Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





мая; Группа 10-КС и группа 99 ; ФИЗИКА



13 мая; Группа 10-КС и группа 99 ; ФИЗИКА

Лабораторная работа №12

«Измерение длины световой волны»

ЗАДАНИЕ:

1. Изучить методические рекомендации к лабораторной работе.

2. Выполнить экспериментальную часть виртуальной лабораторной работы http://mediadidaktika.ru/mod/page/view.php?id=397

3. Составить отчет о лабораторной работе и ответить на контрольные вопросы.

Фотографии отчета и ответов на вопросы прислать в личном сообщении.

На фотографиях вверху должна быть фамилия, дата выдачи задания, группа, дисциплина. Например: "Иванов, 13.05, группа 99(или группа 10КС), Физика".

Для максимальной оценки домашнее задание прислать до 15.05 включительно личным сообщением ВК: https://vk.com/id578016066.

Электронная лабораторная работа находится по адресу
http://mediadidaktika.ru/mod/page/view.php?id=397

Лабораторная работа 12

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ.

Цель работы:измерить длину световой волны с помощью дифракционной решетки.

Принадлежности: дифракционная решетка , светофильтры, оптическая скамья, шкала со щелью, линейка, источник света.

Краткая теория

Дифракционная решетка представляет собой совокупность большого числа очень узких параллельных щелей, разделенных непрозрачными промежутками. Общая ширина щели и непрозрачного промежутка называется периодом решетки. Например, если на дифракционной решетке имеется 100 штрихов на 1 мм, то период, или постоянная дифракционной решетки =0,01 мм.

На рис. 1 представлена схема хода лучей через решетку. Лучи, проходящие через решетку перпендикулярно ее плоскости, попадают в зрачок наблюдателя и образуют на сетчатке глаза обычное изображение источника света. Лучи, огибающие края щелей решетки (в соответствии с принципом Гюйгенса, каждую точку среды, до которой дошел волновой фронт, можно рассматривать как новый источник сферических волн) имеют некоторую разность хода, зависящую от угла . Если эта разность пропорциональна , где  - целое число, то каждая такая пара лучей образует на сетчатке изображение источника, цвет которого определяется соответствующей длиной волны .

Смотря сквозь решетку на источник света, наблюдатель, кроме этого источника, видит расположенные симметрично по обе стороны от него дифракционные спектры. Ближайшая пара спектров (1-го порядка) соответствует разности хода лучей, равной  для соответствующего тона. Более удаленная пара спектров (2-го порядка) соответствует разности хода лучей равной  и т.д.

Рис. 1.

Внешний вид установки, для определения длины световой волны изображен на рис. 2.

Рис.2

 

На оптической скамье может передвигаться пластина, в которой прорезана щель прямолинейной формы. Под щелью укреплена шкала с делениями. Щель освещается электрической лампочкой, между лампочкой и щелью вставляется монохроматический светофильтр. В другом конце оптической скамьи укреплен держатель Р, в который вставляется дифракционная решетка. Если смотреть на освещенную монохроматическим светом щель через дифракционную решетку, то кроме щели  по бокам видны симметричные изображения ее. Каждое боковое дифракционное изображение смещено в сторону на величину . На рис.2 изображены лучи, образующие изображенные щели, очевидно: , где R-расстояние от решетки до щели М.

 

Рис. 3

Так как угол  мал, то  можно с достаточной степенью точности заменить , т.е. .

Сравнивая последнее выражение с условием главного дифракционного максимума  получаем расчетную формулу:

.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.