|
|||
Англосаксонская правовая система.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет Институт общественных наук и международных отношений Кафедра «Социальные коммуникации»
Доклад на тему: «Суть эволюционистского подхода: примитивные, переходные и современные правовые системы»
Выполнила: Студент группы: Ж/б-18-1-о Поперечнюк Анастасия Андреевна Проверил: Ассистент кафедры «Политические науки и философия» Демешко Н.Э.
Севастополь 2020 г. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Эволюционизм — общефилософское понятие, означающее мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения эволюции, постепенного экстенсивного или интенсивного развития, то есть с точки зрения необратимого и направленного изменения, перехода от одного состояния к другому, связанного с увеличением уже имеющегося или возникновением качественно нового. Вопросом эволюционизма занимались многие, также и английский социолог 19 века и один из родоначальников теории - Герберт Спенсер. Его теория эволюционизма объединила идеи английского эмпиризма, позитивизма, эволюционизма и философии Канта. Априорные формы чувственного и априорные формы рассудка, по Спенсеру, – есть унаследованная способность индивида, созданная в процессе эволюции. Спенсер, еще до эволюциониста Чарльза Дарвина, выделил два этапа в развитии человечества: воинственное и промышленное. По мере перехода к промышленному сотрудничеству борьба за существование между людьми ослабевает, согласно идеям социолога. Ещё один из основоположников эволюционизма американский историк и этнограф 19 века - Льюис Генри Морган. В своих трудах «Древнее общество» Морган рассматривал эволюцию кровнородственных отношений и считал, что человеческое общество имеет единый путь развития. Он положил начало разработке истории первобытного общества. В ходе своих исследований американский ученый пришел к выводу о том, что род был универсальной и древнейшей организацией человечества, в рамках которой поддерживались порядок и преемственность.
—1— Исходный принцип эволюционизма – принцип монокультурализма. В рамках эволюционисткой парадигмы культура рассматривается как совокупность форм адаптации людей, организованных в сообщества к природному окружению. Ключевой эволюционистской идеей является идея видового психического единства человечества как предпосылки культурного единства. Эволюционисты исходят из представления о том, что психика человека одинакова во все времена и повсюду. Поскольку именно психика обусловливает реакции человека на условия существования, то культура как форма адаптации человека к этим условиям едина. В эволюционистском контексте сходства культурных черт объясняется подобием жизненных условий. Такое понимание базируется на эволюционной модели Дарвина который с помощью концепции естественного отбора придал объективный статус интерпретации изменений, происходящих при взаимодействии организмов с окружением. Одной из ключевых для классического эволюционизма является идея стадиальности развития культуры и общества, понимаемой как процесс усовершенствования видов или элементов культуры. Классической считается стадиальная модель: «дикость - варварство - цивилизация», как обязательная, закономерная для всех культур. Реконструкция процесса социокультурной эволюции осуществляется при помощи сравнительного метода как адекватного средства, с помощью которого можно заполнить пробелы эволюции культуры. Классический эволюционизм содержит идею прогрессивного развития культуры, понимаемого как процесс усовершенствования видов или элементов культуры, как движение от низшего к высшему, от худшего к лучшему. Эволюционизмом допускаются возможности ретрогрессии или статики, однако признается доминирование эволюции над инволюцией. В его рамках бытует также представление о развитии как усложнении и дифференциации – расслоении исходного нерасчлененного элемента. Эволюционизм неотделим от представления о наличии объективных критериев для сравнения культур по степени сложности и по уровню развития. —2— Среди этих критериев: технологическая оснащенность, энергетический потенциал, состояние агрикультуры, формы религии, типы социальной и политической организации. Еще одно важное положение эволюционизма – ускорение социокультурного развития. Эволюционисты полагают, что на ранних стадиях прогрессивные изменения осуществлялись крайне медленно. Целью эволюционистского подхода является изучение развития культуры, социальной организации, мышления человека как форм адаптации человека к окружающей среде, выявление его стадий и на этой основе определение его закономерностей, с тем, чтобы обрести знание, которое может помочь совершенствованию социальной организации. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система состоит из следующих компонентов: — совокупности правовых ценностей, связанных с определённым типом правопонимания, в котором отражены культурно-исторические и национальные особенности того или иного государства; — правотворчества как законодательно урегулированного процесса связанных между собой этапов и действий по созданию нормативных правовых актов, их изменению либо отмене; — иерархически организованного правового массива нормативных правовых актов, действующих на территории данного государства. Правовая система представляет собой совокупность правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень развития той или иной страны. В структуре правовой системы выделяют следующие элементы: — явление духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика); — право и выражающее его законодательство; — правовые отношения; —3—
— юридическая практика; — юридическая техника.
ПРИМИТИВНОЕ ПРАВО Примитивное право — протоправо, регулятивная система первобытного общества, имеющая квазиюридический характер.
По утверждению ученых, примитивное право представляет «бесформенную груду» норм, с помощью которых примитивные культуры решают конфликты, являющиеся эмбрионально правовыми. Оно характеризуют ту стадию правового развития, которая связана с распадом первобытного общества, возникновением в его недрах регулятивной системы, которая способна была интегрировать общество в единый социальный организм.
Примитивное право должно удовлетворять следующим признакам: - оно выражается в решениях политического авторитета - включает в себя отношения между двумя сторонами спора - характеризуется регулярностью применения - обеспечивается санкциями.
Антропологи выделяют следующие функции примитивного права: 1) устанавливать, какая деятельность дозволена или запрещена; 2) смирять насилие и направлять силу на установление порядка, определять, кто может применять принуждение; 3) избавляться от возникающих затруднительных случаев; 4) обеспечивать приспособляемость людей при изменяющихся условиях. ПЕРЕХОДНОЕ ПРАВО
Переходные правовые системы – это еще и система хаотичного и дисперсивного свойства, детерминируемые (определяемые) отклонением и находящиеся перед ранее устоявшимся выбором.
Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов, —4— экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности, личными качествами руководителей государства.
Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие (или регресс) государства и права, время от времени среди них обозначаются доминирующие, но они всегда воздействуют на государство и право только во взаимосвязи.
Специфические признаки переходных правовых систем: - нестабильное состояние переходной правовой системы; - деиерархичность; - элементы.
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПРАВА
Англосаксонская правовая система. Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями. Данная система предоставляет множество полномочий при принятии решений судьям, а именно - главенствующий характер. В результате правовой прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует.
|
|||
|