Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контроль освоения учебного материала.



 

                                                                                                            СОГЛАСОВАНО

                                  Зам.директора по УВР               В.Д.Татаринова

ЛИТЕРАТУРА

Урок № 87                 Гр.№ 3-18                      Дата 15.04.2020

Тема урока: Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени.

Цели: показать художественное своеобразие русской рок-поэзии; раскрыть ключевые вопросы мировоззрения рок-поэтов; показать своеобразие драматургии; развивать критическое мышление обучающихся; воспитывать эстетическое восприятие поэзии, умение принимать чужую точку зрения и вырабатывать своё отношение к литературному явлению, личности и творчеству поэтов.

Тип урока: комбинированный

 

Формы и методы работы: лекция, записи

 

Ход урока

 

1. Оргмомент.

 

2. Актуализация знаний. Вспомните, что вы знаете о рок-поэзии? Каких поэтов и исполнителей можете назвать?

3. Мотивация обучения. Рок-н-ролл (англ. rock-n-roll – букв. раскачиваться и вертеться ) – парный бытовой импровизационный танец американского происхождения, получивший широкую известность в середине 50-х гг. XX века ; отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнёрше ; муз. 4/4 ; темп – от умеренно быстрого до быстрого ».

4.Новая тема. Лекция. - Слово « рок-н-ролл» впервые было зафиксировано в толковом словаре русского языка в 1971 г., чуть раньше оно попало в орфографический словарь. Всё это даёт нам право предположить, что из всех известных вам слов с корнем – рок – именно существиельное «рок –н – ролл»первым проникло в русский язык. Интересно, что в разговорной речи возникла и распространилась вариантная словоформа : « рок». Такое сокращение весьма характерно для непринуждённой речи. Обычно вместо «метрополитен» говорят «метро», вместо «кинематограф» - «кино», вместо «фотография» - «фото». Точно так же «рок –н – ролл » - это литературное название танца, а «рок» - его разговорный вариант. Вспомните слова, образованные от него. : «рок – группа», «рок – звезда», «поп – рок», «панк – рок».

    Таким образом, слово «рок» расширило в настоящее время своё значение и является теперь не только разговорным синонимом названия танца. Рок – это целое направление в культуре.

Что же такое рок ? Откуда он ? О чём и на каком языке он разговаривает с нами ? Появление рока в конце 50-х – начале 60-х годов нашего века было не случайным. Прежде всего в рок - культуре отразились изменения в обществе  необычайно ускорился ритм жизни, расширились музыкальные увлечения европейцев (через радио, пластинки, магнитофоны). Немаловажное значение имели и достижения техники.Зародился рок на Западе. Вспомните знаменитого Элвиса Пресли. В нём выражается протест, бунт против официальной религии, «родительских устоев», «буржуазной морали». В 50-60-ые годы основной темой является любовь и любовные отношения, свободные от каких-либо условностей (Элвис Пресли, «The Beatles», «Rolling Stones»). К концу 60-70-ых годов находятся и другие основания для протеста (военщина, расизм). Например, знаменитая песня Джона Леннона, ставшая гимном антивоенного движения в годы вьетнамской войны «Imagine».

    Почему же рок с его нарочитой небрежностью, кажущейся грубостью завоевал весь земной шар? Чем он так привлекает молодёжь ? Рок-культура возникла из потребности молодых высказать себя, не прислушиваясь к голосу старших. Рок – это нигилизм по отношению к традициям в культуре, сказать о себе, прокричать как можно громче о том, что радует и тревожит, хочется уже сегодня. Среди рок-поэтов можно выделить Бориса Гребенщикова ( гр. «Аквариум»), Юрия Шевчука (гр. «ДДТ»), Вячеслава Бутусова (гр. «Наутилус Помпилиус»). Но лучше всего о том, что хотят молодые, сказал Виктор Цой (гр. «Кино»). Русский рок в качестве краеугольного камня полагает слово, поэзию. В этом мы только что убедились, вспомнив текст песни Виктора Цоя.

    Рок-поэзия как музыкально-поэтическое явление особенно интенсивно развивалась в 70-е годы. Принадлежность к року определяется не словами и не музыкой, а общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой рок-поэзии лежит убеждение: мир по своей природе бесчеловечен и жесток. Характерные для рок-музыки визжащие и воющие звуки оправданы именно тем, что рок – крик человека, брошенного в чудовищный, лишенный Бога мир. Это мир мещан, «средних людей», «начальников», а герой рок-песен здесь посторонний. Он может уйти в музыку, мистику или любовь. Тесное пространство, объединяющее влюбленных – чистый островок в бесчеловечном мире. Правда, и эта надежда часто обманывает. Яркие представители этого направления – А. Макаревич, Б. Гребенщиков, М. Науменко, К. Кинчев, В. Цой, Ю. Шевчук, И. Лагутенко и др.

    В тексте рок- поэзии прослеживается активная жизненная позиция героя; возникают также библейские мотивы: ад, рай, ангел. Они довольно часто встречаются в песнях русского рока. Например, у К. Кинчева («Алиса») в песне «Моё поколение». Своего пика социальный рок достигает в 80-ые, что связано с именем В. Цоя. Его песня «Мы ждём перемен» стала гимном «героических восьмидесятых». По своему накалу и страстной жажды изменения существующего миропорядка она не уступает песне К. Кинчева.Теперь стало важно не только, о чём поёт рок-группа, но и как она это делает, умеет ли она вести напряжённый диалог со слушателем. Сумеют ли рок-музыканты остаться властителями дум в новых условиях? Будущее покажет.

    Вспомните рок-стихи В.Цоя  «Перемен!» (приводится отрывок)

«Красное солнце сгорает дотла. День догорает с ним.На пылающий город падает тень. Перемен !Требуют наши сердца. Перемен !Требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах –и в пульсации вен Перемен !Мы ждём перемен .Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук. Нам не нужно всё это ,чтобы друг друга понять. Сигареты в руках, чай на столе – так замыкается круг. И вдруг нам становится страшно всё это менять».

    Ключевое слово здесь «Перемен»

    Тематика рок-песен очень широка. Она колеблется от романтизма и символизма до гражданского и социального звучания. Рокеры, наследуя традиции русской классики, призывают людей не мириться с обывательщиной. Хотя авторы предупреждают, что народ в массе своей не желает идти по пути духа. И человека, который пытается разбудить народ, ожидает участь Данко и Христа. Что же делать человеку в этом случае? Рок-поэты – носители апокалиптического мировоззрения, поэтому их художественный мир зачастую более трагичен и жесток, чем мир героев классической литературы.

       Рок-стихи Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука –стихи напряженного социально-критического, эмоционально-моралистического содержания. Это основное отличие нашего рока от зарубежного: внимание к социальным и нравственным проблемам.

Контроль освоения учебного материала.

1. Укажите, какие качества отличают рок – поэзию от других видов поэзии.

2.Какова тематика рок-поэзии?

3. Кто из исполнителей стоял у истоков рок-поэзии?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.