Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





покровов пациентов



 

Занятие №4 Согласно требованием нормативных документов, отходы здравоохранения подразделяют на 5 классов опасности: А – неопасные; Б – опасные (рискованные); В – чрезвычайно опасные; Г – приближенные к промышленным; Д – радиоактивные. К классу Б относят материалы и инструменты, контактировавшие с биологическими жидкостями пациента. Для сбора отходов используются герметичные пакеты желтого цвета с соответствующей маркировкой. Класс чрезвычайно опасных отходов образуют инструменты и материалы, находившиеся в контакте с больными особо опасными инфекционными заболеваниями. Пакеты для сбора медицинских отходов класса В имеют красный цвет. В силу специфики применения использованные одноразовые шприцы относятся к отходам класса Б или В. Их утилизация производится с соблюдением технологий и мер предосторожности, предусмотренных для работы с отходами соответствующего класса опасности. Различают ликвидационные и утилизационные методы обработки медицинских отходов. К ликвидационным относят: захоронение на спецполигоне; складирование на полигонах ТБО после предварительного обеззараживания; сжигание. Под утилизационными методами подразумевается использование медицинских отходов в качестве вторичного сырья. В частности, утилизационные методы применяются к изделиям из полимерных материалов и металла. Утилизация одноразовых шприцов и игл Перед утилизацией шприцы освобождают от игл с помощью иглосъемника, деструктора или иглоотсекателя. Использованные шприцы и иглы подлежат раздельному химическому или физическому обеззараживанию. При химическом обеззараживании шприцы и иглы обрабатывают дезинфицирующими растворами. Физическое обеззараживание игл и шприцов производится путем однократного автоклавирования или обработки излучением СВЧ. Перед обработкой отходы помещают в специальные пакеты или контейнеры. Автоклавирование производится в течение получаса при температуре пара 121 °С. Для окончательного разрушения игл и шприцов после автоклавирования используется дробилка или мельница. Саморазрушающиеся (самоблокирующиеся) шприцы собирают в безопасные одноразовые непрокалываемые контейнеры, которые подлежат обеззараживанию автоклавированием или СВЧ-излучением. После обеззараживания контейнер подлежит утилизации вместе со всем содержимым. Для временного хранения в пределах учреждения герметизированные контейнеры или пакеты с использованными шприцами обязательно пломбируют, маркируют соответственно классу опасности и помещают в специально оборудованное помещение. Для транспортировки отходов за пределы ЛПО используется спецтранспорт с закрытым кузовом. После рейса автомобиль подвергается дезинфекции и не может использоваться для каких-либо иных целей.

 

Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т. ч. возбудителей парентеральных вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции), бактерий (включая микобактерии туберкулеза), грибов на изделиях медицинского назначения, а также в их каналах и полостях.

Дезинфекции подлежат все изделия после применения их у пациента. Дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация изделий медицинского назначения и контроль направлена на профилактику внутрибольничных инфекций у пациентов и персонала лечебно-профилактических учреждений.

Основные этапы обработки инструментов медицинского назначения:

· I этап: дезинфекция;

· II этап: предстерилизационная очистка;

· III этап: стерилизация.

I этап – дезинфекция. Дезинфекцию изделий осуществляют физическим и химическим методами. Выбор метода дезинфекции зависит от особенностей изделия и его назначения. Физический метод дезинфекции: кипячение водяной насыщенный пар под давлением сухой, горячий воздух надежен, экологически чист и безопасен для персонала, поэтому в тех случаях, когда позволяют условия (оборудование, номенклатура изделий и т. д.), при проведении дезинфекции изделий предпочтение следует отдать этому методу. Основные правила дезинфекции физическим методом:

· 1. Перед кипячением изделия очищают от органических загрязнений, промывая водопроводной водой с соблюдением мер противоэпидемической защиты. Отсчет времени дезинфекционной выдержки начинают с момента закипания воды.

· 2. При паровом методе предварительная очистка изделий не требуется. Их складывают в стерилизационные коробки и помещают в паровой стерилизатор.

· 3. Дезинфекцию воздушным методом проводят без упаковки в воздушном стерилизаторе. Этим методом можно дезинфицировать только изделия, не загрязненные органическими веществами.

