|
|||
Звучит песня из мультфильма «Зима в Простоквашино», «Кабы не было зимы».Стр 1 из 3Следующая ⇒ Цель: Познакомить учащихся с зимними календарными обрядами; учить культуре своего народа и других народов; развивать навыки самостоятельной работы, умение работать со справочной литературой; воспитывать к интерес к национальной истории, к источнику родного языка и культуры. Оборудование: На доске – название месяцев в соответствии с их характеристиками; название зимних праздников по старому и новому календарю; учащиеся сидят по группам за отдельными столами, на каждом столе скатерть, самовар, чай, куличи, презентация урока, фонотека. Тип урока:Урок – знакомство с литературным краеведением. Эпиграф:«…началом воспитания человеческого рода должно быть всестороннее облагораживание».(Я.А. Коменский) Ход зантия: 1. Звучит песня из мультфильма «Зима в Простоквашино», «Кабы не было зимы». Ученик 1 :Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Хоть и более привычный Нам полеты на Луну, Вспомним старые обычаи , Вспомним нашу старину. 2.1. Слово учителя. 2. Большинство народных праздников отмечалось славянами в строго определенные дни года. В XIX веке русские ученые Ф. Буслаев и А. Афанасьев разделили обряды на два цикла, учитывая два солнцестояния – зимнее и летнее. В купальскую ночь Солнце достигало своей наивысшей силы в году и начинало постепенно убывать («умирать»). С 22 декабря (самый короткий день в году) начиналось постепенное «воскресение» Солнце (в основе – миф о Солнце) 3. Учащийся рассказывает Миф о Солнце. 2.2 Слово учителя 4. Следуя природному календарю, человек внимательно сопоставлял данные разных лет. Так, видимо, появились древние характеристики месяцев, отражающие суть состояние природы в данное время, ритмически повторяющееся каждый год. Слайд. 5. Например: Январь – просинец; Февраль – бокогрей; Март – протальник; Апрель – травень; Июнь – хлеборост; Июль – страдник; Август – жнивень; Сентябрь – хмурень; Октябрь – грязник; Ноябрь – листочник; Декабрь – студеный;
|
|||
|