъектов РФ.

Правовую основу осуществления Федерального государственного пожарного надзора в лесах составляют ЛК РФ, законодательство РФ о пожарной безопасности (в частности, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.2010 N 595, а также нормативные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ по вопросам исполнения переданных на региональный уровень полномочий Российской Федерации в рассматриваемой сфере.

2. В ч. 2 комментируемой статьи органам государственной власти РФ и субъектов РФ разрешено передавать свои полномочия по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах подведомственным учреждениям. Так, например, Приказом Рослесхоза от 16.05.2011 N 178 был утвержден Перечень должностных лиц государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.

3. Часть 4 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, указывающую на утвержденное Правительством РФ Постановлением от 03.08.2010 N 595 Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах.

Важно отметить, что данное Положение устанавливает права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, и порядок осуществления ими своих полномочий.

В частности, должностные лица, осуществляющие государственный пожарный надзор в лесах, имеют право:

1) осуществлять государственный пожарный надзор в лесах за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами (а также в соответствии с текущей редакцией ЛК РФ индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями);

2) вносить в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в лесах;

3) проводить обследования и проверки лесных участков и расположенных на них объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах и пресечения их нарушений;

4) давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах;

5) проверять соблюдение гражданами, пребывающими в лесах, требований пожарной безопасности в лесах;

6) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

 

Статья 98. Муниципальный лесной контроль

 

Комментарий к статье 98

 

1. В комментируемой статье установлено, что на территории муниципального образования органы местного самоуправления уполномочены осуществлять муниципальный лесной контроль. При этом органы местного самоуправления реализуют свои функции в соответствии со ст. 84 ЛК РФ и с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с пп. 32 п. 1 ст. 14, пп. 29 п. 1 ст. 15, пп. 38 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) осуществление муниципального лесного контроля относится к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа. Отметим, что в отношении муниципальных районов функции по муниципальному лесному контролю были впервые отнесены к вопросам местного значения Федеральным законом N 242-ФЗ.

Порядок организации и осуществления муниципального лесного контроля устанавливается муниципальными правовыми актами в соответствии с ЛК РФ, ЗК РФ (например, в части определения лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, - ст. 19 ЗК РФ), Федеральным законом N 131-ФЗ, Федеральным законом N 294-ФЗ, а также уставами муниципальных образований, решениями, принятыми на местных референдумах и сходах граждан.

Так, решением Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский Московской области от 24.09.2009 N 42/7 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального лесного контроля на территории городского округа Лосино-Петровский. Согласно указанному Положению органом муниципального лесного контроля является администрация городского округа Лосино-Петровский. При исполнении своих полномочий должностные лица указанного органа руководствуются Административным регламентом исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального лесного контроля на территории городского округа Лосино-Петровский (утвержден Постановлением администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области от 11.11.2010 N 337).

2. Между тем важно обратить внимание на некоторую неопределенность в установлении объекта муниципального лесного контроля в разных нормах ЛК РФ. Согласно комментируемой статье ими являются лесные участки, расположенные на территории муниципального образования, в то время как ст. 84 ЛК РФ относит к таким объектам только лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности (например, городские леса, леса на особо охраняемых природных территориях местного значения).

Кроме того, в основе приведенного из Федерального закона N 294-ФЗ определения понятия "муниципальный контроль" также лежит территориальный подход. Отсюда существует возможность параллельной реализации (дублирования) функций федерального государственного лесного надзора и муниципального лесного контроля в отношении одного и того же объекта.

 

Глава 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

 

Комментарий к статье 99

 

1. Часть 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер и закрепляет два вида санкций за нарушение лесного законодательства: уголовно-правовые и административно-правовые.

Интересно отметить, что институт ответственности за нарушение лесного законодательства имеет древнюю историю, так как первые лесоохранные нормы появились в Русской Правде Ярослава Мудрого <1> и были направлены на защиту права собственности на лесные промыслы, в частности бортничества.

--------------------------------

<1> См.: Краткая редакция Русской Правды // Российское законодательство X - XX вв. М., 1984. Т. 1.

 

По действующему законодательству административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Лицо, нарушившее лесное законодательство, возмещает причиненный вред добровольно или в судебном порядке, т.е. несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности. Общие правила возмещения вреда установлены в Гражданском кодексе РФ.

В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 31 декабря 2010 г. за исключением отдельных положений) была усилена уголовная и административная ответственность за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, существенно повышены штрафные санкции за неосторожное обращение с огнем на лесных территориях, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет за намеренное уничтожение или повреждение лесных насаждений (поджог).

При применении норм об ответственности за экологические правонарушения в сфере лесных правоотношений необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения".

В КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения как в сфере лесных правоотношений, так и непосредственно связанных с ней.

В гл. 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности":

- самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (ст. 7.1) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб.;

- уничтожение или повреждение специальных знаков, в том числе уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков (ч. 2 ст. 7.2), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц - от 5 до 10 тыс. руб.;

- самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование данных участков (ст. 7.9) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб.;

- самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, лесного участка или водного объекта (ст. 7.10) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб.;

- пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии) (ст. 7.11) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб.

В гл. 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования":

- нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде (ст. 8.3), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц - от 2 до 5 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 2 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 10 до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц - до 10 тыс. руб., на юридических лиц - до 150 тыс. руб.;

- сокрытие или умышленное искажение экологической информации (ст. 8.5) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб.;

- порча земель, в том числе самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение (ст. 8.6), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2 тыс. руб., на должностных лиц - до 4 тыс. руб., на юридических лиц - до 40 тыс. руб.;

- невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц - до 3 тыс. руб., на юридических лиц - до 50 тыс. руб.;

- нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц - до 3 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - до 3 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц - до 30 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.