Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа 11



 

                                                                     Дата:     17.04.2020

Учебная дисциплина: ОП 05.«Этика водителя транспортного средства»

Группа 11

ТЕМА УРОКА: Психофизиологические качества водителя: подготовленность, моральная стабильность, трудоспособность.

ЦЕЛЬ УРОКА:  Изучить психофизиологические качества водителя и их влияние на дисциплинированность и эмоциональную стойкость водителя.

 

Литература: 1. Пенежко Г.И. Безопасность движения на автомобильном транспорте -Учебное пособие. - М.: Транспорт, 1976 – 216 с.

2. Шестопалов С.К. Безопасное и экономичное управление автомобилем: Учеб.пособие. – Москва.: Издательский Центр «Академия», 2008 – 112 с.

Содержание урока:

С позиции психологии схема управления автомобилем такова. Через ощущения (в основном зрение и слух) водитель получает информацию из внешней среды. Внешние раздражители (сигнальные огни, звуки и т.д.) дейст­вуют на органы восприятия, где информация преобразуется в нервные импуль­сы, поступающие затем в центральную нервную систему – головной и спинной мозг. В мозгу принимается решение. К информации, полученной извне, добав­ляются из памяти ранее приобретенные знания, а также информация* посту­пающая в ходе действий через обратную связь, и только после этого вводится в работу нужная группа мускулов для совершения определенного движения. Кроме внешних раздражителей на действия водителя влияют внутренние (боль, эмоции и др.), которые также надо учитывать, потому что они могут зачастую привести в возникновению опасной ситуации.

Например: рассмотрим ситуацию, когда в поле зрения водителя неожи­данно появляется пешеход. Информацию о пе­шеходе водитель получает с помощью зрения. Она преобразуется в нервные импульсы и направляется в головной мозг. Раздражители суммируются: с уче­том опыта в мозгу составляется программа действий и принимается решение. Когда решение готово, нервные импульсы подаются к мускулам и они приво­дятся в действие. В приведенном примере нога нажимает на педаль тормоза, затем на основании сигнала обратной связи имеется программа действий и мускулы получают новую команду в связи с изменением ситуации. Нога или сильнее нажимает на педаль, или прекращает нажим.

Быстрая реакция спасает от ДТП тех, кто должен принимать решения в условиях острого дефицита времени. У хорошего водителя прирожденные свойства нервной системы (динамичность возбуждения и торможения, их урав­новешенность и подвижность) должны соответствовать профессии. Реагирование является одним из основных компонентов любой деятель­ности человека. Быстрота же и точность реакции имеют особое значение в ус­ловиях дефицита времени. В дорожных ус­ловиях – когда водитель реагирует на несколько раздражителей, выбирая из них наиболее важные, время реакции соответственно увеличивается. В нормальных рабочих условиях и при хорошем состоянии здоровья во­дителя время его реакции 0,8 – 1,0с.

По причине недооценивания времени реакции происходят самые частые ДТП – столкновения. Столкновения можно избежать, если водитель: не забывает о своем времени реакции; умеет предвидеть обстоятельства, при которых движущий впереди води­тель может неожиданно затормозить; учитывает свою скорость движения;  умеет оценивать длину пути, проходимого за время реакции при раз­личных скоростях движения; правильно оценивает тормозные свойства своего ТС; при интенсивном движении следит не только за ТС, находящимся не­посредственно перед собой, но и за находящимся дальше по ходу, чтобы хватило времени на переработку информации и совершение необходимых действий.

Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3–4 раза. В практике есть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее.

Подготовленность определяется наличием у водителя знаний и навыков.

Работоспособность – это состояние, которое позволяет выполнять работу качественно и с высокой производительностью.

Домашнее задание: 1. Выучить психофизиологические качества водителя.

2. Составить сжатый конспект.

Консультации:с вопросами обращаться в дистанционном режиме по электронной почте преподавателя Мансурова Л.Ф. Адрес электронной почты: Mansyrova1007@mail.ru

 

Выполненное домашнее задание направлять на адрес электронной почты.

 

 

Преподаватель: Л.Ф. Мансурова

 

 

Дата:     17.04.2020

Учебная дисциплина: ОП 05.«Этика водителя транспортного средства»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.