Химический метод дезинфекции. Основные правила этапа дезинфекции медицинского инструментария с использованием дезинфектантов:

· 1. в качестве средств стерилизации используют только разрешенные физические и химические средства;

· 2. при выборе средств следует учитывать рекомендации изготовителей изделий, касающиеся воздействия конкретных средств (из числа разрешенных в нашей стране для этой цели) на материалы этих изделий;
При проведении дезинфекции допускается использование только того оборудования, которое разрешено в установленном порядке к промышленному выпуску и применению;

· 3. Дезинфекцию с использованием химических средств проводят способом погружения изделий в раствор в специальных емкостях из стекла, пластмасс или покрытых эмалью БЕЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ. Наиболее удобно применение специальных контейнеров, в которых изделия размещают на специальных перфорированных решетках. Емкости с растворами дезинфицирующих средств должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации и т. д.;

· 4. Промывка изделий под проточной водой до дезинфекции НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, т. к. аэрозоль, образующийся в процессе мытья, может инфицировать лиц, занимающихся обработкой, а также поверхности помещений; Однако при применении многих альдегидосодержащих дезинфектантов очистка медицинских изделий от загрязнения является обязательной, так как эти дезинфектанты фиксируют белковые загрязнения, что затрудняет процесс дезинфекции. Такая очистка должна проводиться с соблюдением противоэпидемических принципов, в специальной емкости; промывные воды, салфетки, использованные для очистки, обеззараживаются одним из хлорсодержащих дезинфектантов;

· 5. Медизделия погружаются в дезраствор сразу же после применения таким образом, чтобы дезраствор полностью покрывал инструменты. Изделия сложной конфигурации дезинфицируют в разобранном виде. Каналы и полости изделий заполняют дезинфицирующим раствором так, чтобы в них не содержалось пузырьков воздуха;

· 6. Значительно загрязненные инструменты подвергают предварительной очистке , а затем собственно дезинфекции;

  • 7. Хлорсодержащие средства применяют в-основном для дезинфекции изделий медицинского назначения из стекла, пластмассы, резины, коррозионно-стойкого материала (хлорамин Б, «Клорсепт» и др.);

· 8. По окончании дезинфекционной выдержки изделия промывают. Оставшиеся загрязнения тщательно отмывают с помощью механических средств (ерши, щетки, салфетки марлевые или бязевые и др.) проточной питьевой водой;

  • 9. Ершевание резиновых изделий не допускается.

Стандарт дезинфекции шприцев однократного применения: для дезинфекции выделяются емкости с дезинфицирующим средством. Первая емкость - для промывания. Промывание проводится путем двух-трехкратного пропускания дезинфицирующего раствора через канал иглы и внутренней части шприца. Промывание заканчивается на пустом шприце. Не должно быть видимых остатков крови. Иглу не снимать! Смена раствора производится по мере загрязнения. Не более 15 шприцев 0,5 л. Возможен вариант набора дезинфицирующего средства в шприц и слив; пустую емкость, т. е. емкостей будет три.

Для дезинфекции инструментов однократного применения рекомендуется использовать хлорсодержащие средства.
При выполнении манипуляций на дому участковая служба, скорая помощь и медицинский работник должны иметь емкость с дезраствором для ополаскивания на месте. Затем шприцы складывают в плотно закрывающийся контейнер.

Основную дезинфекцию проводить в условиях медицинского учреждения. Вторая емкость - «для дезинфекции».
Емкость должна быть со «съемным ситом». Дезинфицирующее средство набирается в шприц и вынимается поршень. Шприц дезинфицируется с иглой. Выдерживается время экспозиции согласно «Методическим рекомендациям».

Уничтожение острых предметов:

  • 1. чтобы избежать случайных уколов иглами, не сгибайте и не ломайте их перед уничтожением;
  • 2. обеззараженные иглы должны быть помешены в непрокалываемый контейнер. Расположите контейнер близко к месту, где им будут пользоваться, чтобы не было необходимости переносить острые предметы перед выбрасыванием;
  • 3. выбросите герметично закрытый контейнер в мусоросборник;
  • 4. деформирование проводится в воздушном стерилизаторе при температуре 180 °С в течение 30 минут.

Как надевать колпачок на уже использованную иглу? Всегда надевайте колпачок на иглу одной рукой, делая это следующим образом:

1. введите кончик иглы в колпачок;
2. наклоните шприц так, чтобы колпачок сел на иглу;
3. другой рукой плотно наденьте колпачок на иглу.

Действуя подобным образом, вы предохраните себя и других от укола иглой. Аккуратно обращайтесь с острым инструментарием – перчатки не предохраняют от повреждения кожи, но они частично очистят иглу от крови, уменьшая количество инокулянта.

Стандартная дезинфекция изделий медицинского назначения многократного применения: предстерилизационная очистка предусматривает окончательное удаление остатков белковых, жировых, механических загрязнений и остаточных количеств лекарственных препаратов. Предстерилизационной очистке должны подвергаться все изделия, подлежащие стерилизации. Для этого этапа обработки изделий также используют только разрешенные моющие средства.

