Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект.



 

Жукова Татьяна Александровна

Студентка группы ПСД/с-19-1о.

Конспект.

Определение - Это метод психологии, который дает возможность сделать выводы о психологических особенностях субъекта на основе изучения объективных продуктов деятельности.

Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Его можно понимать как упорядоченную систему знаков для кого-то и с какой-то целью созданную. В настоящее время варианты текстов понимаются как фиксированная информация – печатная, рукописная.

Контент-анализ

Это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится.

Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям:

· Выделение единиц анализа.

· Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц.

· Статистическая обработка.

При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются:

1) Слово, термин, символ;

2) Законченная мысль или суждение;

3) Тема;

4) Персонаж;

5) Автор;

6) Целостное сообщение.

Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода.

Особо следует подчеркнуть, что для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин.

Условия, необходимые при организации анализа продуктов деятельности.

Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности:

- Четкая формулировка цели исследования;

- Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. При этом важно помнить, что от возраста ребенка зависит овладение техническими умениями в той или иной деятельности;

- Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы. Это значит, что должны быть подобраны одинаковые материалы для выполнения работы;

- Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий:

1) Выбор помещения;

2) Время проведения;

3) Создание мотивации на получение продукта;

4) Самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании;

5) Нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него;

- Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка;

- Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте;

- Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования.

Достоинства и недостатки анализа продуктов деятельности

· За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей;

· Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода:

- Регуляция рисовальных движений руки;

- Скорость удара;

- Скорость изображения формы;

- Точность размаха движений;

- Точность направления при рисовании линий и др.

· Возможность многократного повторения;

· Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование.

К недостаткам метода относится:

· Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности;

Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.