![]()
|
|||||||||||||||||||||
Контент-Анализ. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Контент-Анализ. Тема:СИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ. Автор:Пестерев Арсений Олегович, студент 2 курса Института психолого-педагогического образования, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Руководитель: Котова Светлана Сергеевна- кандидат педагогических наук, доцент Ссылка: http://sci-article.ru/stat.php?i=1529851112 Несмотря на всеобъемлющее научно-техническое развитие общества в целом, человек, в общей своей массе, не становится более счастливым и жизнерадостным. Напротив, большинство современных исследований демонстрирует тенденцию к росту тревожных и депрессивных расстройств у населения. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году депрессия может выйти на первое место среди всех психических заболеваний. Такой неутешительный прогноз экспертов свидетельствует об актуальности нашего исследования, а также о необходимости более тщательного внимания современных ученых к данной проблеме. Также, общеизвестно, что в связи с высокой учебной нагрузкой студенты массово подвержены стрессу, что в свою очередь может приводить к проявлению у них тревожных и депрессивных расстройств. Данный факт также подкрепляет актуальность нашей работы, т.к. анализ изучаемых феноменов был произведён нами в контексте учебной направленности студентов. 1) психолого-педагогическое направление (в данную группу вошли студенты, обучающиеся по профилю: психология профессионального образования); 2) творческое направление (к данной группе были отнесены студенты, обучающиеся по профилю: музыкально-компьютерные технологии); 3) профессионально-техническое направление (в данную группу вошли студенты, обучающиеся по профилю: машиностроение и материалообработка). Исследование проводилось в период с 9 по 13 мая 2018 года. Выборка составила 51 человек, среди которых 62,7% девушек и 37,3% юношей. Из них студентов психолого-педагогического направления подготовки – 35,3% (средний возраст – 19,6 лет), студентов творческого направления подготовки – 25,5% (средний возраст – 19,3 лет), студентов профессионально-технического направления подготовки – 39,2% (средний возраст – 19,6 лет). Средний возраст всех респондентов – 19,5 лет, минимум 18 лет (9,8% выборки), максимум 23 года (3,9% выборки). Анализируя полученные данные по опроснику депрессии Бека, мы получили следующие результаты: 1. Отсутствие депрессивных симптомов (от 0 до 9 баллов) было выявлено у 62,7% выборки; наличие лёгкой депрессии (субдепрессии) (от 10 до 15 баллов) было выявлено у 27,5% выборки; наличие умеренной депрессии (от 16 до 19 баллов) было выявлено 2% выборки; наличие выраженной депрессии (средней тяжести) (от 20 до 29 баллов) было выявлено у 3,9% выборки; наличие тяжелой депрессии (от 30 до 63 баллов) было выявлено у 3,9% выборки. 1. Среднее значение по шкале депрессии у всей выборки составило: 8,82 (минимальное значение: 1, максимальное значение: 31), что свидетельствует об отсутствии депрессивных симптомов, данный уровень выраженности признака преобладает у 62,7% респондентов. 2. Анализируя уровень средних значений отдельно по группам, мы получили следующие результаты: студенты психолого-педагогического направления подготовки – 9,44 балла; студенты творческого направления подготовки – 8,23 балла; студенты профессионально-технического направления подготовки – 8,65 балла. Полученные результаты по каждой группе в отдельности находятся в зоне низких значений, что также свидетельствует об отсутствии депрессивных симптомов. Однако, несмотря на видимые различия в уровне проявления признака по группам (самый высокий уровень депрессии у студентов психолого-педагогического направления подготовки – 9,44 балла; самый низкий у студентов творческого направления подготовки – 8,23 балла), проведенный нами сравнительный анализ с применением критерия Крускала-Уоллиса для непараметрической выборки, выявил факт отсутствия значимых различий между данными группами. Исходя из этого, мы должны констатировать, что студенты психолого-педагогического, творческого и профессионально-технического направлений подготовки не имеют между собой значимых различий в уровне выраженности депрессии. Анализируя полученные баллы по опроснику личностной тревожности Спилбергера, мы получили следующие результаты: 1. Средний (умеренный) уровень личностной тревожности (от 31 до 44 баллов) был выявлен у 49% выборки; высокий уровень личностной тревожности (45 баллов и более) был выявлен у 51% выборки. Низкий уровень личностной тревожности (менее 30 баллов) не был выявлен ни у одного респондента. Проводя анализ средних значений, полученных по опроснику личностной тревожности Спилбергера, нами были выявлены следующие результаты: Среднее значение по шкале личностной тревожности у всей выборки составило: 44,61 (минимальное значение: 31, максимальное значение: 62), что свидетельствует о высоком уровне личностной тревожности по группе в целом (данный уровень выраженности