|
||||||||||||||
Мужские голоса. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Мужские голоса. Мужские голоса звучат на октаву ниже женских. Тенор–высокий мужской голос. Диапазон с – е2 (f2). Основные типы теноровых голосов: - лирический тенор – имеет мягкий, задушевный, светлый тембр, отличается сильным верхним регистром, легкостью и подвижностью. В хоре составляет партию первых теноров. Оперные партии: Ленский (опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского). - драматический тенор – отличается большой силой звучания в верхнем регистре и полнотой, насыщенностью в нижнем. В хоре входит в партию вторых теноров. Оперные партии: Герман (опера «Пиковая дама» П.И.Чайковского), Садко (опера «Садко» Н.А.Римского-Корсакова), Хозе (опера «Кармен» Ж.Бизе) . Существуют особые разновидности теноров: - тенор-альтино – самый высокий, легкий и подвижный мужской голос, по тембру близок лирическому тенору, но без нижней тесситуры и с развитым фальцетным звучанием; диапазон d (e) – e2 (f2). Оперные партии: Звездочет (опера «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова), Юродивый (опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргского). -контртенор – редчайший голос, приблизительно равный по диапазону контральто. Исполнители:Сергей Лемешев, Иван Козловский, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Зураб Соткилава, Сергей Франковский. Баритон– средний мужской голос, соединяет силу и величавость баса с блеском и подвижностью тенора. Диапазон А – as1 . Разновидности: - лирический – более мягкий и подвижный, имеет сходное звучание с драматическим тенором. Оперные партии:Евгений Онегин (опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского), Риголетто (опера «Риголетто» Дж.Верди). - драматический – более мужественный и сильный, по тембру приближается к басу. Оперные партии: князь Игорь (опера «Князь Игорь» А.П.Бородина), Томский (опера «Пиковая дама» П.И.Чайковского). В хоре все баритоны входят в партию первых басов. Исполнители: Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Владимир Петров, Владимир Громов. Бас– самый низкий мужской голос. Диапазон E – e1 (f1). Имеет разновидности: - высокий, или певучий, бас (basso cantante) – для него характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание на низких. Вместе с баритонами образуют партию первых басов. Оперные партии: Сусанин (опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки), Борис Годунов (опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргского). - низкий, или глубокий, бас (basso profundo) – отличается глубоким, полным звучанием в низком регистре и напряженным в верхнем. Входит в партию вторых басов. Оперные партии:князь Гремин (опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского), хан Кончак (опера «Князь Игорь» А.П.Бородина). Исполнители: Федор Шаляпин, Борис Штоколов, Евгений Нестеренко, Василий Ковальчук, Олег Мельников . В хоре особую группу партии вторых басов составляют октависты. Это очень низкие басы, диапазон которых А1 (G1, F1) – с1. Верхними звуками диапазона октависты практически не пользуются, т.к. они звучат напряженно и некрасиво. Октависты – голоса специфически хоровые и в сольной практике не применимы. В большом хоре их бывает 2 – 3, в среднем – 1 – 2. Их основное назначение в хоре – исполнение нижних, удваивающих в октаву басовый голос, звуков и усиление партии басов в нижнем регистре. В произведениях a cappella октава придает звучанию хора особую окраску, глубину и полноту. Октава применяется в основном на выдержанных педальных звуках или в плавном поступенном движении.
3. Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие белорусской национальной культуры. Определение понятию «народная манера пения» дает Н. В.Калугина в книге «Основы методики работы с русским народным хором»: «Народная манера пения – это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды. Народная манера пения основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности». При обучении народному пению нужно учитывать всеобщие компоненты вокального искусства, такие как: певческое дыхание, высокая певческая позиция, округление звука, единая манера звукообразования, подвижность артикуляционного аппарата, мягкая атака звука, кантиленное звуковедение. Сравнительная характеристика академической и народной манеры исполнения:
4. Голоса исполнителей, которые владеют народной манерой пения, имеют следующие характерные особенности: - близость к речевой фонетике (дикция, близкая к разговорной речи). «Петь как говоришь» – один из основных принципов народного исполнения. Спеть – значит хорошо произнести; - естественный, «близкий» звук. Тембры народных голосов очень разнообразны. Хороший народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук как бы сосредоточен близко в полости рта, «на губах»; - незначительная вибрация голоса. Для народных голосов характерна очень незначительная вибрация, которая придает голосу только тембр; - плотное грудное звучание и естественное головное резонирование без яркого прикрытия голоса. У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у академических, и, в значительно большей степени, используется грудной резонатор. Обычно народные певцы поют в удобном для них грудном регистре, в котором звучит разговорная речь. Диапазон голоса народных исполнителей при пении в грудном регистре составляет примерно октаву у женщин и нону (дециму) у мужчин.
Женские высокие голоса:b (h) – c2. Исполнители: Мария Мордасова, Евгения Джеваго, Наталья Романская, Светлана Солодкая. Женские низкие голоса: a (g) – a 1(h1).. Исполнители: Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Светлана Суседчик. Мужские высокие голоса: с (d) – e1(f1).
Исполнители: Василий Браим.
Мужские низкие голоса: А (B) – с1 (d1). Исполнители: Валентин Кириленко, Виктор Сорокин. Диапазоны голосов народных исполнителей зависят от индивидуальных способностей певца и могут отличаться от приведенных выше в сторону расширения или сужения.
|
||||||||||||||
|