|
|||
Деформированный текст для изложения.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ЧТО ТАКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ? Мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса. Где ещё вы используете подробный пересказ? Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения. Что значит написать изложение? Сядьте правильно, приготовьтесь слушать. Читать 1 раз.
Деформированный текст для изложения. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
- Можно ли прочитанное назвать текстом? - Почему? - Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. Помогите сложить их так, чтобы получился текст. Помогите сложить их так, чтобы получился текст. О чём рассказывается в тексте? - Что мы определили? - Что ещё надо определить готовясь к изложению? - Что главное хотел сказать автор? - Как вы относитесь к поступку героев? - Как бы вы поступили в подобной ситуации? - Подберите заголовок к тексту. - Какой заголовок точно отражает тему текста? А Какой главную мысль? Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали? - Как называется первая часть? (Это начало события или завязка.) - Прочитайте, как дальше развивается действие? - Какая это часть? (Развитие действия) - Какой самый острый интересный момент? - Как называется самый напряжённый момент ? (Кульминация.) - Прочитайте, чем всё закончилось? И эта часть называется… (Конец события или развязка.) Составление плана (родитель только подводит ребенка к названию пунктов плана, но не называет их). В скобах даны возможные варианты ответов ребенка. Поработаем над каждой частью в отдельности. В каком предложении отражено основное содержание первой части? Как можно короче выразить эту основную мысль. (Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.) Сократите предложение до пункта плана. (Птенчик. Крошечный птенчик.) Назовите предложение, в котором выражена главная мысль второй части. (Мы водворили птенца в гнездо.) Сократите предложение до пункта плана. (Птенец в гнезде. Водворение птенца. Птенец в гнезде и т.д.) Каким предложением выражена главная мысль третьей части? (Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.) Как можно озаглавить эту часть? (Первая встреча. Знакомство и т.д.) Каково содержание последней части? Как одной фразой выразить основную мысль части? Итак, у нас получился следующий план рассказа: План 1.Громкие голоса. 2.Крошечный птенчик. 3.Птенец в гнезде. 4.Первая встреча. - Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста? - Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия?
Выпишите слова - опоры к первой части. 1.Громкие голоса.
|
|||
|