признака наблюдается у 51% респондентов). Анализируя уровень средних значений отдельно по группам, мы получили следующие результаты: студенты психолого-педагогического направления подготовки – 46,72 (минимальное значение: 34, максимальное значение: 62), что свидетельствует о высоком уровне личностной тревожности по данной подгруппе в целом (данный уровень выраженности признака наблюдается у 61,1% респондентов данной подгруппы); студенты творческого направления подготовки – 42,31 (минимальное значение: 31, максимальное значение: 53), что свидетельствует о среднем уровне личностной тревожности по данной подгруппе в целом (данный уровень выраженности признака наблюдается у 53,8% респондентов данной подгруппы); студенты профессионально-технического направления подготовки – 44,2 (минимальное значение: 31, максимальное значение: 59), что свидетельствует о среднем уровне личностной тревожности по группе в целом (данный уровень выраженности признака наблюдается у 55% респондентов данной подгруппы). Здесь, как и в случае сравнения данных групп по уровню депрессии, мы видим, что наивысший уровень личностной тревожности демонстрируют студенты психолого-педагогического направления подготовки (46,72), а наименьший уровень – студенты творческого направления подготовки (42,31). Однако, проведённый нами сравнительный анализ с применением однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), показал, что существующие различия не являются значимыми, а, следовательно, мы должны заключить, что студенты психолого-педагогического, творческого и профессионально-технического направлений подготовки не имеют между собой значимых различий в уровне выраженности личностной тревожности. Также, по результатам опросника личностной тревожности Спилбергера, наша выборка была разделена на 2 группы по уровню выраженности личностной тревожности. В первую группу вошли респонденты с умеренным уровнем личностной тревожности (от 31 до 44 баллов), во вторую группу вошли респонденты с высоким уровнем личностной тревожности (более 45 баллов). Проведенный нами сравнительный анализ данных групп по уровню выраженности депрессии, с помощью U-критерия Манна Уитни для непараметрической выборки, показал, что существующие различия являются значимыми, а, следовательно, мы можем заключить, что студенты, обладающие высоким уровнем личностной тревожности, имеют более высокую степень выраженности депрессии по сравнению со студентами, обладающими умеренным уровнем тревожности. Это объясняется тем, что высокотревожные люди склонны застревать на негативных переживаниях, они чаще других испытывают чувство вины, а также бывают нерешительными и неуверенными в себе, все эти проявления личностных особенностей людей с высоким уровнем тревожности негативно складываются на психологическом здоровье личности и служат предпосылками для развития депрессии. Подводя итог нашей работы, мы можем заключить, что студенты психолого-педагогического направления подготовки обладают наивысшим средним значением выраженности депрессии и личностной тревожности, в сравнении со средними показателями данных шкал у студентов других направлений подготовки. Однако проведение сравнительного анализа показало, что мы не можем считать данные различия значимыми. А также нами было установлено, что высокотревожные студенты имеют более высокий уровень проявления депрессии, в сравнение со студентами с умеренным уровнем личностной тревожности.
Наиболее часто встречающиеся ключевые слова: (всего слов: 1105; всего символов: 9863)
Можно сделать вывод, что речь в данной статье идёт о: тревожности и депрессивных проявлениях у студентов. Дифференциальный алгоритм включает в себя следующие блоки: 1. Ключевые слова. (Слова, раскрывающие главные мысли автора) – депрессивность; депрессия; тревожность; психологические особенности студентов; профессиональная подготовка. 2. Смысловые ряды. (Ряды ключевых слов, выражающих основополагающие идеи автора) – основополагающие идеи автора состоят в том, что большинство современных исследований демонстрирует тенденцию к росту тревожных и депрессивных расстройств у населения. Также, общеизвестно, что в связи с высокой учебной нагрузкой студенты массово подвержены стрессу, что в свою очередь может приводить к проявлению у них тревожных и депрессивных расстройств. 3. Доминанта. (Определяющие подход автора к рассмотрению данной проблемы) – Высокотревожные студенты имеют более высокий уровень проявления депрессии, в сравнение со студентами с умеренным уровнем личностной тревожности. Сравнение основных понятий, о которых идет речь в тексте:
Вывод: автор данной статьи считает, что в настоящее время население в целом не становится счастливее, а наоборот, диагноз депрессия ставится всё чаще. И главной её мыслью, в данной статье, является то, что студенты находятся в группе риска и подвергаются тревожным состояниям и, как следствие, испытывают депрессию. Все данные были получены в результате исследования по опроснику Спибергера.
|
|||||||||||||||||||||
|