Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мужские голоса.



Мужские голоса.

    Мужские голоса звучат на октаву ниже женских.

Тенор–высокий мужской голос. Диапазон с  – е2 (f2).

Основные типы теноровых голосов:

- лирический тенор – имеет мягкий, задушевный, светлый тембр, отличается сильным верхним регистром, легкостью и подвижностью. В хоре составляет партию первых теноров.

Оперные партии: Ленский (опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского).

- драматический тенор – отличается большой силой звучания в верхнем регистре и полнотой, насыщенностью в нижнем. В хоре входит в партию вторых теноров.

Оперные партии: Герман (опера «Пиковая дама» П.И.Чайковского), Садко (опера «Садко» Н.А.Римского-Корсакова), Хозе (опера «Кармен» Ж.Бизе)   .

Существуют особые разновидности теноров:

 - тенор-альтино – самый высокий, легкий и подвижный мужской голос, по тембру близок лирическому тенору, но без нижней тесситуры и с развитым фальцетным звучанием; диапазон  d (e) – e2 (f2).

Оперные партии: Звездочет (опера «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова), Юродивый (опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргского).

-контртенор – редчайший голос, приблизительно равный по диапазону контральто.         

Исполнители:Сергей Лемешев, Иван Козловский, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Зураб Соткилава, Сергей Франковский.

Баритон– средний мужской голос, соединяет силу и величавость баса с блеском и подвижностью тенора. Диапазон А as1 . Разновидности:

- лирический – более мягкий и подвижный, имеет сходное звучание с драматическим тенором.

Оперные партии:Евгений Онегин (опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского), Риголетто (опера «Риголетто» Дж.Верди).

- драматический – более мужественный и сильный, по тембру приближается к басу.  

Оперные партии: князь Игорь (опера «Князь Игорь» А.П.Бородина), Томский (опера «Пиковая дама» П.И.Чайковского).

В хоре все баритоны входят в партию первых басов.

Исполнители: Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Владимир Петров, Владимир Громов.

Бас– самый низкий мужской голос. Диапазон E – e1 (f1).

Имеет разновидности:

- высокий, или певучий, бас (basso cantante) – для него характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание на низких. Вместе с баритонами образуют партию первых басов.

Оперные партии: Сусанин (опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки), Борис Годунов (опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргского).

- низкий, или глубокий, бас (basso profundo) – отличается глубоким, полным звучанием в низком регистре и напряженным в верхнем. Входит в партию вторых басов.

Оперные партии:князь Гремин (опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского), хан Кончак (опера «Князь Игорь» А.П.Бородина).

Исполнители: Федор Шаляпин, Борис Штоколов, Евгений Нестеренко, Василий Ковальчук, Олег Мельников .

В хоре особую группу партии вторых басов составляют октависты. Это очень низкие басы, диапазон которых А1 (G1, F1) – с1. Верхними звуками диапазона октависты практически не пользуются, т.к. они звучат напряженно и некрасиво. Октависты – голоса специфически хоровые и в сольной практике не применимы. В большом хоре их бывает 2 – 3, в среднем – 1 – 2. Их основное назначение в хоре – исполнение нижних, удваивающих в октаву басовый голос, звуков и усиление партии басов в нижнем регистре. В произведениях a cappella октава придает звучанию хора особую окраску, глубину и полноту. Октава применяется в основном на выдержанных педальных звуках или в плавном поступенном движении.  

 

3. Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие белорусской национальной культуры.

Определение понятию «народная манера пения» дает Н. В.Калугина в книге «Основы методики работы с русским народным хором»: «Народная манера пения – это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды. Народная манера пения основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности».

При обучении народному пению нужно учитывать всеобщие компоненты вокального искусства, такие как: певческое дыхание, высокая певческая позиция, округление звука, единая манера звукообразования, подвижность артикуляционного аппарата, мягкая атака звука, кантиленное звуковедение.

Сравнительная характеристика академической и народной манеры исполнения:

Народное пение Академическое пение
открытый способ голосообразования прикрытый способ голосообразования
речевая (разговорная) манера голосоведения вокализированная манера голосоведения
вибрато как следствие естественногоколебания голосовых складок вибрато как специально выработанный вокально-акустический прием
однорегистровое пение в пределах октавы пение с использованием соединения и сглаживания регистров в диапазоне не менее двух октав
использование местного наречия в произношении текста использование литературных норм произношения текста

 

4. Голоса исполнителей, которые владеют народной манерой пения, имеют следующие характерные особенности:

    - близость к речевой фонетике (дикция, близкая к разговорной речи). «Петь как говоришь» – один из основных принципов народного исполнения. Спеть – значит хорошо произнести;

 - естественный, «близкий» звук. Тембры народных голосов очень разнообразны. Хороший народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук как бы сосредоточен близко в полости рта, «на губах»;

- незначительная вибрация голоса. Для народных голосов характерна очень незначительная вибрация, которая придает голосу только тембр;

- плотное грудное звучание и естественное головное резонирование без яркого прикрытия голоса. У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у академических, и, в значительно большей степени, используется грудной резонатор. Обычно народные певцы поют в удобном для них грудном регистре, в котором звучит разговорная речь.

    Диапазон голоса народных исполнителей при пении в грудном регистре составляет примерно октаву у женщин и нону (дециму) у мужчин.

 

Женские высокие голоса:b (h) – c2.

Исполнители: Мария Мордасова, Евгения Джеваго, Наталья Романская, Светлана Солодкая.

Женские низкие голоса: a (g) – a 1(h1)..

Исполнители: Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Светлана Суседчик.

Мужские высокие голоса: с (d) – e1(f1).

 

Исполнители: Василий Браим.

 

Мужские низкие голоса: А (B) – с1 (d1).

    Исполнители: Валентин Кириленко, Виктор Сорокин.

Диапазоны голосов народных исполнителей зависят от индивидуальных способностей певца и могут отличаться от приведенных выше в сторону расширения или сужения.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.