|
|||
Ученик.. Слово учителя ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 8. Ученик. Празднование совершалось по строго расписанному порядку, что это отразилось на названиях дней масленичной недели. Понедельник – назывался «Встречей», это начало праздника Вторник - «Заигрыши»: с этого дня начинались разного рода развлечения, ряжения, катания; Среда – «Лакомка»: она открывалась угощением бликами и другими яствами; Четверг – «Разгул», «Переломом», «Широким четвергом», на этот день приходилось средина веселья и гульбы. Пятница – «Тещины вечера»: зятья угощали тёщ. Суббота – «Золовкины посиделки»: молодые невестки принимали родных в гости. Воскресение – «Проводы», «Целовник», « Прощальный день», конец масленичного веселья. 9. Обязательным масленичным угощением были блины. Масленичная еда имела обрядово-ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем богаче будет год. 10. Масленичные игры носили преимущественно развлекательный характер : езда на лошадях, катание с гор на санках, игры в снежки, борьба, кулачные бои и т.д.
2.6. Слово учителя Масленичных песен до нас дошло немного. Одни из них связаны с обрядом встречи, другие - с обрядом проводов Масленицы. Учитель: Каков обряд встречи масленицы? 11. Обряд встречи Масленицы был следующим: Делали из соломы чучело, придавали ему при помощи одежды вид женщины, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на горе, где проходили игры и катание на санках. На горке, возвышенности обычно зажигали костер в честь набирающего силу Солнце. Зажигая ритуальный огонь в честь Солнца, люди стремились приблизить огонь к Солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорит наступление долгожданной весны. В середину костра вставляли шест с укрепленным вверху его зажженным колесом – символом Солнца. В различных видах народного искусства встречается условное изображение Солнца – символа жизни. 12.Солнце становится непременным элементом всех землевладельческих обрядов. Костры часто жгли на озимом поле, а головешки и пепел разбрасывали по всему полю или зарывали в снег. Все это должно было способствовать будущему плодородию земли. Песни, сопровождающие обряд встречи Масленицы, отличает жизнерадостный тон. Это прежде всего величальная песня в честь Масленицы: Дорогая наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, триаршинная, Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новолюдненький, Брови черные, наведенные, Шуба синяя, ластки красные, Лапти частые, головосетые, Портянки белые, набеленные! ( см. приложение) 13. В песнях, посвященных встрече Масленицы, разрабатывается мотив изобильного угощения. В них говорится, что Масленицу с радостью встречают «с блинами, с караваями, с варениками», «с сыром, маслом, калачом и печеным яйцом». Подчеркивание богатства и праздничного изобилия в масленичных песнях имело магическое значение. 14. А в последний день праздника провожали Масленицу. Соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню, и там его либо сжигали, либо разрывали на части и закапывали в снег. Проводы Масленицы сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Ритуальный смех утверждал жизнь. Это был своего рода оберег. Ученик: Есть в природе нашего народа Вечные, особые черты- Не берут ни годы, ни невзгоды, Ни капризы ветреные моды, От души они, от доброты. Гость, войди! Традиций не нарушим. С ним чайку всегда попьем. Всем известно русское радушье: Хлебосольство и открытый дом! Учитель: Вопрос к классу - Сколько видов каш готовили русские крестьянки в XVII в. ( Более 20) - Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки мастерицы ? ( более 50) Видите как богата и разнообразна русская кухня.
Ученик: Мы гостей встречаем… Чаем, чаем, чаем! Первым делом угощаем… Чаем, чаем, чаем! Приглашаем к самоварам… С чаем, с чаем, с чаем! И в накладку, и в прикуску… Чай, чай, чай! Пейте чай, друзья, всегда Чай, чай, чай! Ученик: В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказалось : « питье доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусно». Учитель: Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток – прибауток, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек. А знаете ли вы пословицы? Я начну пословицы, а вы закончите. Ученик: Мы всех вас созвали, всех мы чаем угощаем. ( Ученики угощают всех чаем, блинами, куличами)
Итог. Рефлексия. Сегодня я узнал(а)… Для меня интересным было узнать о …
Домашнее задание: Подобрать колядки, подблюдные песни, масленичные песни.
|
|||
|