Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БИЛЕТ 5. Литература русского зарубежья



БИЛЕТ 5

1) Литература русского зарубежья

Русское зарубежье – уникальное, не имеющие аналогий явление в мировой культуре. Масштабы бегства из послереволюционной России были огромны. К 1928г беженцев, бывших граждан Российской империи было около 8 млн. Кто-то обосновался в Харбине и Шанхае – это были остатки армии Колчака. Но большинство, в первую очередь интеллигенция, бежали в Европу, кто-то даже добирался до США. Из-за этого огромный пласт европейской и американской культуры создан русскими. В первое время старались уехать недалеко. Не верили, что большевики - это надолго. Беженцам не давали статут «Граждане» и они бились за него, появился паспорт для изгнанников «Нансеновский паспорт» (По имени правозащитника того времени Ф.Нансена).

Центральными городами беженцев в Европе стали, в начале 20-х годов Берлин, потому что там были не высокие цены, затем ее центр переместился в Париж в 1933г

В каждом из этих городов возникали русские газеты, журналы и издательства, печатавшие русские книги. В Париже был журнал «Современные записки», газета «Русская мысль».

 

В ПЕРВОЙ ВОЛНЕ эмиграции были 2 поколения:

- Первое, старшее поколение писателей, уже состоявшиеся до революции, символисты: З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, И.Северянин, А.Куприн, И.Бунин, И.Шмелев. Они продолжали творить в уже избранной манере, и, несмотря на  оторванность от среды родного языка, они писали шедевры: «Темные аллеи» Бунина, «Классические розы» Северянина. Но у Куприна, Гиппиус, Мережковского заметно снизилась активность. Писатели не обращались к теме революции, они писали о прошлом, образ дореволюционной России.

Исключением был Иван Шмелев, он прошел через тяжелейшие испытания при захвате большевиками Крыма. Он пишет эпопею «Солнце мертвых». Т.Манн сказал про нее –«Читайте, если у вас хватит смелости». В эпопеи изображена трагедия народа, вовлеченного в ужас Гражданской войны.  

В 1933г Бунину дали Нобелевскую премию, что стало признаком признания рус.литры в изгнании.

- Ко второму поколению принадлежат те, чье творчество началось уже в эмиграции и возможно «ожог» изгнания был их толчком: В.Набоков, Гайто Газданов, Б.Поплавский. Для них выбор языка, на котором писать, уже был творческим и человеческим поступком, так попав свою Европу в юности, они не знали трудностей языкового барьера и выбирая русский, сознательно суживали свою читательскую аудиторию.

В начале 20-х годов появилась возможность вернуться на родину. Советское правительство пыталось вернуть на родину знаменитых представителей творческой интеллигенции.

- 1923г Алексей Толстой вернулся. Его возвращение было жёстко негативно воспринято собратьями по эмиграции. (Булгаков и Бунин критиковали его поступок)

- Куприн вернулся на родину умирать.

- Цветаева трагично вернулась. Когда она вернулась в СССР, то мужа расстреляли, а Цветаева покончила с собой.

- Б.Поплавский свободно чувствовал себя в атмосфере Франции. Он увлекался наркотиками и рано умер. Роман: “Домой с небес”.

 

ВТОРАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИначалась после Великой Отечественной Войны. Это были, как правило, те, кто освободились после плена, опасались репрессий на родине. Ярких каких-то писателей, дарований не было.

- поэт Иван Елагин.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.