|
|||
ЗАТЕМНЕНИЕ. ИГРА В ПРОЩАНИЕ, 2ЗАТЕМНЕНИЕ 7. ИГРА В ПРОЩАНИЕ, 2
ОН и ОНА - среднего возраста. Но актеры, возможно, те же, что и в предыдущей сцене. Они слушают радио или смотрят телевизор. Женский голос: "Пять... Шесть... Семь..." Музыка.
ОНА. Что, и все? ОН. Черт его знает. ОНА. Так он ушел или нет? ОН. Какая разница. Выдумки это все. ОНА. Глупый спектакль какой-то. Дурацкий какой-то. Прямо идиотский какой -то. ОН. Тебе-то что? ОНА. Нет, но где искусство? Ну, я понимаю, когда: он там ушел, она там рыдает, ей морально тяжело, она травится там и все такое... Ну, там страсть, несчастная любовь и все такое... А это что? В чем тут искусство? Или ей травиться - или дальше его ждать? Непонятно! Переживаний совсем нет. Ну вот, к примеру, ты ушел. Ну, или погрозился: уйду! Я, конечно, из-за такого дерьма травиться не буду, но все-таки, не знаю... Все-таки волнительно как-то... ОН. Тогда я пошел. ОНА. От тебя дождешься!.. Нет, а правда, сознайся, мог бы уйти? ОН. Когда? ОНА. Ну, вообще? ОН. Зачем? ОНА. Ну, влюбился. ОН. Не пробовал. ОНА. Ну, просто нашел женщину помоложе, покрасивее, она в тебя, идиота, взяла и втюрилась сдуру. Замуж зовет. Ты взял и ушел. ОН. Шило на мыло менять? Все вы одинаковые. Пауза. ОНА. Нет, неправильно все! ОН. Где? ОНА. Ну, в спектакле. Вышел на минутку, ничего не объяснил, это не искусство. Нет, в жизни, может, так и бывает, но в искусстве-то надо, чтобы все было заметно! Он ей, например, говорит: прощай, я полюбил другую! Она плачет. Ну, например, если б ты уходил, ты бы что сказал? Или тоже бы молчком? Подлая твоя эта привычка! ОН ( многообещающе). Я бы тебе все сказал! ОНА. Например? ОН, А иди ты! ОНА. Это ты сказал бы? ОНА. Это я сейчас говорю. ОН. Никакой фантазии! Нет, если бы в самом деле уходил, что бы сказал? Тоже - иди ты? И все? Да, чтобы уметь всякие сильные слова, это характер надо. Гордость надо. А ты жевал бы мочало... ОН. Почему это? Попалась бы мне, допустим... Ну, любовь и тому подобное... Она же это самое... То есть любовь. Она смелость там прибавляет и тому подобное... Ну, и вообще... ОНА. А ты попробуй! Ну, то есть мне интересно, что бы я сделала. Ну? ОН ( неестественным голосом, смущаясь). Прощай, дорогая, я полюбил другую! ОНА. О, какое горе ты причинил мне! О, я не вынесу этого безнадежного несчастья! За что ты убиваешь меня, любимый мой? ОН смеется. Перестань! Перестань ржать, дурак! ОН. Я - ухожу! Я ухожу к той, которую полюбил и которая благодаря своей восхитительной внешностью покорила мое сердце! ОНА. Чем же восхитительна ее внешность? ОН. О, у нее длинные густые черные волосы, у нее синие глаза и стройная фигура с осиной талией и высокой грудью! ОНА. Где вы с ней познакомились? ОН. Я познакомился с ней - на улице. Да, на улице. ОНА. Хороша девица! - знакомится на улице с первым встречным! Где конкретно? ОН. Это было - возле цветочного магазина. Да. Она выходила из магазина. Какой-то грубиян толкнул ее. Цветы рассыпались... Одной рукой я дал грубияну по морде, а другой собрал цветы и преподнес ей. Она благодарно улыбнулась своими пухлыми губами. И просияла своими глазами, полными слез от обиды, которые заструились счастьем, и огонь любви загорелся в моих членах... ОНА. Что?! Значит, уже успел? Уже вступил с ней в связь? Сколько ей лет? Кто она? Я ее, гадину такую!.. ОН. Очнись, чучело! Я же придумал все! ОНА. Да? Ну да, конечно. И я придумала. То есть играю будто... О, подлый мужчина! Ты обездолил меня и осиротил моих детей! ОН. Дети-то откуда? ОНА. Не мешай! Я и не подозревала, что моя любовь к тебе так глубока и так высока, она высока, как старинный замок, и ты разрушил его до основанья, теперь вместо замка камни, пепел и пыль! Уходи ж, но помни! Ты опомнишься, ты придешь ко мне умолять прощенья, но вместо меня ты найдешь мой холодный труп, и только бледная роза будет лежать на моей тоскующей мертвой груди. ( Берет бумажный цветок и бросает его на пол.) ОН. Ничто! Ничто не остановит меня теперь на пути к моему счастью, которое... которую... которая меня любит пламенной любовью и обещала умереть в случае моего неженения на ней, то есть если я не женюсь на ней, невзирая на ее ребенка пяти лет, девочку! Мне приходится выбирать из двух трупов: трупа уже пожившей женщины и цветущего трупа женщины молодой, так знай, подлая, я выбираю твой труп! ОНА. Несчастный! Несмотря на возраст, я гораздо моложе своих лет, и это знают все, и я не вижу твоей пылкой любви к ней, а вижу только желание оскорбить меня! Я прощаю тебе твою любовь, но простить оскорбления не могу! Ни слова больше! Прощай! Он смеется. Что смешного в моих словах, ублюдок? О, как мерзок мужчина, который настолько слаб, что позволяет себе смеяться над женщиной! Прочь, я не могу видеть тебя! Ступай к своей девчонке! Я тебя поняла, ты недостоин меня, мне жаль, что я любила такого пошлого человека! Я любила призрак и обман, и это моя ошибка, и я сама за нее с собой расплачусь! Прочь! прочь! ОН. Слушай, хватит орать! Надоело уже... Успокойся, таблетку выпей. ОНА. Прочь, прочь! ОН. Тьфу, дура! Ладно. Пойду прогуляюсь, подышу воздухом. ( Идет к двери.) ОНА. Не уходи! Я не могу жить без тебя! ОН. Слушай, иди ты! Не смешно! ( Захлопывает дверь.) ОНА. Горе, горе... Ураган в груди... Жизнь опустела... Осень придет - без тебя. И это уже будет не осень, а просто погода - слякоть и дожди... И зачем мне это? Нет, действительно? Если подумать? Без него? Я не могу одна. Я сама себе не нужна. Что ж... Ты этого хотел? Ладно. Что ж... Ладно... (Достает лекарственный пузырек и высыпает на ладонь кучу таблеток.) Хватит? Хватит. Все. Прощай. До встречи. Жаль... (Высыпает в рот таблетки, запивает. Ложится. Дотягивается до бумажного цветка, кладет его себе на грудь.)
Звонок в дверь. Еще звонок. Звонки один за другим.
|
|||
|