|
|||
Конспект.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Жукова Татьяна Александровна Студентка группы ПСД/с-19-1о. Конспект. Определение - Это метод психологии, который дает возможность сделать выводы о психологических особенностях субъекта на основе изучения объективных продуктов деятельности. Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Его можно понимать как упорядоченную систему знаков для кого-то и с какой-то целью созданную. В настоящее время варианты текстов понимаются как фиксированная информация – печатная, рукописная. Контент-анализ Это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится. Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям: · Выделение единиц анализа. · Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц. · Статистическая обработка. При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются: 1) Слово, термин, символ; 2) Законченная мысль или суждение; 3) Тема; 4) Персонаж; 5) Автор; 6) Целостное сообщение. Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода. Особо следует подчеркнуть, что для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин. Условия, необходимые при организации анализа продуктов деятельности. Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности: - Четкая формулировка цели исследования; - Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. При этом важно помнить, что от возраста ребенка зависит овладение техническими умениями в той или иной деятельности; - Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы. Это значит, что должны быть подобраны одинаковые материалы для выполнения работы; - Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий: 1) Выбор помещения; 2) Время проведения; 3) Создание мотивации на получение продукта; 4) Самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании; 5) Нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него; - Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка; - Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте; - Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования. Достоинства и недостатки анализа продуктов деятельности · За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей; · Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода: - Регуляция рисовальных движений руки; - Скорость удара; - Скорость изображения формы; - Точность размаха движений; - Точность направления при рисовании линий и др. · Возможность многократного повторения; · Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование. К недостаткам метода относится: · Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности; Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.
|
|||
|