![]()
|
|||||||
ТРЕТЬЯ ВОЛНА 60-70г. В. Набоков ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ТРЕТЬЯ ВОЛНА 60-70г Уезжали или оказывались вынужденными уехать, уже сложившиеся писатели. Середина 1960-х – это период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей. В начале 1970-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие были лишены советского гражданства. Около 20-ти лет пробыл за границей: Солженицын, Аксёнов, Войнович и политические изменения позволили им вернуться. - Довлатов, Галич не дожили до возможности возвращения. - Бродский оказался вынужденным эмигрантом, для него возвращение стало идейно невозможным.
В. Набоков "Одного Набокова достаточно, чтобы оправдать все существование русской литературы зарубежья". Родился в 1899. Родовитая и богатая дворянская семья.. Дед Набокова министр юстиции при Александрах II и III. Отец - либерал, член Госдумы, защищал национальные и сексуальные меньшинства. Абсолютно боготворит отца. Писал под псевдонимом Сирин сначала, чтоб не замарать славы отца. Учился в Тенишевском училище. Детство стало базой для личности и творчества Набокова. Рай. Аристократизм, достоинство, хоть и в бедности после эмиграции. Принцип относительной реальности. Жизнь, действительность стала зыбкой, мерцающий. Реальность не безусловна. Это один из основных принципов модернизма. А у Набокова это проходит через собственную биографию. Какая тут железобетонная действительность, когда ты жил на Большой Морской, и все было прекрасно - а тут… После революции Набоков жил в Швейцарии в гостинице около вокзала прям, не в самом красивом месте, скажем так. Абсолютное совпадение с тем, что описано в Машеньке.
«Машенька» (1926) - это первый роман Набокова, написанный по-русски в эмиграционный период его жизни. Герои произведения эмигранты живут в Берлине. Старый поэт, два гомосексуалиста, девушка, изображающая из себя демоническую женщину (на самом деле просто одинокая, и хочет любви), и Алферов – воплощенный обыватель и сам Ганин. Ганин называет это домом, домом теней. Потому что люди в нем не живут, они существуют. Они не люди, а тени. Этот дом становится символом не одного лишь изгнания, но и всего прошлого героя. В конце произведения Ганин его покидает. Причем Ганин наконец понимает, что и дорогой его сердцу образ Машеньки тоже остался «там, в доме теней, который сам уже стал воспоминанием». Известно, что сюжет «Машеньки» носит автобиографический характер. Об этом говорил сам Набоков. Для Ганина время в доме однажды останавливается. Вместе с лифтом. Алферов говорит, что в воскресенье к нему приедет его жена Машенька, которой удалось вырваться из большевисткого ада. Есть только одна Машенька - Машенька его воспоминаний. И никакой другой быть не может. И он пробирается в кабинет к Алферову и смотрит фотографии его бывшей жены и узнает в ней свою первую любовь. Дальше герой начинает жить в своих воспоминаниях, и переживает всю любовь с Машенькй с самого начала. Эти воспоминания настолько яркие, настолько настоящие, что кажется, что герой живет тогда, а не сейчас. Его жизнь остановилась. На этих страницах, восстанавливающих поэтическую атмосферу давнего лета, юношеских предчувствий, а затем – пленительный образ девушки с большим бантом и теплой смуглостью щек, мы читаем историю не только утраченной любви, но и утраченной Родины. Основная тема романа - тема потерянной отчизны, тема утраченного рая. У Набокова утверждается приоритет воображения над реальностью. В XX веке – в приоритете - автор, а весь мир - плод его реальности… Ганин напивает Алферова, и делает так, чтобы он проспал поезд, на котором приедет жена. Ганин едет на вокзал встретить Машеньку, но понимает, что их любовь закончилась, она прошлое, она воспоминание.
|
|||||||
|