|
|||
Группа 11Стр 1 из 2Следующая ⇒
Дата: 17.04.2020 Учебная дисциплина: ОП 05.«Этика водителя транспортного средства» Группа 11 ТЕМА УРОКА: Психофизиологические качества водителя: подготовленность, моральная стабильность, трудоспособность. ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить психофизиологические качества водителя и их влияние на дисциплинированность и эмоциональную стойкость водителя.
Литература: 1. Пенежко Г.И. Безопасность движения на автомобильном транспорте -Учебное пособие. - М.: Транспорт, 1976 – 216 с. 2. Шестопалов С.К. Безопасное и экономичное управление автомобилем: Учеб.пособие. – Москва.: Издательский Центр «Академия», 2008 – 112 с. Содержание урока: С позиции психологии схема управления автомобилем такова. Через ощущения (в основном зрение и слух) водитель получает информацию из внешней среды. Внешние раздражители (сигнальные огни, звуки и т.д.) действуют на органы восприятия, где информация преобразуется в нервные импульсы, поступающие затем в центральную нервную систему – головной и спинной мозг. В мозгу принимается решение. К информации, полученной извне, добавляются из памяти ранее приобретенные знания, а также информация* поступающая в ходе действий через обратную связь, и только после этого вводится в работу нужная группа мускулов для совершения определенного движения. Кроме внешних раздражителей на действия водителя влияют внутренние (боль, эмоции и др.), которые также надо учитывать, потому что они могут зачастую привести в возникновению опасной ситуации. Например: рассмотрим ситуацию, когда в поле зрения водителя неожиданно появляется пешеход. Информацию о пешеходе водитель получает с помощью зрения. Она преобразуется в нервные импульсы и направляется в головной мозг. Раздражители суммируются: с учетом опыта в мозгу составляется программа действий и принимается решение. Когда решение готово, нервные импульсы подаются к мускулам и они приводятся в действие. В приведенном примере нога нажимает на педаль тормоза, затем на основании сигнала обратной связи имеется программа действий и мускулы получают новую команду в связи с изменением ситуации. Нога или сильнее нажимает на педаль, или прекращает нажим. Быстрая реакция спасает от ДТП тех, кто должен принимать решения в условиях острого дефицита времени. У хорошего водителя прирожденные свойства нервной системы (динамичность возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность) должны соответствовать профессии. Реагирование является одним из основных компонентов любой деятельности человека. Быстрота же и точность реакции имеют особое значение в условиях дефицита времени. В дорожных условиях – когда водитель реагирует на несколько раздражителей, выбирая из них наиболее важные, время реакции соответственно увеличивается. В нормальных рабочих условиях и при хорошем состоянии здоровья водителя время его реакции 0,8 – 1,0с. По причине недооценивания времени реакции происходят самые частые ДТП – столкновения. Столкновения можно избежать, если водитель: не забывает о своем времени реакции; умеет предвидеть обстоятельства, при которых движущий впереди водитель может неожиданно затормозить; учитывает свою скорость движения; умеет оценивать длину пути, проходимого за время реакции при различных скоростях движения; правильно оценивает тормозные свойства своего ТС; при интенсивном движении следит не только за ТС, находящимся непосредственно перед собой, но и за находящимся дальше по ходу, чтобы хватило времени на переработку информации и совершение необходимых действий. Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3–4 раза. В практике есть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее. Подготовленность определяется наличием у водителя знаний и навыков. Работоспособность – это состояние, которое позволяет выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Домашнее задание: 1. Выучить психофизиологические качества водителя. 2. Составить сжатый конспект. Консультации:с вопросами обращаться в дистанционном режиме по электронной почте преподавателя Мансурова Л.Ф. Адрес электронной почты: Mansyrova1007@mail.ru
Выполненное домашнее задание направлять на адрес электронной почты.
Преподаватель: Л.Ф. Мансурова
Дата: 17.04.2020 Учебная дисциплина: ОП 05.«Этика водителя транспортного средства»
|
|||
|