Разобранные изделия подвергают предстерилизационной очистке в разобранном виде с полным погружением и заполнением каналов. Мойку каждого изделия по окончании экспозиции проводят при помощи ерша, ватно-марлевого тампона и других приспособлений, необходимых при ручной очистке. Каналы изделий промывают с помощью шприца. Ершевание резиновых изделий не допускается. Предстерилизационную очистку ручным способом осуществляют в емкостях из пластмасс, стекла или покрытых эмалью (без повреждений). Машинная мойка изделий предпочтительнее ручной вследствие ограничения контакта персонала с инфицированным материалом и возможности обеспечения более качественной очистки. В настоящее время существует ряд средств, позволяющих объединить в один этап обработки дезинфекцию и предстерилизационную очистку. Этапы дезинфекции такие же, как и для одноразовых шприцев. Рекомендуется использовать альдегидсодержащие средства, окислители, ЧАС.

Этапы предстерилизационной очистки:

  • 1 этап: промывание проточной водой после дезинфекции над раковиной в течение 30 секунд до полного уничтожения запаха дезсредств;
  • 2 этап замачивание в моющем растворе при температуре воды 50 °С на 15 минут шприцев и головок в разобранном состоянии;
  • 3 этап: мытье каждого изделия в этом же растворе, где проводилось замачивание, с помощью ерша или ватного тампона в течение 30 секунд;
  • 4 этап: споласкивание проточной водой (после моющего средства «Биолот» – 3 минуты; после растворов перекиси водорода с моющим средством «Прогресс» – 5 минут; после моющих средств «Астра», «Лотос» – 10 минут);
  • 5 этап: споласкивание дистиллированной водой в течение 30 секунд;
  • 6 этап: просушивание горячим воздухом при температуре +75..+87 °C в сушильных шкафах.


Правила обработки рук медицинского персонала и кожных

покровов пациентов

В целях профилактики ВБИ обеззараживанию подлежат руки медицинских работников (гигиеническая обработка рук, обработка рук хирургов) и кожные покровы пациентов (обработка операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов доноров, санитарная обработка кожных покровов).В зависимости от выполняемой медицинской манипуляции и требуемого уровня снижения микробной контаминации кожи рук медицинский персонал осуществляет гигиеническую обработку рук или обработку рук хирургов. Администрация организует обучение и контроль выполнения требований гигиены рук медицинским персоналом. Для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений. Перед обработкой рук хирургов необходимо снять также часы, браслеты и пр. Для высушивания рук применяют чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования, при обработке рук хирургов - только стерильные тканевые. Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость. Гигиеническую обработку рук следует проводить в следующих случаях:

- перед непосредственным контактом с пациентом;

- после контакта с неповрежденной кожей пациента (например, при измерении пульса или артериального давления);

- после контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками, повязками;

- перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентом;

- после контакта с медицинским оборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента;

- после лечения пациентов с гнойными воспалительными процессами, после каждого контакта с загрязненными поверхностями и оборудованием.

12.4.2. Гигиеническая обработка рук проводится двумя способами:

- гигиеническое мытье рук мылом и водой для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов;

- обработка рук кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня. Обработку рук хирургов проводят все участвующие в проведении оперативных вмешательств, родов, катетеризации магистральных сосудов. Обработка проводится в два этапа: I этап - мытье рук мылом и водой в течение двух минут, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой); II этап - обработка антисептиком кистей рук, запястий и предплечий.

Измерение суточного диуреза и определение водного баланса

Диурез– это выделение мочи за известный промежуток времени.

Суточный диурез – общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток. Суточный диурез у взрослых 800 - 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагрузок и других факторов и должен составлять 75-80% от количества выпитой жидкости; 20-25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом.

Суточный водный баланс— это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством выделенной жидкости из организма в течение суток. Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т. д., а также объем парентерально вводимых растворов.

Учет и определение водного баланса

Цель:

  • диагностика скрытых отеков,
  • контроль эффективности применения диуретиков.

Оснащение:

  • медицинские весы
  • мерная стеклянная градуированная емкость для сбора мочи
  • лист учета водного баланса

1. Подготовка к процедуре:

1. Убедиться, что пациент сможет самостоятельно проводить учет жидкости.

2. Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного водно-пищевого и двигательного режима.

3. Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса. Убедиться в умении заполнять лист.

4. Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета введенной жидкости (учитывается не только содержание воды в пище, но и введенные парентеральные растворы).

2. Выполнение процедуры:

1. Объяснить, что в 6.00 часов необходимо помочиться в унитаз.

2. Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез.

3. Фиксировать количество выделенной жидкости в листе учета.

4. Фиксировать количество поступившей в организм жидкости в листе учета.

Например:

Введенная жидкость Выведенная жидкость
00мл 100мл
150мл 500мл
250мл 150мл
50мл 100мл
300мл -
150мл 300мл
250мл 100мл
Итого: 1350мл 1250мл

5. В 6.00 следующего дня сдать лист учета медицинской сестре.

