Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Англосаксонская правовая система.



 

Министерство науки и высшего образования

Российской Федерации

ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Социальные коммуникации»

 

Доклад на тему: «Суть эволюционистского подхода: примитивные, переходные и современные правовые системы»

 

Выполнила:

Студент группы: Ж/б-18-1-о

Поперечнюк Анастасия Андреевна

Проверил:

Ассистент кафедры

«Политические науки и философия»

Демешко Н.Э.

 

Севастополь

2020 г.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Эволюционизм — общефилософское понятие, означающее мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения эволюции, постепенного экстенсивного или интенсивного развития, то есть с точки зрения необратимого и направленного изменения, перехода от одного состояния к другому, связанного с увеличением уже имеющегося или возникновением качественно нового.

Вопросом эволюционизма занимались многие, также и английский социолог 19 века и один из родоначальников теории - Герберт Спенсер.

Его теория эволюционизма объединила идеи английского эмпиризма, позитивизма, эволюционизма и философии Канта. Априорные формы чувственного и априорные формы рассудка, по Спенсеру, – есть унаследованная способность индивида, созданная в процессе эволюции.

Спенсер, еще до эволюциониста Чарльза Дарвина, выделил два этапа в развитии человечества: воинственное и промышленное. По мере перехода к промышленному сотрудничеству борьба за существование между людьми ослабевает, согласно идеям социолога.

Ещё один из основоположников эволюционизма американский историк и этнограф 19 века -  Льюис Генри Морган.

В своих трудах «Древнее общество» Морган рассматривал эволюцию кровнородственных отношений и считал, что человеческое общество имеет единый путь развития.

Он положил начало разработке истории первобытного общества.

В ходе своих исследований американский ученый пришел к выводу о том, что род был универсальной и древнейшей организацией человечества, в рамках которой поддерживались порядок и преемственность.

 

 

—1—

Исходный принцип эволюционизмапринцип монокультурализма. В рамках эволюцио­нисткой парадигмы культура рассматривается как совокупность форм адапта­ции людей, организованных в сообщества к природному окружению. Ключевой эволюционистской идеей является идея видового психического единства чело­вечества как предпосылки культурного единства.

Эволюционисты исходят из представления о том, что психика человека одинакова во все времена и по­всюду. Поскольку именно психика обусловливает реакции человека на условия существования, то культура как форма адаптации человека к этим условиям едина. В эволюционистском контексте сходства культурных черт объясняется подобием жизненных условий. Такое понимание базируется на эволюционной модели Дарвина который с помощью концепции естественного отбора придал объективный статус интерпретации изменений, происходящих при взаимодей­ствии организмов с окружением.

Одной из ключевых для классического эволюционизма является идея стадиальности развития культуры и общества, понимаемой как процесс усовершенствования видов или элементов культуры. Классической считается стадиальная модель: «дикость - варварство - цивилизация»,  как обязательная, закономерная для всех культур. Реконструкция процесса социокультурной эво­люции осуществляется при помощи сравнительного метода как адекватного средства, с помощью которого можно заполнить пробелы эволюции культуры.

Классический эволюционизм содержит идею прогрессивного развития культуры, понимаемого как процесс усовершенствования видов или элементов культуры, как движение от низшего к высшему, от худшего к лучшему.

Эво­люционизмом допускаются возможности ретрогрессии или статики, однако признается доминирование эволюции над инволюцией. В его рамках бытует также представление о развитии как усложнении и дифференциации – расслое­нии исходного нерасчлененного элемента.

Эволюционизм неотделим от пред­ставления о наличии объективных критериев для сравнения культур по степени сложности и по уровню развития.

—2—

Среди этих критериев: технологическая ос­нащенность, энергетический потенциал, состояние агрикультуры, формы рели­гии, типы социальной и политической организации.

Еще одно важное по­ложение эволюционизма – ускорение социокультурного развития. Эволюцио­нисты полагают, что на ранних стадиях прогрессивные изменения осуществля­лись крайне медленно.

Целью эволюционистского подхода является изучение развития культуры, соци­альной организации, мышления человека как форм адаптации человека к окру­жающей среде, выявление его стадий и на этой основе определение его законо­мерностей, с тем, чтобы обрести знание, которое может помочь совершенство­ванию социальной организации.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система состоит из следующих компонентов:

— совокупности правовых ценностей, связанных с определённым типом правопонимания, в котором отражены культурно-исторические и национальные особенности того или иного государства;

— правотворчества как законодательно урегулированного процесса связанных между собой этапов и действий по созданию нормативных правовых актов, их изменению либо отмене;

— иерархически организованного правового массива нормативных правовых актов, действующих на территории данного государства.

Правовая система представляет собой совокупность правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень развития той или иной страны.

В структуре правовой системы выделяют следующие элементы:

— явление духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);

— право и выражающее его законодательство;

— правовые отношения;

—3—

 

— юридическая практика;

— юридическая техника.

 

ПРИМИТИВНОЕ ПРАВО

Примитивное право — протоправо, регулятивная система первобытного общества, имеющая квазиюридический характер.

 

По утверждению ученых, примитивное право представляет «бесформенную груду» норм, с помощью которых примитивные культуры решают конфликты, являющиеся эмбрионально правовыми. Оно характеризуют ту стадию правового развития, которая связана с распадом первобытного общества, возникновением в его недрах регулятивной системы, которая способна была интегрировать общество в единый социальный организм.

 

Примитивное право должно удовлетворять следующим признакам:

- оно выражается в решениях политического авторитета

- включает в себя отношения между двумя сторонами спора

- характеризуется регулярностью применения

- обеспечивается санкциями.

 

Антропологи выделяют следующие функции примитивного права:

1) устанавливать, какая деятельность дозволена или запрещена;

2) смирять насилие и направлять силу на установление порядка, определять, кто может применять принуждение;

3) избавляться от возникающих затруднительных случаев;

4) обеспечивать приспособляемость людей при изменяющихся условиях.

ПЕРЕХОДНОЕ ПРАВО

 

Переходные правовые системы – это еще и система хаотичного и дисперсивного свойства, детерминируемые (определяемые) отклонением и находящиеся перед ранее устоявшимся выбором.

 

Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов,  

—4—

экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности, личными качествами руководителей государства.

 

Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие (или регресс) государства и права, время от времени среди них обозначаются доминирующие, но они всегда воздействуют на государство и право только во взаимосвязи.

 

Специфические признаки переходных правовых систем:

- нестабильное состояние переходной правовой системы;

- деиерархичность;

- элементы.

 

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПРАВА

 

Англосаксонская правовая система.

Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие, является судебный прецедент.

В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.

Данная система предоставляет множество полномочий при принятии решений судьям, а именно - главенствующий характер. В результате правовой прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.