3. Окончание процедуры:

1. Медицинской сестре определить, какое количество жидкости должно выделиться с мочой (в норме).

2. Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (80% - нормальное количество выведения жидкости).

3. Водный баланс отрицательный, если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано в норме.

4. Водный баланс положительный, если выделено больше жидкости, чем рассчитано в норме.

5. Сделать записи в температурном листе учета водного баланса.

Примечание:

  • Определение суточного диуреза можно производить с 8 часов утра до 8 часов утра следующего дня.

Алгоритм проведения очистительной клизмы

1. Установить доверительные отношения с пациентом

2. Обеспечить конфиденциальность процедуры

3. Проинформировать пациента о целях проведения очистительной клизмы и ходе данной процедуры

4. Убедиться в понимании пациентом цели и хода выполнения процедуры

5. Расспросить пациента о возможных сложностях при проведении процедуры (наличие наружных и внутренних геморроидальных узлов, трещин заднего прохода, неудержании пациентом воды)

6. Убедиться в отсутствии противопоказаний для проведения очистительной клизмы (острые воспалительные заболевания прямой и толстой кишок, опухоли, кровотечение, трещины заднего прохода, выпадение прямой кишки, острый аппендицит, перитонит, массивные отеки)

7. Подготовить воду для клизмы подогрев ее до температуры не выше 20˚С

8. Измерить температуру воды и оставить ее в емкости, где она нагревалась

9. Собрать систему для очистительной клизмы, соединив кружку Эсмарха с резиновой трубкой и ректальным наконечником

10. Закрыть вентиль или зажим на резиновой трубке

11. Надеть на себя клеенчатый фартук, резиновую или другую, закрытую, обувь

12. Надеть на головку косынку или колпак

13. Обработать руки гигиеническим способом

14. Осушить руки полотенцем

15. Налить в кружку Эсмарха 2 литра воды

16. Проверить температуры воды в кружке Эсмарха

17. Укрепить кружку Эсмарха на штативе

18. Надеть перчатки разового пользования

19. Уложить пациента на кушетку, предварительно постелив на нее клеенку размеров 2х3 метра, опустив свободный конец с кушетки

20. Поставить таз на пол так, чтобы конец клеенки спускался в тазик

21. Застелить кленку хлопчатобумажной пеленкой, выдержанной в теплом помещении

22. Открыть вентиль или зажим и выпустить воздух из трубки и наконечника, несколько миллилитров воды выпустить в тазик

23. Попросить помощника приготовить судно и распорядиться, чтобы оно стояло недалеко от кушетки на табурете, прикрытое пеленкой

24. Помочь пациенту занять положение на левом боку с приведенными к животу бедрами

25. Если придать такое положение пациенту невозможно, клизму проводят в положении пациента на спине

26. Смазать наконечник вазелином

27. Раздвинуть указательным и большим пальцами левой руки ягодицы больного, а правой рукой осторожно ввести наконечник в заднепроходное отверстие

28. Первые три-четыре сантиметра наконечник вводится по направлению к пупку, а затем продвижение его осуществляют по направлению к позвоночнику

29. Открыть вентиль на трубке или ослабить зажим, регулируя скорость поступления жидкости в кишечник

30. Попросить пациента расслабить мышцы брюшного пресса и промежности, дышать глубоко животом

31. Внимание! Если пациент предъявил жалобы на появление болей спастического характера в животе, прекратить процедуру, пока боль не утихнет. Продолжить вновь после кратковременного отдыха больного. Если боль не стихла, прервать процедуру и вызвать проктолога

32. Если весь объем воды введен в кишку, закрыть вентиль и осторожно извлечь наконечник из прямой кишки

33. Снять наконечник и поместить его в емкость с дезинфицирующим раствором

34. Попросить пациента полежать на спине в течение 5-10 минут и в течение этого времени удерживать воду в кишечнике

35. Попросить помощника подать судно пациенту при позывах на дефекацию или помочь ему сесть на судно, стоящее рядом на табурете

36. Убедиться, что процедура достигла цели, и дефекация произошла в достаточном объеме

37. Осмотреть каловые массы, при необходимости направить часть фекалий на анализ в лабораторию

38. Попросить помощника освободить судно от каловых масс

39. Подмыть пациента

40. Снять фартук, перчатки. Фартук поместить в емкость для дезобработки, перчатки утилизировать

41. Сменить обувь

42. Сопроводить пациента в палату

43. Распорядиться, чтобы помощники осуществили дезинфекцию судна, наконечников, клеенки. Проследить, чтобы наконечники были простерилизованы

44. Сделать запись в журнале манипуляций или в истории болезни пациента



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.